После выпуска из детских домов и интернатов подростки оказываются в новых для них условиях, которые требуют от них большей самостоятельности и ответственности. В таких ситуациях они часто теряются и испытывают немало трудностей даже в выполнении ежедневных бытовых дел. Но самое главное – среди них есть ребята, которые совсем одиноки. Им не с кем поговорить и не у кого попросить помощи. С этими проблемами сиротам помогают справиться наставники. Этот проект с февраля 2017 года в Кировской области реализует благотворительный фонд «Это чудо».
– Дети теряются во взрослой жизни, – замечает куратор проекта «Наставничество» Людмила Чешуина. – Они могут всю стипендию потратить за три дня и потом не знают, как жить и где взять денег. Дети не знают многих бытовых вещей, поэтому им очень важна помощь в первый год после выпуска.
– Когда наш подопечный подрос и стал самостоятельным, я решила, что не стоит бросать наставничество, надо продолжать, – поделилась Ирина. – Однажды меня пригласили на мероприятие в рамках проекта, чтобы пообщаться с ребятами. Один мальчик сел рядом со мной и начал рассказывать о своей жизни. Я разговаривала с ним так, как будто всегда его знала. С первых минут почувствовала, что это близкий мне по духу человек. И не ошиблась! С ним у нас выстроились очень тёплые и доверительные отношения.
– У одного молодого человека, пока он жил в детском доме, накопилась огромная задолженность за квартиру в размере 1,3 млн рублей, – привела пример Ирина. – Мы решали эти вопросы совместно с специалистами из опеки и юристами. Ребёнку, выросшему в детдоме, трудно ориентироваться в городе и что-то доказывать управляющей компании. Конечно, при такой поддержке у нас всё получилось. А когда добиваешься результата и видишь счастливые глаза своих подопечных, вы не представляете, какой это драйв, это огромная радость! В такие моменты я готова стать наставником ещё нескольким ребятам!
– Наставник – это не просто волонтёр, а настоящий взрослый друг для подопечного ребёнка, при этом от него не требуется каких-либо сверхусилий, – отметила Ирина. – Общение с ребёнком быстро входит в привычку и становится частью жизни. Детям всего лишь нужно, чтобы с ними поддерживали общение в соцсетях, время от времени созванивались, приезжали в гости, спрашивали, как прошёл их день, как здоровье и учёба. Через какое-то время такое взаимодействие перерастает в стиль жизни.
– Первое знакомство с Костей произошло по видео в WhatsApp: из-за карантина не было возможности встретиться лично, – рассказал Роман. – Костя увлекается спортом, любит футбол, поэтому мы можем обсудить матчи при встрече. Даже если появляются вопросы в плане общения с ребёнком, я всегда могу обратиться за помощью к психологу проекта.
– Я раньше никогда не сталкивался с детдомами и не знал, как там живут. С одной стороны, появляется недоумение, как дети там существуют. С другой, я понимаю, как это общение важно не только для Кости, но и для меня. Хорошо, когда есть возможность чем-то помочь, даже простым советом, – подчеркнул мужчина.
– Конечно, беспокоишься о тех, кто уйдёт в ближайшие месяцы, они всё равно теряются во взрослой жизни, – поясняет координатор проекта «Наставничество» в Великорецком детском доме Светлана Ендальцева. – Вроде готовим морально, разбираем жизненные ситуации, но не каждый готов брать на себя ответственность в различных условиях, поэтому важны помощь и поддержка.
– Катя зацепила тем, что она такая простая, душевная, искренняя, хороший собеседник и советник, – подчеркнула Алёна. – Я в любой момент могу позвонить, если мне будет тяжело, меня поддержат. Катя научила многому, например, готовить сложные блюда, дала много мудрых советов, в трудную минуту всегда была рядом, приезжала ко мне, когда мне было очень плохо. Сейчас мне дают больше свободы для моих действий, чтобы я могла проявить самостоятельность.
– У нас есть общие интересы, мы советуем, какой фильм посмотреть, про учёбу разговариваем, о моём будущем. Анна советует оставаться до 11 класса, потому что после девятого не выжить, – рассказал Стас.
– В школе-интернате дети защищены законом, мы их оберегаем, – подчёркивает Наталья Пантелеева. – Когда они поступают в учебное заведение, там уже другие педагоги, однокурсники, другой порядок, традиции, поэтому ребёнок не знает порой, как себя вести в новой обстановке. Тут наставники помогают.
– Дети, становясь важными и ценными для наставников, с удивлением открывают в себе ощущения доброты и счастья. Ершистые «причёсываются», замкнутые и неразговорчивые раскрываются, а неуверенные в себе начинают видеть свои таланты и гордиться ими. И это очень здорово! – говорит Артём Скобёлкин.
– Во-первых, до 12 лет у детей есть шанс попасть в приёмную семью. Во-вторых, они часто воспринимают наставников как приёмных родителей или опекунов. В этом сложность, поэтому мы берём подростков. К тому же, в этом возрасте они ищут для себя авторитет, – пояснила Людмила Чешуина.
– Я обратила внимание, что Артём Сергеевич ни разу не ошибся в подборе пар. Наставники и подопечные дополняют друг друга и даже внешне бывают похожи, как будто в одной семье росли, – отметила Светлана Ендальцева.