09:00. КПП. При входе отдаю документы на проверку. Голос из маленького окошка просит сдать и телефон. Временно. «Так положено», – говорит представитель пресс-службы регионального управления Росгвардии по пути в репетиционную оркестра «Северная звезда».
- Репетиционная база
- «Вокал больше цепляет людей»
- Музыка на практике
В марте оркестр Кировского соединения войск национальной гвардии РФ отмечал 82-ю годовщину со дня своего образования. Сегодня – это единственный военный духовой коллектив в нашем регионе. Без выступлений «Северной звезды» не проходит ни один крупный официальный праздник в Кирове. Журналист портала «Свойкировский» провела несколько часов с коллективом, попробовала себя в роли военного музыканта, узнала, как и чем живут участники военного оркестра, какую музыку они играют.
Репетиционная база
– Там значительно больше места. Есть где развернуться. На стенах все наши награды, фотографии, история соединения и оркестра, – рассказывает начальник военно-оркестровой службы – военный дирижёр майор Алексей Тахмазян. – Памятные, торжественные мероприятия, праздничные концерты для военнослужащих, их родных и близких проходят именно здесь.
– Тех, что играют основную мелодию, я и так слышу. «Сопровождение» звучит менее ярко, поэтому сажаю их ближе, – рассказывает Алексей Тахмазян.
– Играем! – командует Алексей Тахмазян.– В миноре? – доносится откуда-то с краю.– Смотрите, какой сегодня солнечный день. Будем играть в мажоре! (Взмах палочкой.)
Разыгрывание у музыкантов может длиться до получаса. В это время они настраивают дыхание и звучание инструментов. Синтезатор даёт ноту, и каждый участник оркестра повторяет её. Спустя пять секунд Алексей Викторович хмурится. Взмах – и все замолкают. По очереди, указывая палочкой, проходит по каждому. Остановка на флейте, которая звучала на полтона ниже. Пара секунд и гармония восстановлена.
По распорядку репетиция проходит утром и днём, после обеда. Музыканты проигрывают композиции, которые им предстоит исполнять в ближайшее время. Иногда на праздники, городские, областные, военно-патриотические мероприятия организаторы просят исполнить определённые композиции, и коллективу в сжатые сроки приходится разучивать песню. При этом о выступлении коллектив может узнать как за неделю, так и за день до начала мероприятия.
Музыканты закончили проигрывать упражнения, меняют ноты. Один из участников оркестра подключает к колонке микрофон. Рядом с дирижёром ставят второй пюпитр, на него – новую папку с нотами. На галёрке слышно гитарные аккорды. Резкий звук.
– Что это за непонятный аккорд был? – спрашивает Алексей Викторович.
– Это джаз! – доносится из-за тубы.
«Вокал больше цепляет людей»
В оркестре давно сформировался постоянный коллектив. Все музыканты разновозрастные – от 20 до 55 лет.
– Люди занимаются любимым делом, поэтому и уходят отсюда редко. Последний раз мы принимали новичков два года назад, – пояснил дирижёр. – А ветераны, отслужившие по 20 лет и более, по-прежнему на связи с нами, поддерживают дружеские отношения, принимают участие в совместных мероприятиях.
Те, кто хотят стать частью коллектива, обязательно должны иметь музыкальное образование и владеть духовым или ударным инструментом. С новичками готовы работать и помогать им, чтобы быстрее влились в коллектив. В среднем адаптация проходит месяц-полтора. Многое зависит от навыков. Но и чтобы соответствовать коллективу, нужно «быть в форме». Для этого каждый музыкант раз в несколько месяцев разучивает новые гамму и этюд, после чего сдаёт дирижёру. «Нельзя терять квалификацию!»
Оркестр военно-духовой, поэтому и в основном духовые инструменты: два альта-саксофона, тенор-саксофон, две трубы, тромбон, валторна. Также есть ударные и три вокалиста.
– Когда служил в других оркестрах, у меня не было солистов-вокалистов, была только инструментальная музыка. Сейчас я рад, что работаю с таким оркестром. Вокал больше цепляет людей, особенно это видно, когда выступаешь перед большой аудиторией. Например, в филармонии или на Театральной площади. Когда вокалист поёт, он делится эмоциями, заводит публику, – рассказывает военный дирижёр.
В свою очередь, публика лучше принимает и отдаёт свою энергию музыкантам, поясняет Алексей Тахмазян.
– Происходит своеобразный энергообмен. Это особенно чувствуется, когда на концертах в залах зрители аплодируют стоя, хором подпевают солистам. Тогда мы понимаем, что справились со своей задачей. Это лучшая награда для музыканта.
Основа репертуара оркестра – военные марши и другая духоподъёмная музыка, а также патриотические песни: о России, Родине, солдатах, СВО. Музыканты должны знать назубок музыку для официальных государственных церемоний и уметь обеспечивать музыкальное сопровождение всех воинских ритуалов.
– Из нового сейчас разучиваем песню «333» – песня о работе артиллеристов. Песня стала популярна в период спецоперации. Есть произведения Шамана. Например, песня «Встанем», – говорит Алексей Викторович. – Лично я за то, чтобы музыка была настоящей, со смыслом, а не просто набор звуков и ритмов, как некоторые современные песни.
Оркестр играет первую композицию. Молодой вокалист лет двадцати у микрофона. По ходу песни он иногда еле заметно сбивается, наклоняется к нотам, периодически щурится, присматриваясь к тексту. От ошибок никто не застрахован. На то они и репетиции.
Алексей Викторович подходит к вокалисту. Вместе они начинают тихо пропевать места, которые не удались. В этот момент остальные сидят в ожидании: кто-то перебирает пальцами по инструменту, проигрывая мелодию в голове, кто-то умудряется частично разобрать, осмотреть и вновь собрать инструмент: «оружие» музыканта должно функционировать без сбоев.
Если на репетиции музыканты в повседневной форме, то на выступлениях – в парадной.
– Бывает, что выступаем и в офисной одежде, когда мероприятие менее торжественное. Но это редко, – поясняет Алексей Тахмазян. – Как правило, мы в центре внимания и должны не только звучать, но и выглядеть безупречно.
Выступать приходится не только в залах, но и на открытых площадках. Так, оркестр «Северная звезда» – обязательный участник торжественного парада 9 мая. За годы музыканты испытали на себе всевозможные погодные условия.
– Выступаем и в жару, и в дождь. Бывало и в снег... – говорит дирижёр. – Зимой физически трудно играть, особенно если на улице ниже -15 градусов. Там уже ничего не спасает: железо примерзает к железу и невозможно извлечь звук. Но даже в таких условиях выступаем, правда, не больше 20 минут.
Иногда с оркестром выступают и другие музыканты. Например, кировская вокалистка Ирина Беляева или местный вокальный ансамбль «Дивертисмент».
– А с кем из российских звёзд хотели бы выступить? – спрашиваю.
– Желание есть со всеми, главное, чтобы у них было желание выступать с нами, – улыбаясь, говорит Алексей Викторович.
Музыка на практике
Личный состав оркестра – военнослужащие, а значит, музыкальные инструменты – не единственное оружие в их руках. Неотъемлемая часть служебного распорядка для них – физподготовка и стрельба из боевого оружия на полигоне.
Ещё одна особенность службы в военном оркестре – занятия на плацу. Там музыканты оттачивают строевой шаг вместе с инструментами. На выступлениях всё должно выглядеть чётко и слаженно.
Ближе к полудню дирижёр даёт команду переодеваться. Все выходят на улицу. Музыканты утепляются, берут инструменты.
Выстраиваемся на плацу, дирижёр принимает решение отрабатывать строевые приёмы стоя и командует мне становиться в строй. Один из музыкантов протягивает мне тарелки. На сегодняшней репетиции это будет мой инструмент.
Тарелки увесистые, и чтобы их не уронить в важный момент, сбоку предусмотрены широкие петли. Лезу рукой без перчатки в эту петлю. В этот момент дирижёр печально смотрит на мои слегка покрасневшие от мороза руки.
Инструменты в руках. Музыканты встали в шеренги. Дирижёр напоминает, как выполнять команды. Под ритмичные маршевые звуки барабана начинаем повторять.
Главное – считать и правильно перехватывать инструмент. Если с тарелками набор команд несложный – поднять, зафиксировать на весу у себя, потом от себя на вытянутых руках и опустить, то у духовиков всё сложнее. Загвоздка в том, чтобы правильно перехватить инструмент и сделать это синхронно.
Алексей Викторович останавливает барабан. Некоторые музыканты начали по-разному перехватывать инструмент. Разъяснение о том, как это делать, идёт несколько минут. На улице морозно. Музыканты, которые вышли в парадной обуви, начали слегка пританцовывать на месте.
– Это ещё ничего, иногда мы из-за ноты можем долго спорить, – говорит музыкант Даниил. В оркестре и по образованию он вокалист, но на плацу лихо управляется с самым большим барабаном.
Дирижёр даёт команду играть всем. В том числе и мне. Некоторые оркестранты шустро разворачиваются ко мне и советуют, как правильно ударять тарелками.
– Бей по касательной, а не прямо.
С правой руки кожаный ремешок тарелки норовит ускользнуть. Хватаюсь крепче. Моя задача – на каждую сильную долю ударять. Первые звуки с непривычки слегка оглушают. К середине песни уши привыкают к лязганью тарелок.
Помимо сильной доли в музыке мой ориентир – Даниил. Периодически присматриваю за его движениями. Полторы минуты постоянных ударов по тарелкам оказалось физически непростым занятием. Помимо грохота в ушах появилось ощущение тяжести в руках.
Для музыкантов такие репетиции – привычная стезя, и после песни они как ни в чём не бывало стояли без видимой усталости.
– Это было сносно? – спрашиваю про свою игру.
– Вполне, – улыбаясь, сказал Алексей Викторович.
По расписанию у оркестра обед и разучивание новых мелодий и песен. Не за горами майские праздники – репетиции парада победы начинаются задолго до 9 мая, затем – 650-летие Кирова. Это значит, впереди у оркестра – напряжённые репетиции, ведь исполнение всеми любимых композиций должно быть идеальным.
Фото: управление Росгвардии по Кировской области