«Вы вообще знаете, что такое пикет? Пикет - это когда молчат». Репортаж с акции протеста профсоюзов против пенсионной реформы

В Кирове продолжаются публичные акции протеста против повышения пенсионного возраста. Вслед за коммунистами выразить свою позицию пожелали члены профсоюзов и активисты «Открытой России» - одновременно, но отдельно друг от друга//

Сегодня, 28 июня, за зданием областного правительства со стороны ул. Дерендяева прошли сразу два пикета против повышения пенсионного возраста. Первый организовала Федерация профсоюзных организаций Кировской области, второй - движение «Открытая Россия». Дата была выбрана неслучайно - в этот же день в областном Заксобрании депутаты должны были решить, поддерживать ли реформу. О чём говорили и о чём молчали участники акции протеста, читайте в нашем репортаже. Изделия из искусственного камня на сайте компании.

Чужие и свои

К началу митинга у здания Правительства со стороны улицы Дерендяева уже стояли несколько людей. Правда, с журналистами общались неохотно: «Подойдите позже, мы сейчас заняты».
- СМИ будут подходить. Ключевая фраза - «Снять законопроект с рассмотрения. Если есть своё мнение, тоже можно сказать», - проинструктировала собравшихся женщина, подошедшая к участникам пикета.
Далее в разговоре слышится: «Они понимают, что только профсоюзы могут серьёзно высказать, авторитетно».

Среди участников «профсоюзного» пикета нам с трудом удаётся найти людей, готовых выразить мнение.
В окружении женщин с заводов «Маяк» и «Ново-Вятка» стоит мужчина. По его словам, сейчас профсоюзы не готовы объединиться по общей проблеме с «Открытой Россией».
- Нет, это не наше. У них принципы и подходы совсем другие, - анонимно делится мужчина своим мнением. - Мы за профсоюзы, о чём люди говорят и просят нас, мы те вопросы и ставим. Законопроект о повышении пенсионного возраста преждевременный. Вопросов очень много, их нужно решить. Профсоюзы – это многочисленная организация по всей России. Мы не против вести переговоры с политическими партиями, если они разделяют наши принципы.
Людей становится всё больше, в толпе активно идут обсуждения: «Молчать ведь тоже нельзя. Если мы не будем говорить о том, что мы не согласны, так они вообще скажут, что всё хорошо, давайте дальше».
Активисты «Открытой России», которые стоят чуть поодаль, объединяться с профсоюзами тоже не хотят. Они не только выражают протест против повышения пенсионного возраста, но ещё и собирают подписи за отставку Дмитрия Медведева с поста главы Правительства. От их соседей по протесту подобных призывов не слышно.

- Они [профсоюзы] не думают, что это всё - политика, - говорит организатор пикета Вадим Ананьев. - Они говорят, что это экономика: вот немножко там подправим. Мы говорим, что здесь вся причина в политике. Пенсионная реформа у нас началась в начале 2000-х годов, и до 2004 года она нормально шла, это была одна из лучших пенсионных реформ. Но после 2004 года начали потихоньку закручивать гайки. А сейчас, когда в бюджете не стало денег, пенсионерам нечем платить, у нас ведут две войны - на Украине и в Сирии, ещё и сделали Чемпионат мира по футболу - самый дорогой в мире. Поэтому мы поднимаем именно политические вопросы.

Явление Васильева народу

Спустя 20 - 30 минут после начала пикета представители профсоюзов по-прежнему неразговорчивы.
- Вы откуда? Как вас зовут? Что вы хотите? – с подозрением спрашивает женщина при нашей попытке с ней поговорить.
- Говорить-то нельзя, так чё, - тихо отвечают её коллеги, стоящие рядом. -Нам сказали стоять молча.
- Здесь пикет, не митинг, - продолжает женщина. - Снимайте вот эти самые транспаранты. Вы вообще знаете, что такое пикет? Пикет – это когда молчат. Читайте лозунги. На лозунгах всё сказано красноречиво. Спасибо, – женщина отвернулась, дав понять, что больше ничего говорить не хочет.

И тут в толпе кто-то говорит: «Губернатор идёт». Все замолкают, поворачивают головы: действительно, прямо сюда, к толпе, направляется Игорь Васильев. Он проходит мимо людей и останавливается в центре. Главу региона окружают журналисты.
- Я говорю, что вопрос важный, - говорит Игорь Васильев. - Обсуждать его без профсоюзов нельзя, сейчас широкое обсуждение как раз и начинается. Есть законопроект, который надо обсуждать, но, с другой стороны, есть экономические реальности, от которых никуда не уйти. Самое главное – предпринять реформы, учесть интересы людей труда. Бывают опасные производства, тяжёлые производства, учителя, врачи, специальный стаж, короткие списки, льготные пенсии. Про это будем в том числе разговаривать. У нас есть механизм, по которому мы с вами вместе работаем.
- На самом деле, мы требуем снятия вопроса повышения пенсионного возраста с рассмотрения… - перебивает его женщина.
- Послушайте, ну это ваше право. Это нормальная, совершенно спокойная история. Мы вас слышим. Договорились. Спасибо, – он поворачивается и быстро уходит. К акции «Открытой России», которая проводится у другой части здания правительства, губернатор так и не подойдёт. Через два часа после начала пикета депутаты Законодательного собрания проголосуют за повышение пенсионного возраста: до 65 - для мужчин, до 63-х - для женщин.

А пока шум в толпе усиливается, начинаются разговоры: «Да… у нас страна не по европейским меркам живёт». Неожиданно в диалог вступает секретарь обкома КПРФ по идеологии, агитации и протестному движению Алексей Вотинцев. Всего два дня тому назад у коммунистов прошёл собственный пикет против пенсионной реформы. Присоединяться к акции профсоюзов коммунисты не стали, как и профсоюзы - к ним.
- Губернатор против [снятия вопроса о повышении пенсионного возраста с повестки ОЗС], да? – говорит Вотинцев с улыбкой. Шум в толпе становится ещё сильнее. - А как депутаты голосовать будут? Тоже против? – с сарказмом интересуется он. – Вы уверены? – чуть ли не смеясь, переспрашивает мужчина.
- Ну, мы надеемся… - вяло отвечают слушатели.
- Нет, надежды нет никакой… - бодро повторяет он.
- На что надежды нет? – переспрашивают несколько голосов.
- Что он [губернатор] будет голосовать за отмену реформы.

- Товарищ депутат Городской думы, - подлетают к Алексею Вотинцеву организаторы пикета. - Вы как депутат можете свою инициативу высказать, но вы уже сделали это на своём пикете.
- Я ведь не высказываю, - возражает Вотинцев. - Это пикет. Любой человек может обменяться мнением. Депутаты «Единой России» будут голосовать за повышение пенсионного возраста.
«Нельзя расслабляться. Он специально провоцирует», - слышится в толпе участников пикета от профсоюзов. В итоге Вотинцева всё же отвели в сторону, но внимание к нему оставалось повышенным, люди подходили и задавали вопросы.

Эффект Чипполино

Через сорок минут после начала пикета никто уже молча не стоял, все начали разговаривать между собой. Повсюду можно было услышать обрывки фраз: «нельзя говорить, такая власть у нас… говорить нельзя», «безнаказанность, вседозволенность, рассказать даже некому», «Путин же говорил, что не собирается повышать пенсионный возраст», «пусть выводят теневую экономику».

Тем временем журналисты активно опрашивают участников акции.
- Когда я думаю об этой реформе, в голове возникает: «Дожить бы…», - говорит одна из участниц.
- Я как раз попадаю под неё, придётся работать на два года больше, мне это не нравится, конечно, – подхватывает другая.
- Ещё реформы никакой нет. И никто не знает, какой она будет, - отвечает рядом стоящий мужчина. - Надо немного поднять зарплату малооплачиваемым слоям населения, а потом проводить реформы. Мы же ничего не диктуем, мы говорим: «Поговорите с народом, сделайте так, чтобы всем было хорошо. В рамках российского законодательства, что можно, - он делает акцент на слове «можно», - того и будем добиваться. Ведь закон предусматривает определённые действия со стороны общественной организации, в том числе общественных профсоюзов.

Параллельно «профсоюзному» пикету девушка из «Открытой России» продолжает собирать подписи. Ей удаётся остановить Николая Липатникова, но тот начал говорить о том, что ему не нравятся дороги.
- Мы себя считаем оппозицией. – говорит Вадим Ананьин. - Они [профсоюзы] не говорят о причине. Причина – это правительство. Вопрос в том, что власти хотят не то что бы «заболтать», но что-то типа этого. Поэтому я уверен, что эти две акции они специально согласовали рядом, чтобы показать контраст.
- Как считаете, это нормально, когда общество не может ради общей проблемы объединиться и протестовать вместе? - спрашиваем у него.
- А общество и не должно быть однородным никогда, - отвечает Вадим.

К 10 часам утра представители профсоюзов свернули плакаты и разошлись. Однако нам удалось сразу после пикета поговорить с девушкой с завода «Ново-Вятка», которая участвовала в акции.
- Мы за то, чтобы возраст трудящихся был трудоспособный. 63 года – сейчас такая молодёжь больная, очень много хронических заболеваний, зарплаты на низком уровне, пенсии точно так же. Хотелось бы, чтобы уровень жизни был выше. И вообще в последнее время мне кажется, что наша жизнь напоминает сказку про Чипполино: налог на воздух, налог на дождь – одни налоги, - вздыхает она.
Женщина сообщила, что на пикет от каждой организации могли прийти всего несколько человек, так как было оговорено максимальное количество людей на акции - до 50. И всё же участников оказалось больше: примерно 80 человек. А ещё, как выяснилось, профсоюзам сказали, что на пикете нельзя ничего выкрикивать и говорить. Поэтому многие и не желали разговаривать. Хотя и говорить, и выкрикивать можно - нельзя использовать только усилительную аппаратуру.