«Вплоть до суицида». Чем опасен буллинг и как с ним бороться

Многие, скорее всего, сталкивались с школьной травлей: кто-то был жертвой, а кто-то зачинщиком или молчаливым свидетелем буллинга. Сейчас эта проблема получила еще более широкое распространение благодаря развитию интернета и соцсетей. Портал Свойкировский поговорил со специалистами о том, чем опасен буллинг и что делать, если ребёнка травят в школе или он сам агрессор.

Буллинг – это регулярное психологическое или физическое давление на жертву. Зачастую он проходит в виде словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее), распространения слухов и сплетен, бойкота.
Детский омбудсмен Владимир Шабардин отмечает, что проблема школьного буллинга широко распространена в Кировской области. По числу обращений в сфере образования школьные конфликты занимают второе место, их опережают только жалобы на нехватку мест в детских садах. Именно с буллингом связана значительная часть школьных конфликтов, причём не только в отношениях дети-дети, но и взрослые-дети.
– Учителя не только сами травят детей, но и, к сожалению, дают прямой посыл другим, практически инициируя буллинг, – отмечает Владимир Шабардин. – Наиболее серьёзные конфликты происходят в подростковом возрасте, с 12-13 лет. Но что касается детей младше, то, судя по поступающим к нам обращениям, мы сталкиваемся с ситуациями травли по отношению к младшим школьникам при непосредственном попустительстве, а иногда и под фактическим руководством учителя начальной школы. Это происходит, когда учитель делит детей на тех и других или указывает, что с этим ребёнком не надо дружить.
Омбудсмен замечает, что в большинстве случаев в школах знают о травле, но не хотят выносить сор из избы, надеясь, что всё пройдёт само собой.

При этом буллинг встречается не только в школьной среде, с ним могут столкнуться и совсем маленькие дети. Например, кировчанка Ксения (имя изменено) рассказала, как её двухлетний сын стал изгоем в детском саду.
– Сын пошёл в новый садик, – поделилась Ксения. – Мы два месяца хорошо отходили, были, конечно, синяки, как у всех, – дерутся же дети. Он у меня самый маленький в группе и единственный, кто не разговаривает. Однажды воспитательница мне говорит, что мой сын расцарапал лицо мальчику, идите разбирайтесь с родителями. Я у неё спросила: «Вы ногти у него трогали?» Я знаю, что он щипается, поэтому день через день ногти подстригаю, чтобы никого не покалечил. И она начала: «Вы понимаете, что он у вас изгой, никто из детей не хочет с ним играть, ложиться спать, на занятиях он сидит отдельно». Оказалось, сама воспитательница не видела, как сын поцарапал, но все дети показали на него. Только дома до меня дошла информация: проревела до утра.
На следующий день кировчанка поговорила с заведующей детским садом. В первую очередь она узнала про перевод. Но оказалось, что есть группа, в которой дети младше сына Ксении. Такой вариант её не устраивает: ребёнок начнёт отставать в развитии и поздно пойдёт в школу. Тогда кировчанка попросила заведующую поговорить с воспитательницей, чтобы она не настраивала детей против её сына. Теперь воспитательница не разговаривает с Ксенией.

Откуда берётся агрессия

Психолог Вера Лыскова замечает, что агрессия свойственна в первую очередь подросткам. С помощью травли они демонстрируют своё превосходство и псевдосилу, чувствуют свою безнаказанность. Обычно ни у родителей, ни у педагогов не хватает времени, чтобы расставить акценты и показать, что это не сила, а слабость, говорит психолог.
Сейчас, когда в интернете можно написать кому угодно, в том числе и анонимно, и тебе никто в ответ ничего не сделает, буллинг получил ещё большее распространение.
– С одной стороны, каждый подросток хочет быть индивидуальностью и выделиться чем-то на фоне других, а с другой стороны, у них развито чувство коллективизма, стадности: мы же все, я же не один. Это перекладывание ответственности на плечи других, неумение, неспособность, нежелание взять ответственность на себя. Но в каждом конкретном случае это разные мотивы, – рассказывает Вера Лыскова.
Буллинг в школе может привести к серьёзным душевным потрясениям и психическим расстройствам, вплоть до суицида.
– 13 лет – самый опасный возраст в плане суицидальных мыслей, – говорит Вера Лыскова. – Если на человека со слабой нервной системой свалятся такие испытания, это очень тяжело. Суицидальные мысли посещают подростков, потому что у них ещё не сформирована ценность жизни. У них подвижная психика, они обособлены от тех, кто может помочь, самонадеянны.

Узнать причину и действовать

Вера Лыскова советует родителям обращать внимание на поведение ребёнка: если оно изменилось, то надо поговорить с ним и выяснить причину. При этом во время разговора надо вести себя спокойно. Психолог советует не предпринимать поспешных решений и не обвинять учителей или ребёнка-агрессора.
Важно узнать, когда начался конфликт, что ему предшествовало, когда и в какой форме происходит, поговорить с друзьями ребёнка и учителями. Решение проблемы зависит от причины травли.

– К примеру, дети с тонко организованной психикой иногда эмоционально реагируют на оскорбления, издевательства: начинают ногами топать, кричать, реветь. И окружающим нравится такая реакция, они специально доводят его до такого состояния. Если причина в этом, то следует перестать эмоционально реагировать на травлю, тогда могут и отстать, – отметила Вера Лыскова.
Если же ребёнка бьют, родителям нужно идти к классному руководителю, завучу, директору. Иногда жестокость детей можно остановить, если пригрозить уголовным или административным наказанием, говорит психолог.
Необходимо разобраться в причинах и в том случае, если вы узнали, что ваш ребёнок и есть тот самый агрессор. Если конфликтующие семьи не могут самостоятельно справиться, можно привлечь школу, обратиться к психологу.
Владимир Шабардин замечает, что замалчивать ситуации травли не нужно.
– Во многих ситуациях помогают неравнодушные люди, которые, узнав от своих детей, что какого-то ребёнка травят в школе, сообщают об этом. Это очень важно, чтобы родители не оставались равнодушными, потому что если сегодня травят не твоего ребёнка и с этим ничего не делать, то потом с буллингом может столкнуться и твой ребёнок, – говорит Шабардин.
Идти напрямую к директору нужно в том случае, если травле способствует учитель. Тогда должны быть приняты определённые действия начиная с разговоров и заканчивая более серьёзными мерами, если это не прекращается.

Как предотвратить

Вера Лыскова считает, что избежать травли поможет воспитание у детей чувства самостоятельности и ответственности за свои поступки. Родителям же следует сохранить связь со своими детьми, чтобы они могли открыто рассказать им о проблеме. Особенно это важно в подростковом возрасте: взрослым необходимо разговаривать со старшими школьниками на равных, а не как с детьми.
Например, чтобы выстроить доверительные отношения с ребёнком, можно в семье соблюдать традицию, когда каждый вечером рассказывает о том, как у него прошёл день.
Владимир Шабардин уверен, что помимо родителей с детьми должны работать школьные психологи.
– Классные руководители и люди, которые отвечают за воспитательную работу, должны обладать навыками раннего распознавания задатков буллинга, чтобы пресекать их в зародыше. Необходимо обучать учителей и родителей, как вести себя в этой ситуации, как не стать жертвой или орудием буллинга, – пояснил Шабардин.
Фото: pixabay.com