Война с розовыми волосами. Зачем кировские школы пытаются сделать учеников одинаковыми

С началом нового учебного года в российских школах разразилось уже несколько скандалов, связанных с якобы неподобающим внешним видом учеников. Их не пускали на уроки или делали выговоры из-за одежды, стрижки или цвета волос. Свойкировский разбирался, законны ли запреты на нестандартные причёски и что стоит за желанием взрослых постричь всех детей под одну гребёнку.

Впервые в России школьная форма была введена в середине XIX века при Николае I. До революции мальчики-гимназисты носили форму, напоминавшую военную, а девочки - коричневые платья. После революции её отменили как «буржуазный пережиток», но уже в 1949 году «пережиток» вернули. Россия вновь отказалась от формы в школах в 1992 году, но колесо истории и тут повернулось вспять. В конце 2012 года президент Владимир Путин высказался о своём пожелании стандартизировать внешний вид детей. Пожелание было услышано. К началу нового учебного года депутаты Госдумы успели внести поправки в уже принятый ранее федеральный закон «Об образовании», который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Согласно поправкам, школы наделялись правом устанавливать требования к одежде учеников.

- Она [форма] дисциплинирует, дети не так остро ощущают разницу в достатке семей. Кроме того, мы все помним и истории вокруг ношения хиджабов ученицами, — объяснял законодательную инициативу экс-глава Федерального агентства по образованию, депутат Госдумы от «Единой России» Григорий Балыхин.

В течение следующих двух лет школы внесли изменения в свои уставы, согласно которым вводился стандарт формы или общие требования к одежде. Сейчас они есть в большинстве кировских школ, хотя учебные заведения могут вообще не вводить никаких требований к одежде: федеральный закон «Об образовании» не обязывает их к этому, а лишь наделяет правом.


Система взялась за причёски

Спустя несколько лет мы имеем ситуацию, когда некоторые школы зарегламентировали внешний вид детей вплоть до мельчайших деталей: макияжа, маникюра, аксессуаров и так далее. Бывают случаи, когда из-за «неподобающего» вида детей не пускают на занятия, либо угрожают недопуском, либо просто публично начинают предъявлять претензии. Так, в сентябре этого года школа в Красноярском крае потребовала от четвероклассника избавиться от причёски мэн бан (виски сбриты, волосы собраны в пучок на затылке), такую же носит кумир мальчика - известный шведский футболист Златан Ибрагимович. В Пермском крае в 2018 году не допустили к урокам гимназистку с розовыми волосами, в Санкт-Петербурге девятиклассника с окрашенными волосами отстранили от занятий. Подобные прецеденты есть и в кировских школах.

- В прошлом году мой сын отрастил волосы и два раза покрасил: сначала в светлый цвет, потом - в тёмный, - рассказала мама 15-летнего школьника Юлия. - Чтобы волосы не мешались, я рекомендовала ему собирать их в хвост. Но руководство школы сказало: никаких хвостов, это не деловой стиль. Была даже беседа с директором. Я считаю, в этом вопросе всё-таки должна быть мера. Я приветствую деловой стиль в школе. Но что касается волос, то я считаю, что сейчас не то время, чтобы детям что-то запрещать.

Ученице другой кировской школы пришлось перекрасить волосы из ярко-розового цвета в натуральный специально перед началом учебного года, чтобы избежать претензий со стороны учителей. Впрочем, к одежде тоже цепляются.

- Конечно, претензии по поводу одежды были не каждый день, но когда я надевала «что-то не то», мои классные руководительницы каждый раз говорили мне приходить «в правильной одежде», - рассказала девушка. - В 10 классе учитель сказала мне перекраситься в «нормальный» цвет, так как «у нас примерный класс».


Запрещать розовые волосы - это законно?

Согласно п.1 ст. 38 закона «Об образовании», школы могут устанавливать требования к одежде учеников и правилам её ношения, но не к внешнему виду в целом. В Кировской области были случаи, когда прокуратура выявляла необоснованные требования к ученикам школ и успешно опротестовывала незаконные Положения о школьной форме. Так, в школах Фалёнского и Подосиновского районов ученицам было запрещено носить яркий маникюр, макияж и аксессуары. В результате прокурорской проверки уставы школ были приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Однако и сегодня в приказах и уставах школ массово встречаются нарушения. Обычно это незаконные требования заплетать длинные волосы, запрет носить яркий макияж и маникюр, массивные кольца и броши, пирсинг, стрижки, не соответствующие «классическим образцам», и серьги (для мальчиков), красить волосы в яркие оттенки. Некоторые школы в положениях о школьной форме указывают, что без школьной формы ученики не допускаются к занятиям. Это также является нарушением закона «Об образовании». Согласно Кодексу об административных правонарушениях, незаконное ограничение прав и свобод учащихся влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.

Вообще что касается внешнего вида учеников, а не одежды, требования к нему содержатся в письме Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся». Согласно одному из подпунктов этого документа, внешний вид ученика должен соответствовать «общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер».

Но в федеральном законодательстве эта формулировка не закреплена, то есть обязательным к исполнению это требование не является. Да и такие понятия в школьных уставах, как «яркий макияж», «классические стрижки», «экстравагантные стрижки», «яркие оттенки», «неестественные оттенки», имеют оценочный характер. Пирсинг, например, согласно Большому словарю иностранных слов, - это декорирование определённых частей тела путём прокалывания кольцами, булавками, цепочками или иными украшениями. Но с проколотыми мочками ушей ходят и учителя, и директора школ. Вопрос в тонкости определений - является это пирсингом или нет?

Также стоит отметить, что школьный устав с требованиями к школьной форме должен приниматься с учётом мнения учеников и родителей, как правило, это мнение высказывает родительский комитет школы. Поэтому если изменение школьного устава с родителями и учениками никто не обсуждал, исполнение устава является необязательным, так как он был принят незаконно. И судя по словам родителей (в том числе состоящих в родкомитете) и школьников, с которыми общался журналист портала Свойкировский, их мнения никто не спрашивал.

Кстати, согласно Конвенции ООН о правах ребёнка, ратифицированной ещё при СССР, государства-участники обязуются уважать право ребёнка на сохранение своей индивидуальности. На деле же эта индивидуальность подавляется школьными уставами, зачастую принятыми незаконно или содержащими незаконные требования.

Также, если формулировки требований к внешнему виду в уставе противоречат закону «Об образовании» (например, требование к причёске или цвету волос), его можно оспорить в Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений при школе либо с помощью прокуратуры. По информации экспертов информационно-правового портала «Гарант», в большинстве случаев прокуратура встаёт на сторону детей.


Нужна ли форма

Если верить данным опроса «Роскачества» (проведённого, правда, не социологами, а врачом и экспертом по детским товарам Татьяной Буцкой), 70% родителей считают школьную форму положительным опытом. Однако при ответе на вопрос, нужно ли устанавливать для всех единую форму, мнения опрошенных разделились поровну: 46,7 % выступили за единообразие и ровно столько же не увидели в этом нужды. Небольшая часть опрошенных (6,6%) так и не смогла определиться с ответом, поэтому воздержалась.

В положениях о школьной форме некоторых кировских школ можно встретить такие аргументы в пользу формы:

- У нас есть форма. Верх - обязательно светлый, чаще белый, но допускаются пастельные тона. На жилетку или пиджак должен быть пришит шеврон лицея. У нас не контролируют модели, только цвет (синий), в моделях мы не ограничены. Считаю, что это здорово, так как телосложение у детей разное. Обязательно официальный вид. Эффект школьной формы отличный, все всегда выглядят прилично, - считает мама школьника Мария Шабалина.

Другие родители, не выступая принципиально против формы, высказывают обоснованные претензии, что иногда руководство учебных заведений слишком далеко заходит в своих попытках регулировать внешний вид учеников.

- Я всё понимаю, когда предъявляют какие-то общие требования к школьной форме - цвет, фасон. Но у нас в школе, например, водолазки разрешены только зимой, а остальное время дети должны ходить в рубашках и блузках. Объясняют это тем, что водолазки якобы сковывают движения и не дают коже дышать. Большей чуши я не слышала, - говорит Светлана, мама школьницы. - К счастью, строгость требований компенсируется необязательностью их выполнения. Дочь спокойно ходит в школу в водолазках, никто её с уроков не гонит.

Про похожие сомнительные запреты - на футболки с иностранными надписями, на брюки для девочек - говорят многие кировские родители и сами ученики.

- Я считаю, что школьную форму нужно использовать только тогда, когда проходят проверки или открытые уроки. Должны быть какие-то рамки приличия во внешнем виде. Но мы сейчас в таком возрасте, когда хочется самовыражаться. И запрещать что-либо в этом плане - неприемлемо, - поясняет одиннадцатиклассница кировской школы. - И лично для меня школьная форма вообще неудобна. Рубашки сковывают движения, к тому же я люблю объёмные вещи, так как хочу скрывать свои внешние недостатки, пока не разберусь с ними.

Некоторые родители сомневаются и в том, что форма способна минимизировать социальное расслоение.

- У нас одежда давно перестала быть эквивалентом какого-то социального уровня. Богатые могут носить скромную одежду, бедные чуть ли не в кредит берут брендовые вещи. Я - мама подростков. У них ценится другое. Больше ценится, у кого круче гаджет и кто куда ездит путешествовать. Сверху пытаются навязать это неслучайно. Ведь зачем вытягивать людей из бедности, когда можно уравнять всех формой? - высказалась мама школьников Инна Адамова.

С тем, что форма помогает сконцентрироваться на учёбе, согласны чуть меньше половины россиян. Например, учитель начальных классов одной из кировских школ не заметила разницы в поведении между учениками, которые носят форму, и теми, которые не носят.

- Форма никого не дисциплинирует, - считает она. - Позавчера ребёнок пришёл в школу в джинсах. Вёл себя не хуже других и даже лучше некоторых детей, которые были в форме.

Принципиальную позицию по поводу школьной формы занимает Кировский экономико-правовой лицей, где внешний вид учеников никак не регламентирован, за исключением того, что одежда должна быть чистой и соответствовать погоде.

- У нас в лицее считается, что форма лишает человека права иметь своё мнение. В качестве примера педагоги приводят силовые структуры, где все поголовно носят форму и где главная обязанность - выполнять приказы сверху и следовать инструкциям, - говорит отец одного из учеников КЭПЛа Евгений. - У нас же в лицее считают, что ребёнок должен сам формировать свой стиль и образ мышления, и я как родитель с этим полностью согласен.


Мнение психолога

О том, как важно предоставить ребёнку возможность выбора, говорит и семейный психолог Надежда Бушмелева.

- В армии есть такая шутка: людьми в форме легче управлять. И действительно, форма на психологическом уровне даёт ощущение, что ты «как все», особо не проявляйся в этот мир, следуй форме в одежде и в поведении, делай то, что указано или предписано. Любая форма - это ограничение, требование и систематизация. Лично мне эта философия и политика не нравится. Я за свободу выбора своего жизненного пути, своего стиля одежды, своего проявления в этот прекрасный мир. Я ежедневно вижу, с какой ненавистью дети заставляют себя из года в год надевать серые, чёрные, коричневые жилетки, пиджаки и юбки. И мне искренне их жаль. С трёхлетнего возраста мы учим детей делать выбор. Например, в какой сегодня футболке пойдёт сын или дочь в садик: в красной или синей? Делая выбор, он учится слышать свои желания, понимать своё настроение.

Проблема выбора, как отмечает Надежда, - самая серьёзная и трудная в жизни любого человека. Так что проще управлять людьми, которые в течение 11 лет изо дня в день будут ходить в той одежде, в какой предписано.

- Да и встраивать далее их [детей] в любую систему будет тоже намного проще, нежели творческих креативных Личностей, не поддающихся никакой формализации, - заключает она.

Источник фото: wallbox.ru