Вне времени. Актёры и художник-конструктор Кировского театра кукол о том, как создаются персонажи, новых тенденциях и главенстве художника

Прогуливаешься по Спасской и видишь красивое здание. В окошке второго этажа виднеется большой белый шар. Это механический арт-объект. Его включают – и всё приходит в движение: крутится колесо, дирижабль машет крыльями, а нос корабля в виде средневековой маски вертится по сторонам. Щёлк. Начинается новый круг движения. Так и театр кукол им. А.Н. Афанасьева уже 85 лет зовёт кировчан в сказочное путешествие. В Международный день кукольника Свойкировский узнал, куда отправляются старые куклы, какие спектакли больше нравятся кировчанам и кто главнее в театре – актёр или художник.


Всё рассчитано до миллиметра

На входе нас встречает пресс-секретарь Яна. Она проводит нас по лабиринтам здания и впускает в мастерскую к художнику-конструктору Александру Фёдоровых. Семь лет назад он случайно оказался в театре и теперь работает с механизмами – делает каркас куклы и «оживляет» её.


– Художник приносит эскиз и говорит свои пожелания. Дальше я начинаю работать, чтобы сделать куклу максимально живой. Все технические возможности закладываются в неё сразу, а детали рассчитываются до миллиметра, –рассказывает Александр.


kirovkukla.ru

Самую большую куклу Александр сделал для спектакля «Холодное сердце». На создание Михеля высотой 2,4 метра мужчина потратил около двух месяцев. Каркас куклы выполнен из проволоки и фанеры, поэтому Михель довольно тяжёлый.

– Если бы я использовал другие материалы, то куклы хватило бы только на одну репетицию. Я сделал почти Терминатора, – рассказывает Александр.

По словам конструктора, чаще всего куклы изготавливаются из фанеры и металла. Пластик используют реже из-за высокой цены, хотя как материал он прочнее и легче.


Пока мы находимся в мастерской, Александр показывает свои наработки будущих кукол. Он обращает внимание на плоские чёрные куклы девочки и кота и говорит:

– Это театр теней. Мой любимый, потому что в нём скрыта масса возможностей. Вообще работа конструктора очень интересная. Здесь каждый раз всё разное, никогда не бывает повторений. В любую куклу вкладываешь душу, как себе делаешь.


Знакомство с куклой

Поднимаемся по лестницам и заходим в гримёрную актёров. Встречаем заслуженных артисток России Надежду Мазик и Надежду Стрижак, актёра Павла Стволова.

В углу гримёрки висят куклы – персонажи Надежды Мазик: Морковкин и Фёкла Ивановна. Последняя кукла была сделана для спектакля «Женитьба» по Гоголю и чертами лица напоминает актрису.


– Бывает такое, что художник специально делает кукол похожими на актёров, но это уже обособленный статус. А вообще кукла становится похожа на актёра, когда с ней начинают работать, – говорит Надежда Андреевна. – Вот Морковкин. Похож ли он на меня? Такой же круглолицый. Но это не делалось специально. Мы как-то с ним сдружились, и он стал похож на меня.

Кукла приходит к актёру уже в готовом виде. На первой встрече артист знакомится с ней, подбирает голос, узнаёт механику: как работают глаза, рот, руки. Актёр не участвует в создании куклы, хотя в редких случаях он может подсказать художнику какие-то детали, например, изменить причёску или добавить головной убор.


Нестандартные ситуации

Иногда куклы ломаются прямо во время спектакля. У актёра Павла Стволова такой случай произошёл на «Холодном сердце»: в одной из сцен у куклы сломалась рука и упала на пол.

– Полный зал зрителей. Куклы большие, примерно по пояс. И вдруг у моего персонажа падает рука. Зал ахает! Я весь в поту, – рассказывает актёр. – Стоим на возвышении, и поднять деталь нет возможности. В этом случае актёру ни в коем случае нельзя останавливаться и поднимать отпавшую часть.

Бывают и исключения. Павел Стволов рассказал случай из спектакля «Солнечные человечки». В постановке два снеговика – мальчик и девочка – идут за руки. Один тянет другого, и вдруг у одной из кукол вытягивается рука с верёвкой. Актриса взяла её и приложила на место. По мнению Павла, такое решение в этом спектакле было оправдано, так как по сценарию актёры вылепили их, поэтому могли поправить «творение». Уже за кулисами руку прицепили на булавку, так и доиграли постановку.


Уходят ли куклы на пенсию?

Когда спектакль снимают с репертуара, самые необычные куклы попадают в музей. Большинство персонажей разбирают до гапита (внутренняя конструкция – прим.ред.) и используют повторно. Самые сложные механизмы делаются для тростевых кукол. По словам Надежды Стрижак, для них требуется выносливость, так как весь спектакль приходится держать руку вверх и органично двигать героем. Проще всего играть перчаточными куклами, но движения у них получаются скупые.


– Раньше были только тростевые куклы и все спектакли шли на ширме. Теперь это уходит. Театр кукол объединяет драматическое искусство, пантомиму, движение, музыку. Сейчас новые тенденции: в спектакле появляется много живого плана. Актёры сами играют, а куклы уходят на задний план, – рассказывает актриса.

У кировского зрителя старшего поколения традиционной театр с ширмой сохраняет популярность. По словам Надежды Стрижак, бабушки с внуками, которые приходят в театр кукол, хотят увидеть именно ширмовой спектакль. Современные же дети по-другому воспринимают мир. Им не хватает терпения, если актёры долго рассказывают историю. Но несмотря на новые тенденции, главная особенность театра кукол – оживление неживого предмета –остаётся вне времени.

Фото: Сергей Зыков для Свойкировский.рф