В кировских супермаркетах стартовали рейды волонтёрского движения «Хрюши против». Активисты уже посетили два магазина, где собрали несколько тележек просроченных продуктов. Свойкировский выяснил, кто становится «хрюшами» и кому они способны усложнить жизнь.
- В декабре мы всего лишь создали группу «В Контакте», но не подумали, что столько СМИ о нас сразу напишут. Эти два месяца мы собирали жалобы и «чёрную» базу магазинов, которые торгуют просроченными продуктами. Плюс набирали волонтёров, - сообщил он. - Люди заполняли анкеты в соцсетях, мы их читали, задавали вопросы человеку, после чего принимали решение, брать его или нет. Но фактически брали и берём всех желающих. Сегодня в нашей команде около 20 человек. Возраст активистов - от 22 до 40 лет. Люди совершенно разные, кто-то учится, кто-то работает.
- В «Продуктовой лавке» охранник сначала попросил у нас разрешение на видеосъёмку, мы спросили, как оно должно выглядеть, и он убежал. Потом зачем-то заблокировали выход, но позже его открыли. В «Красногорском» продавцы сначала начали кричать, что вызовут полицию, но это было буквально две минуты, а потом, когда позвонили начальству, все пошло мирно. То есть на уровне рядовых сотрудников идёт резкий негатив, но когда вопрос доходит до начальства, выясняется, что про нас уже слышали, нас знают. Понимают, что мы действуем в рамках закона, - рассказывает руководитель кировских «хрюш».
- Есть три варианта, что делать с просроченными продуктами, которые мы нашли в магазине. Либо продавцы вскрывают упаковки, либо мы товар покупаем, вскрываем упаковку сами, нам возвращают деньги за покупку просроченного продукта, после чего мы пишем заявление в Роспотребнадзор или в суд. И третий сценарий - мы вызываем полицию, они составляют акт о правонарушении по факту торговли просроченными продуктами, изымают весь товар. То есть магазины не могут отправить его обратно торговым представителям, мы также обращаемся в Роспотребнадзор, и магазину уже грозит штраф до 300 тысяч рублей или закрытие на срок до 90 суток. Им этого, разумеется, не хочется. Поэтому они при нас вскрывают упаковки. Конечно, ворчат, что не могут этого делать, потому что им якобы нужно вернуть товар поставщику. Но возврат товара осуществляется в любом, даже вскрытом виде. Во всех магазинах это действует, просто они, возможно, об этом не знают. Сотрудники супермаркетов вообще слабо осведомлены, на что мы имеем право как покупатели, а на что нет. Например, в некоторых магазинах висят таблички, что видеосъёмка запрещена, но этот запрет не имеет никакой юридической силы. Это общественное место, мы имеем право там снимать.
- Активисты там уже найдены, осталось только «обкатать» саму практику рейдов в Кирове - и можно будет делиться опытом с районами, - резюмирует руководитель кировского отделения.
- Мы принимаем всё, что ведёт к улучшению качества обслуживания покупателей, - прокомментировал он. - Да, мы признаём, что недочёты в нашей работе имеются. Появление просроченных продуктов на прилавках связано с человеческим фактором, это недоработка со стороны персонала магазина, будем проводить работу над ошибками. Мы всегда стараемся все конфликты решить сразу и идём навстречу покупателю. В свою очередь, хотелось бы пожелать общественным деятелям более профессионального и корректного подхода в вопросах защиты прав потребителей. Профессионализм с нашей точки зрения состоит в знании законов, правил продажи продовольственных товаров, санитарных норм и правил. Корректность выражается в уважительном отношении к персоналу магазина со стороны общественников. И то, и другое во время рейда присутствовало не в полной мере.
- Может быть, это отчасти и пиар, но если они обращают внимание на просрок и выявляют такие факты, то это полезное дело. По закону просроченные продукты продавать нельзя. Их сам продавец должен утилизировать. Но как они утилизируют, никто не контролирует. Конечно, во время таких рейдов многое не выявишь. Некоторые магазины из просрока готовят, например, салаты, или пиццу, или шашлык, подвергают продукт термической обработке и тем самым дают просроченным продуктам новую жизнь. Но цель рейдов - привлечь внимание. Если речь идёт о публичном вскрытии упаковки, по сути, утилизации товара, это уже способствует созданию негативного имиджа магазину. И продавцы уже будут следить за сроками, если не хотят попасть в поле зрения активистов ещё раз. В какой-то мере, я считаю, это избавит покупателей от просроченных продуктов. Я целиком «за», и мне кажется, что такие вещи надо распространять не только на просрок, но и вообще на любой фальсификат, не соответствующий ГОСТу. Обнаружили фальсификат - всё, уничтожайте у нас на глазах, чтобы мы видели это своими глазами.