«У нас нет задачи отдать собаку кому попало. Есть задача сделать её жизнь лучше». Волонтёр о жизни передержки «Мокрый нос»

Утром в субботу в передержке для собак «Мокрый нос» стоит громкий лай. Кого-то это может отпугнуть, но на самом деле это звуки радости. Так собаки приветствуют волонтёров, которые по выходным приходят ухаживать и выгуливать четвероногих. О том, чем живёт передержка, какую роль в ней играют волонтёры и как можно помогать делом, – в нашем материале.

Место жизни собак

Для тех, кто оказался в передержке впервые, происходящее может показаться непривычным. Вместо домиков на зелёной лужайке здесь более приземлённая картина: территория с самодельными будками и вольерами для собак. Но больше оглушает лай, который начинается ещё при входе в передержку. По первым ощущениям кажется, что будки с собаками стоят близко друг к другу и животное, которое почти неделю сидело на привязи, вот-вот кинется к тебе. Сдерживает их цепь с ошейником. Позже, адаптировавшись в пространстве, понимаешь, что будки находятся на безопасном расстоянии от людей и от других собак.



Периметр территории также обрамляют вольеры. Чуть дальше находятся отдельные будки. Их поставили на расстоянии из соображений безопасности. На некоторых есть предупреждения из серии «Злая собака», «Кости не давать».

В первую очередь на прогулку ведут собак из стационара – они по медицинским показаниям не могут пребывать на улице. Далее выгуливают обитателей будок и вольеров.



Неподалеку от открытой кухни, где животным готовят еду, стоит волонтёр с тетрадкой. Она отмечает и проверяет, кто из собак гулял, а кто нет. Другая волонтёр – Юля – помогает раздавать четвероногих. Мне досталась собака Белка. По пути к выходу девушка даёт короткий инструктаж:

– К будкам и другим собакам близко не подходить. Если собака схватила старую кость – не отбираем. Она сама пойдёт и выбросит или мы у неё выманим. Телефон клади в надёжное место, если собака побежит, чтобы он нигде не потерялся. Вот и всё.

Мне остаётся несколько раз намотать на руку поводок и в путь. Все собаки разные по темпераменту и характеру. Если одна может спокойно обходить окрестности, как Белка, другие – таких большинство – рвутся вперёд и силой тянут буквально бежать за ней. Поэтому добровольцам, выгуливающим собак, приходится быть постоянно начеку.

Территория за передержкой – типичная промзона. Дорога, по которой волонтёры ведут собак гулять, неухоженная. Несложно представить, что во время дождей она частично превращается в месиво из глины.


Во время выгула волонтерам нужно стараться выстроить маршрут так, чтобы собаки не подходили близко друг к другу


На одну прогулку даётся 10-15 минут, после чего собаку нужно обратно привести в передержку и отдать в руки опытных волонтёров. Новичкам не разрешают самостоятельно пристёгивать животное к будке. В этом процессе тоже есть свои хитрости и опасности. Так, неправильно пристёгнутая собака может получить травму или убежать.

Помогать бездомным собакам приходят разные люди. В день передержку посещают более 40 человек. Народ очень разный. Среди помощников – одинокие пенсионеры, студенты, влюблённые пары, взрослые с детьми.

«У нас нет задачи отдать собаку кому попало. Есть задача сделать её жизнь лучше»

Для волонтёра Юли выходные начинаются с работы в передержке. Сюда она приходит еженедельно уже четвёртый год. По словам девушки, о передержке для собак она узнала случайно.

– Сестра брала собаку на передержку, её некуда было деть: закончились места в зоогостинице. Освободилось место здесь [в передержке «Мокрый нос»], привезли сюда. Один раз приехала, думаю, просто погуляю с собакой. Но потом меня затянуло. До сих пор здесь, – рассказывает Юлия.

Люди приходят в передержку, помогают кто чем может по своему желанию и силам, рассказывает Юля.

– Именно от волонтёров зависит качество жизни собак. Если людей достаточно – значит, все погуляют. В будни собак выгулять некому, поэтому выходные – особые дни, – рассказывает Юля. – Сначала люди приходят погулять, потом начинают ориентироваться, и мы можем попросить разнести кашу, помыть миски или прибрать вольер. Всё происходит постепенно, так как у каждой собаки свои особенности: кому-то надо поставить чашку так, чтобы не перевернул, кому-то надо поставить и подождать, чтобы сосед не слопал кашу.


В передержке ни один пёс не остаётся без внимания

Очутившись в передержке впервые, некоторые могут испытать смешанные чувства: кого-то пугает лай, кого-то – специфический запах, кого-то – количество собак. Их много. Больше 180. Кто-то тоскливо лежит, высунув нос из будки, некоторые бродят вокруг своего деревянного жилья, особо смелые забираются на крышу и высматривают гостей. Но не у всех есть возможность жить в отдельном домике. Из экономии некоторые собаки вынуждены ютиться втроём в одном вольере. Некоторые так сживаются вместе, что такой «бандой» и выходят гулять.

Собака Амина практически сразу привлекает к себе внимание. В её зубах игрушка, с которой они играет и умиляет волонтёров-новичков.

– За счёт этого «трюка» Амина гуляет чаще остальных, – с улыбкой говорит Юля.


Амина ждёт выгула

У Амины, как и у большинства собак из передержки, непростая судьба. Её нашла семейная пара. Супруги ехали зимой на машине и увидели на дороге собаку.

– Амина была такая тощая – одни кости! На теле были большие гнойники, ошейник перетянут. Супруги привезли к нам, так как у них была дома собака. Мы её вылечили. Позже ребята начали возить Амине еду, помогать нам, стали нашими волонтёрами. Собака выздоровела, адаптировалась, но не выпускать же на трассу… Так она у нас и осталась.

Также в передержку собаки попадают через отлов: волонтёры их лечат, стерилизуют и отпускают в места обитания. Те, которые нежизнеспособны, остаются в передержке.


У некоторых волонтёров есть свои любимцы, за которыми они приходят ухаживать

Бывают ситуации, когда собаку привозят хозяева.

– Была одна пара, которая привезла щенка со словами: «Заберите. Он не нужен», – пробубнили они. Щенок не был привит. Таких мы стараемся не брать: на фоне стресса к ним прилипают все инфекции. И если такие щенки попадают к нам, то стараемся распределить по домашним передержкам. Всё это мы объяснили паре и попросили самим пристроить их домашнюю собаку. Они ушли. Позже волонтёры вышли за ворота и увидели, как этого щенка выкидывают из машины. Девочки, конечно, подбежали и забрали бедолагу.

Есть и те, кто забирают собак, однако у всех волонтёры отслеживают судьбу.

– Мы всегда пристраиваем собак по договору и предупреждаем, что отслеживаем судьбу собаки и дальше. У нас нет задачи отдать собаку кому попало. Есть задача сделать её жизнь лучше, чем в приюте. Поэтому всегда договариваемся, что люди отправляют нам фотоотчёты, что у собаки всё хорошо. Как показывает практика, те, кто осознанно берут животное, с отчётностью нет никаких проблем, – поясняет Юля.


В ожидании обеда

Бывает, люди замечают в передержке красивую собаку и берут её, не рассчитав силы, рассказывает Юля. Как итог – пса возвращают в передержку.

– Обычно люди объясняют возврат аллергией. Надо сказать, у нас очень аллергичный город. На самом деле, людям стыдно признаться, что они не справились.

– Почему так происходит?

– Не осознают всей ответственности. С появлением собаки меняется режим жизни семьи. Важный момент – адаптация. У собак она длится в течение полугода. Кроме того, у всех собак свои особенности: есть беспокойные собаки, активные, кто-то боится появляться при большом скоплении народа. У нас некоторые собаки порой сильно тянут поводок, и чтобы спокойно прогуляться на «провисшем поводке», как это представляется многим, с собакой нужно заниматься. И вновь – не все готовы к этому.

Главная проблема передержки

Корм – важный аспект жизни передержки. Сбор на еду для собак всегда открыт. Деньги идут на закупку крупы – гречка, ячка, рис, – а также на мясо, субпродукты, сухой корм.

Животных кормят раз в день. Те собаки, которые находятся в стационаре, могут получать еду и второй раз. Но в виде сухого корма.

Приготовление еды в передержке – особый процесс. Им занимаются кашевары. Они сами составляют график и распределяют обязанности. Кухня в передержке располагается под открытым небом. Чтобы вовремя накормить 180 собак, кашеварам нужно успеть набрать в котлы воды, вскипятить её на костре, отварить мясо, распределить его на всех, добавить крупы, сварить кашу, остудить и налить в 180 мисок. Всего кашеварам нужно приготовить 45 вёдер каши. И так каждый день.


Ежедневно волонтёры варят по 45 вёдер каши


К тому моменту, как подготовится каша – в 15:00, – большинство собак уже погуляли, а вольеры и будки прибраны.

– Как правило, я ухожу из передержки в 18, зимой иногда и в 20. Если мы уехали в 17, то радуемся, что у нас сокращённый рабочий день, – рассказывает Юля.

Несмотря на непростую ситуацию с кормом, главная проблема передержки, по словам волонтёра, – отсутствие поддержки со стороны властей.

– Наша передержка «Мокрый нос» полностью живёт на донатах, финансирования нет. Объявляется сбор на мясо и распределяется на все передержки. Они есть ещё в Радужном и в Осинцах. Радует, что у нас в городе так много отзывчивых людей. Они помогают собирать деньги на лечение, корм, на сено зимой, чтобы собакам было теплее. Очень не хватает административной поддержки, так как нерешённых вопросов достаточно и без помощи властей это сделать сложнее. Например, было бы классно, чтобы у животных был выгульник – территория, куда можно было выпускать собак, которые могут мирно гулять вместе.


В передержке рады принять в дар кожаные ошейники, трёхметровые поводки и перчатки. Эти вещи практически всегда в дефиците

Недавно к территории провели газ, но теперь ресурс надо «тянуть» до самой передержки. Обычно это выливается в серьёзные деньги, поясняет Юля.

– Газ для нас важен и нужен. Во-первых, кашеварам не пришлось бы в жару стоять у открытого огня. Во-вторых, можно было бы отопить здание стационара без печи. Иногда зимой девочки-волонтёры ходят в морозы подтапливать печку вечером и ночью, пояснила девушка.


Снизить нагрузку мог бы госприют для собак, который планируют строить в Кирово-Чепецке. Однако волонтёры не рады этой затее.

– Опыт волонтёров из других регионов показывает, что такие государственные приюты превращаются в заведения закрытого типа, и нельзя проверить, что происходит с животным. У нас открытая передержка: вы пришли, посмотрели, как собаки содержатся, как к ним относятся, можете поучаствовать в их судьбе. При закрытом типе мы не узнаем, что происходит.

Есть мнение, что приют решит проблему с бездомными животными. Однако,по словам Юли, он рассчитан всего на 300 мест. Это меньше, чем собак в двух передержках вместе взятых.

– А когда там места закончатся, что будет происходить с собаками? А учитывая, что власти сняли мораторий на запрет эвтаназии, что будет с животными? В совокупности выглядит как страшная история.

Жизнь в передержке кипит каждый день. В выходные с 10:00 до 16:00 здесь будут рады видеть всех неравнодушных горожан.

Фото: Свойкировский