Киров спортивный Бензин: цены, качества, лайфхаки Мусорная реформа Пенсионная реформа Дело по парку Победы
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • «Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам

«Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам

Автор:
13 февраля 2018, в 19:26
Просмотров: 1014

В Кирове своих «ангелов-хранителей» имеют 6% воспитанников и выпускников школы-интерната. Это пока немного, но уже больше, чем ничего. Что такое наставничество и как оно меняет жизни ребят и взрослых, читайте в нашем материале.

Полина Козлова – выпускница кировской школы-интерната №1. Ещё три года назад она, как и многие дети, растущие в казённых стенах без родителей, не знала простых вещей. Например, как ориентироваться в городе, как покупать продукты в магазине, из чего приготовить обед, как правильно поливать цветы.
Сегодня Полина - красивая и уверенная в себе девушка. Она учится в колледже на оператора связи и живёт в общежитии. За всё, чему Полина научилась, она благодарна педагогам в школе-интернате и своему наставнику, руководителю крупной юридической компании Светлане Чешуиной, с которой познакомилась благодаря проекту «Наставничество» три года назад.
«Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам
Сам проект существует с 2013 года, его инициатором изначально была школа-интернат №1 города Кирова. Тогда на базе учреждения был создан Центр постинтернатного сопровождения выпускников, а первыми наставниками стали педагоги школы и члены попечительского совета «Территория добра». С февраля 2017 года проект «Наставничество» реализует благотворительный фонд «Это чудо» на средства, предоставленные Фондом президентских грантов. Руководителем проекта является Людмила Чешуина, наставник с 16-летним стажем. А школа-интернат при этом продолжает оставаться стартовой площадкой для реализации проекта.
С «Наставничеством» связана и личная история директора по региональному развитию фонда «Это чудо» Людмилы Чешуиной. Именно она убедила коллег взяться за этот проект, а недавно защитила второй грант, чтобы развивать движение дальше.
- У нас с мужем не было детей. Но однажды я стала наставником двух девочек. Мы ощущали себя одной семьёй, - признаётся она. - Теперь девочки выросли, у них своя семья и дети. Когда одна из них выходила замуж, на свадьбе при всех гостях она сказала: «А сейчас я хочу подарить подарок самому дорогому человеку, моей маме».

Кто такой наставник?

Как рассказывают сотрудники фонда, бывает, что выпускники школ-интернатов и детских домов не ориентируются не только в простых бытовых вещах. Они не знают, как строятся отношения в семье, не знают, как действовать в непредвиденных обстоятельствах, часто из-за доверчивости становятся жертвами мошенников и преступников. И, самое главное, после выпуска из учреждения таким детям часто бывает просто не у кого спросить совета, они ощущают беспомощность и одиночество, что заставляет опускать руки в трудные минуты.
- По статистике в нашей стране всего 10% выпускников интернатов благополучно устраиваются в жизни. Это особенные дети, у которых никого нет, кроме воспитателей детдома. Им некому помочь. В то же время это талантливые и способные ребята, которые многого могут достичь. И у многих из них ломаются жизни просто потому, что их вовремя никто не поддержал, - объясняет Людмила Чешуина.
Наставник — это обычный человек, который становится для ребёнка проводником во взрослую жизнь и опорой в трудные минуты. Он встречается с подопечным, поддерживает его, делится с ним своим опытом. Важно понимать, что это не спонсор и не человек, который берёт на себя функции родителей. Он видится с подопечным раз в неделю или, оформив гостевой режим, может брать его к себе на пару дней.
«Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам
Также наставничество не следует путать с усыновлением или опекунством. Даже при наличии наставника полную ответственность - материальную и правовую - за ребёнка до его совершеннолетия несёт директор интерната, а после того, как ему исполнится 18 лет, - сам выпускник.
- Раньше ребёнку искали наставника непосредственно перед окончанием школы и выходом во взрослую жизнь. Но мы заметили, что за такой короткий период подопечному и наставнику сложнее выстроить доверительные отношения, поэтому чем раньше ребёнок обретёт старшего друга, тем лучше для обеих сторон, - рассказывает социальный педагог интерната №1 Наталья Пантелеева.
Сразу стать наставником не получится. Одно из первых условий - будущему наставнику должно быть не менее 18 лет. Сначала он должен заполнить анкету на сайте www.nastavnik43.ru, после чего с ним свяжутся специалисты и проведут собеседование. Затем нужно получить две справки - о состоянии психического здоровья и об отсутствии судимости. После необходимо пройти два бесплатных обучающих семинара по программе «Наставничество». А далее проводятся практические мероприятия с участием наставников и детей. Это могут быть спортивные соревнования, творческие мастер-классы и тому подобные вещи. Именно там и формируются пары «наставник-подопечный». Чтобы пара сложилась, у взрослого и ребёнка должна быть взаимная симпатия. То есть если подопечному не нравится потенциальный наставник, никто его к общению принудить не сможет.
- Пары подбираются во время совместных мероприятий с участием наставников и детей. Самая главная задача наставника – создать доверительные отношения, а цель – дальнейшая успешность подопечного, - поясняет руководитель проекта «Наставничество» Людмила Чешуина.
«Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам
Людмила Чешуина с подопечными
Наставниками становятся люди абсолютно разных профессий и социальных статусов: студенты, преподаватели, предприниматели, пенсионеры, супружеские пары. Каждый приходит сюда по разным причинам: поделиться жизненным опытом, помочь детям, подарить нерастраченную любовь и заботу.
Между наставником, интернатом и обучающим центром заключается трёхсторонний договор сроком на один год. По прошествии года, если подопечный и наставник захотят продолжить общение, договор автоматически продляется. На практике, как говорят в школе-интернате, этот договор - простая формальность. Во встречах и звонках друг с другом наставника и подопечного не ограничивают. Желательно, чтобы ребёнок сообщал наставнику о том, что происходит в его жизни, и поддерживал контакт с Центром постинтернатного сопровождения выпускников.
«Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам

Встреча с наставником

Полина попала в детдом, когда ей было 5 лет. Почему она оказалась в интернате именно в этом возрасте, она не знает. Помнит, что папа умер, а мама живёт в другом городе, но почему-то не пытается найти девочку и наладить отношения. В интернате Полина больше всего любила физкультуру, а вот история и математика не давались - по ним периодически проскакивали тройки. У девочки не всегда получалось находить общий язык с другими людьми, она была довольно закрытым ребёнком, и ей хотелось найти друга, который бы понимал и направлял.
«Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам
А вот Светлана Ивановна даже представить не могла, что когда-нибудь станет наставником. Когда они познакомились, Полине было 14 лет.
- Меня пригласили на один из праздничных вечеров в интернате, и там я увидела, как ребята-выпускники выступают на сцене и рассказывают о том, что хотели бы видеть рядом с собой наставника. Нам дали альбом, где были фотографии детей с их описанием, среди которых была Полина. Примерно также рассматриваешь каталог «Орифлейм» с косметикой. Это чувство буквально «прошибает» насквозь, - вспоминает Светлана Ивановна. - Ты выбираешь не игрушку, даже не собачку, а ребёнка.
В анкете Светлана Ивановна увидела увлечения девочки, которые и ей самой были очень близки, - спорт и домашние животные. Затем она заметила, что Полина тоже проявляет к ней интерес. Так из взаимной симпатии и общих интересов появилась пара наставника и подопечного.

Первые задания

Сначала Полина и Светлана Ивановна виделись раз в месяц, как правило, по выходным. Девочка в первые встречи чувствовала определённую неловкость: боялась сказать «что-то не то», вела себя осторожно, боясь к чему-либо прикасаться в доме наставника. Светлана Ивановна тоже в первые встречи ощущала внутренний дискомфорт и постоянно спрашивала себя: правильно ли сделала, что стала наставником?
«Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам
Но постепенно чувство неловкости прошло, появилось много общих дел. Светлана Ивановна стала приучать Полину к тому, как нужно жить в семье, в квартире. Они вместе подметают, пылесосят, поливают цветы, моют пол, готовят, учатся составлять распорядок дня.
Одним из первых заданий для Полины было проехать на автобусе от интерната в Нововятске до квартиры Светланы Ивановны в центре города. Для этого девочку попросили внимательно изучить маршрут и доехать до назначенного места.
До этого Полина никогда не ездила в общественном транспорте самостоятельно.
- Она позвонила и сказала, что приехала, - вспоминает Светлана Ивановна. - За неделю, которую я ей дала на изучение маршрута, ни разу не задала ни одного вопроса.
Но были и казусы. Как-то Полину попросили погулять с собакой, дали ключи от квартиры и домофона. Но девушка перепутала подъезд и пыталась открыть не ту дверь. Сейчас она вспоминает эту историю с улыбкой.
- Я видела, что собака тянет меня к другому подъезду, но не понимала, почему, - смеётся она.
Вскоре состоялся и первый для Полины самостоятельный поход в магазин. Девушке дали тысячу рублей. Задача была – купить продукты и принести сдачу.
- Я попросила Полину набрать продуктов до 500 рублей и примерно 500 рублей принести сдачу. Но Полина решила, видимо, из добрых побуждений купить сладостей и конфет. После этого мы решили составлять список, - вспоминает Светлана Ивановна.
Теперь Полина составляет список и покупает продукты, строго ему следуя. Так она научилась распределять свой бюджет.
«Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам
Однако не все задачи подопечный может решить самостоятельно просто из-за отсутствия нужного жизненного опыта. Когда Полина окончила школу и переехала в общежитие колледжа, ей назначили стипендию чуть больше 3-х тысяч рублей. Предполагалось, что на эти деньги девочка целый месяц будет питаться, платить за проезд и покупать вещи первой необходимости. Светлана Ивановна, понимая, что таких денег Полине не хватит, обратилась к руководству интерната за разъяснением, почему для девочки назначена такая маленькая стипендия. В итоге выяснилось, что девочку не предупредили, что необходимо собирать билеты, сдавать под отчёт, и затем будет возмещение за проезд. В итоге Полине возмещают деньги за проезд, канцтовары, и она стала получать около 5 тысяч рублей.
На стипендию даже в 5 тысяч рублей прожить тоже тяжело. Поэтому Светлана Ивановна в чём-то помогает Полине и материально, хотя в наставничестве такая помощь не приветствуется. Впрочем, и Полина не сидит сложа руки. Когда позволяет время, она подрабатывает в компании у Светланы Ивановны промоутером, раздаёт листовки.

Она для меня пример

Светлана Ивановна и её семья заменили Полине родных людей, они стали для неё примером успешности. Так у Полины появились «правильные» привычки: любовь к книгам, планирование дня, целеустремлённость - всё то, что характеризует её наставника.
- У меня стало больше друзей, поменялся круг общения. Я стала терпеливее. Раньше мне сложно давалась математика, я могла в запале даже порвать тетрадь. Теперь я «копаюсь» в своих ошибках, стараюсь анализировать их, - рассказывает Полина.
- Я учу Полину ценить себя и в то же время уважать людей – хоть воспитателя, хоть уборщицу. В Полине есть всё: и ум, и красота, но я хочу, чтобы всё это было направлено на хорошее и доброе, - делится Светлана Ивановна.
«Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам
Если Полина выбирает книги, то выбирает классическую литературу или учебники по менеджменту. А объясняет это просто – видит увлечения наставника и невольно начинает их перенимать.
- Я не любила читать до знакомства со Светланой Ивановной. Но потом её дочки подарили мне «Войну и мир», и я полюбила чтение. Ещё в числе первых книг я прочитала произведения Роберта Кийосаки и Дейла Карнеги.
При выборе телефона Полина старалась взять аппарат, который похож на айфон Светланы Ивановны. Образцовым в своём наставнике Полина считает даже маникюр.
- Однажды я пригласила Полину в салон красоты сделать маникюр. Сначала его сделали мне, потом Полине. Я смотрю – у Полины тот же рисунок, только цвет чуть темнее. Это значит, что у неё, по сути, вырабатывается вкус. Недавно она купила первые духи, стала стремиться к женственности.
Но привязанность меняет не только Полину. Изменилась и Светлана Ивановна. По её словам, ушёл эгоизм, появилось желание больше времени проводить с семьёй.
- Появилось больше ответственности перед Полиной и перед детьми, которые сейчас уже взрослые. Я полностью пересмотрела своё расписание дня. Если раньше я вставала в 5 утра, то сейчас встаю в 4, чтобы всё успеть, ведь нужно уделить время работе, коллективу, себе, детям, Полине. Пришло осознание того, что я должна делиться своим опытом.
Если верить анкетам, которые заполняют участники проекта, то 35% опрошенных детей, у которых появляются наставники, начинают чувствовать себя увереннее, 45% становятся более коммуникабельными, столько же ребят говорят, что приобрели более чёткие представления о семье и семейной жизни, 45% отмечают, что у них появились новые увлечения и интерес к социальной жизни.

Альтернатива семьи

Со временем отношения наставника и подопечного из дружбы могут перерасти в тёплую привязанность. В этой ситуации дети оказываются в пограничном положении: вроде бы у них есть семья, а вроде бы они одни. Поэтому с воспитанниками и выпускниками интерната заранее проводятся специальные беседы, где им рассказывают, что наставник - это старший друг, опора и поддержка, но не аналог родителей, и они с ребёнком вряд ли будут жить в одной квартире.
Тем не менее с 2017 года, когда проект стал курировать благотворительный фонд «Это чудо», был случай оформления опекунства и несколько случаев гостевого режима - когда детей забирали на выходные и каникулы в семью. Всё это - следствие глубокой привязанности подопечного и наставника.
«Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам
В то же время в практике проекта была ситуация (правда, всего одна), когда отношения ребёнка и наставника не сложились, но подопечной, по уверениям сотрудников фонда, это не нанесло душевной травмы. Женщина, уже пенсионерка, и девочка так и не нашли общий язык, общение прекратилось. Но вскоре для ребёнка нашёлся новый наставник, с которым сложились близкие отношения. Настолько близкие, что ребёнок явно хотел видеть наставницу в качестве мамы, если не в жизни, то хотя бы в социальной сети. Девочка набралась смелости и спросила у наставницы: «Можно ли я укажу себя во ВКонтакте как Вашу дочь?»
В то же время каждого будущего наставника организаторы готовят к тому, что ребёнок - не его собственность. Наставник должен понимать, что его подопечного в любой момент могут забрать в новую семью.
- У нас был один случай, когда на ребёнка оформили опеку люди из другого региона и увезли его. Для подопечного это не стало стрессом, он смог безболезненно отказаться от общения с наставником, так как - хочу подчеркнуть - каждый ребёнок хочет обрести семью. А вот для наставника расставание было большим ударом. Поэтому теперь мы готовим наставников к таким ситуациям, - объясняет социальный педагог интерната №1 Наталья Пантелеева.
Полина и Светлана Ивановна общаются уже три года. За это время они убедились, что нужны друг другу, и расставаться не хотят. На будущее не загадывают, но знают, что даже когда у Полины появится своя семья и новые заботы, она всегда сможет обратиться к Светлане Ивановне за поддержкой и советом. Теперь они ощущают себя не подопечным и наставником, а по-настоящему близкими людьми.
- Самым важным в этих отношениях для меня стало то, что я нашла близкого человека, - признаётся Полина.
- Я всегда хотела иметь троих детей, и Полина стала моей третьей дочкой. Когда меня спрашивают, что за девочка со мной рядом, всем говорю – третья дочь. И всё. Больше никаких вопросов никто не задаёт, - делится Светлана Ивановна.
Случай Полины и Светланы Ивановны в практике проекта уже не уникален. Сотрудники и интерната, и благотворительного фонда гордятся каждым примером удачных отношений наставников и подопечных.
- Был мальчик, который не очень хотел для себя наставника. Но его по телевизору увидела женщина и сказала, что он очень похож на её сына, ей захотелось помочь именно этому мальчику. Для них организовали встречу, в итоге мальчика приняли в семью. Сотрудникам фонда семья писала слова благодарности: «Мы получили не воспитанника, а полноценного члена семьи. Уже и не помним, как жили без него», - зачитывает письмо Людмила Чешуина.
Сегодня благодаря проекту «Наставничество» в Кирове создано 36 пар «наставник-подопечный». Ещё 580 детей от 7 до 17 лет продолжают ждать наставника.
Все соцсети
Комментарии
0
 
Оставь свой комментарий
Предложить новость
 
Комплексный осмотр перед поступлением в детский сад - всего 3490 рублей!
Имеются противопоказания.
Необходима консультация специалиста
УЗИ взрослым по «детским» ценам в «Неболейке»
Имеются противопоказания.
Необходима консультация специалиста.
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
   
Свойкировский.рф