Трамплин Шрёдингера. Почему пока рано радоваться «спасению» К-90

4 февраля в администрации города прошло первое публичное совещание о дальнейшей судьбе самого большого кировского трамплина К-90. Снос ему грозит ещё с прошлого года, однако чиновники так и не приняли никакого решения. Впрочем, не случилось этого и на прошедшем мероприятии.

Как оказалось, трамплин можно законсервировать либо даже восстановить за небольшие деньги. К таким выводам пришла экспертная организация «Витрувий», которая признала трамплин аварийным и предложила строить новый. Какие аргументы «за» и «против» объекта привели чиновники горадминистрации, Министерства спорта области, инженеры и спортсмены и какие варианты по его сохранению предложили общественники, читайте в нашем репортаже.

Лыжник против легкоатлетки

Совещание по трамплину началось с выступления Александра Колупаева, директора спортшколы №3, в которой тренируются летающие лыжники. Александр Анатольевич зачитал выводы исследования трамплина К-90, которое проводилось ООО «ПроектСтройЭксперт» (Нижний Новгород). Организация постановила, что продолжать использовать объект нельзя. Ещё через два года свою экспертизу провёл научно-производственный центр «Витрувий» (Киров). Центр отметил ухудшение состояния конструкций и рекомендовал построить новый трамплин. Однако в 2012 году после дополнительных исследований эксперты «Витрувия» пришли к выводу, что объект в целом соответствует ГОСТу, хотя и не удовлетворяет требованиям Международной федерации лыжного спорта (FIS).


- Существующие конструкции, в том числе горы приземления, рассчитаны на вертикальную нагрузку не более 500 кг на квадратный метр. В случае реконструкции горы приземления с заменой деревянного настила на современное искусственное покрытие, которое предполагает кроме увеличения собственного веса использование в зимний период тяжёлой самоходной техники, это ратрак весом до 11 тонн, нагрузка возрастает в три раза. Следовательно, существующая конструкция трамплина не позволяет приспособить его под выполнение современных спортивных норм, - подытожил Александр Колупаев. - Состояние трамплинов К-20 и К-40 также оставляет желать лучшего.

Президент Федерации по прыжкам на лыжах с трамплина Кировской области Александр Сыкчин напомнил, что до 2014 года трамплин К-90 использовался в качестве тренировочного. Он согласился с тем, что международным требованиям объект не соответствует. Однако проводить на нём всероссийские старты вполне возможно после проведения определённых работ.


Слева направо: президент Федерации по прыжкам на лыжах с трамплина Кировской области, Александр Сыкчин, замдиректора по научно-технической работе НПЦ «Витрувий» Михаил Ветлужских и директор НПЦ Сергей Лямшин

- Таким путём шли лахтинские трамплины (комплекс трамплинов в Финляндии - прим. ред.). Они не ломали трамплины, они просто их нарастили, вытянули, что позволяет проводить этапы Чемпионата мира, - заявил Александр Александрович. - Есть коммерческое предложение по летнему покрытию трамплина. Необходимая сумма составляет порядка 5,5 млн рублей, но трамплин будет использоваться круглогодично. Есть также проект по изменению трамплина К-40, что позволит его эксплуатировать в зимнее время. Стоимость составляет 1,7 млн рублей. То есть мы можем восстановить кластер, не затрачивая каких-то гигантских сумм.

Глава Министерства спорта Кировской области Анна Альминова возразила, что трамплин всё же не соответствует требованиям для проведения всероссийских стартов, сославшись на устный разговор с представителями российской Федерации горнолыжного спорта. Мнение спортсменки в целом созвучно с тем, что ранее говорил губернатор Игорь Васильев:


Министр спорта Кировской области Анна Альминова

- С тем количеством спортсменов, которые проходят подготовку по виду спорта «прыжки с трамплина», нет основания вливать такие средства в ремонт, демонтаж и строительство нового трамплина. Но вид спорта традиционный для нас, и мы должны думать о том, как его развивать. Прежде всего, нужно вернуть то количество спортсменов, которые некогда занимались этим видом спорта. Детей можно привести, только когда у нас будут отремонтированы трамплины К-20 и К-40. Это наиболее реальная история. Отремонтировать эти трамплины и заняться вновь развитием вида спорта и затем смотреть уже, как будет готовиться резерв, появятся ли основания для того, чтобы доказывать Федерации, что нам необходим [большой] трамплин.

Однако и за снос трамплина Анна Альминова напрямую не высказывалась. Она напомнила, что конструкции трамплина являются частью другого спортивного объекта - «сосульки», на которой занимаются ледолазы. То есть позиция министерства заключается в том, что трамплин нужен, в первую очередь, для них, но реконструировать его для летающих лыжников оснований нет. Александр Сыкчин не согласился с чиновницей, заявив, что именно спорт высоких достижений является локомотивом для массового спорта. Кроме того, по его словам, жёстким требованиям Международной федерации лыжного спорта соответствует всего три трамплина в стране. Но это не мешает регионам развивать прыжки на лыжах с трамплина.


Аварийный - не значит под снос

Директор НПЦ «Витрувий» Сергей Лямшин разъяснил, почему его организация в 2017 году признала трамплин К-90 аварийным. Как оказалось, такое заключение касается не всей конструкции спортивного объекта, а лишь небольшой части, которую можно заменить за сравнительно небольшие деньги.

- К сожалению, в 2001 году в связи с тем, что была просьба мэра Василия Киселёва как можно дешевле обойтись средствами, настил был выполнен из деревянных конструкций. Нижняя часть - гора приземления - состоит из двух частей: нижняя - металлоконструкция, верхняя (примерно половина) - деревянная конструкция. Поскольку всё на открытом воздухе, деревянные конструкции пришли в негодность. В связи с этим мы дали заключение о том, что трамплин является аварийным именно по этой причине, - объяснил Сергей Михайлович. - Остальные несущие конструкции находятся в работоспособном состоянии.


По большому счёту, всё, что требуется для дальнейшего использования К-90, - это заменить настил на горе разгона и на горе приземления, а также укрепить швы металлоконструкций.

- Мы почему поставили степень состояния «аварийное»? Потому что сварные швы в определённых местах лопнули и их надо восстанавливать. А это несущие конструкции, и это надо устранять, - позднее дополнил Лапшина замдиректора по научно-технической работе НПЦ «Витрувий» Михаил Ветлужских. - Не напиши мы «аварийное», значит, ничего не будет сделано.

Однако, по расчётам «Витрувия», работы для замены настила и введения трамплина в эксплуатацию обошлись бы недёшево - 90 млн рублей, а если использовать искусственное покрытие для круглогодичного использования, потребуется ещё 70 млн рублей. Глава городской администрации Илья Шульгин был явно удивлён таким словам. В ответ он зачитал заключение всё того же «Витрувия»:


- Состояние конструкций оценивается как аварийное. Вывод: дальнейшая эксплуатация трамплина К-90 запрещается, - процитировал Шульгин выводы НПЦ. - Если мы оставляем трамплин таким, какой он есть, необходимо понять, зачем мы это делаем. Пока единственная причина, которую я услышал, - чтобы продолжить международные соревнования по ледолазанию.

В ответ представители «Витрувия» заявили: вывод о том, что объект является аварийным, не исключает возможности его восстановления. Далее слово взял вице-президент комиссии по ледолазанию Международной федерации альпинизма Павел Шабалин. Его выступление оказалось самым убедительным и последовательным. Павел Эдуардович отметил, что не стоит цепляться к требованиям международной федерации. Несоответствие этим требованиям не значит, что на трамплине нельзя тренироваться.

- Насколько я понял из слов Сергея Лямшина, трамплин восстановить дешевле, чем строить новый. То, о чём сказал Сергей Михайлович, привести трамплин в то состояние, в каком он был в 2009 году на момент проведения последних соревнований, будет стоить 45 млн рублей, строительство нового - порядка миллиарда. Насчёт стальных конструкций. Обследование конструкций, полное их фотографирование проводила Федерация туризма по заданию «Витрувия». На основе этих чертежей создан дефектный альбом. Де-факто указанные швы, которые расходятся, - это порядка 0,5% всех швов. Расходятся они по одной простой причине. В прогнившем деревянном настиле щели толщиной в сантиметр. При перепадах температур идут подтайки снега, вода сочится, проникает в швы, ночью замерзает, потом снова оттаивает.


Павел Шабалин рассказал, что существует проект консервации трамплина К-90, разработанный «Витрувием». Его реализация обошлась бы в сумму чуть более 6,3 млн рублей, тогда как демонтаж, про расчётам этой же организации, - в 10,5 млн рублей. В него входит проверка стальных швов, чем уже занимается Федерация альпинизма и скалолазания, иначе «Витрувий» попросту не подписал бы акт о проведении соревнований по ледолазанию. Проблема же пожарной опасности объекта существовала из-за того, что на трамплин раньше могли забираться люди и разводить костры, из-за чего и повреждался деревянный настил. В 2017 году часть ветхого деревянного настила разобрали, у самого трамплина спилили перила. В результате забраться на него уже практически невозможно. Если разобрать настил полностью, то риск его обрушения будет исключён.

- Если вот эти 6,38 млн рублей выделить, законсервировать трамплин до лучших времён, стоять в таком состоянии он может хоть 100, хоть 200 лет, как Эйфелева башня. Та сталь, из которого он сделан, - это 50-е годы. Это сталь, которая применялась для всего производства Советского Союза, которое было заточено под танки и пушки. Меня как президента Федерации по альпинизму устраивает, если трамплин законсервируют и на нём продолжатся соревнования по ледолазанию, - заключил Павел Эдуардович.

Михаил Ветлужских добавил, что «сосулька» для ледолазов не сможет функционировать без сохранения трамплина.


Подозрительные общественники

Илья Шульгин был вновь озадачен. В отчёте «Витрувия», который лежал у него на столе, говорится об аварийности объекта. С другой стороны, эксперты говорят о возможности восстановления. Видимо, об этом сити-менеджер услышал впервые.


- У меня немного в голове не складывается в одну целую картину, - посетовал Илья Вячеславович, - поэтому я хотел бы понять. Сейчас мы собрались не для того, чтобы принять решение [о сносе], а для того, чтобы понять, как нам дальше действовать. Первое - в отношении, прежде всего, развития детско-юношеского спорта. Если сегодня говорить об этой части, нам необходимо уделить внимание 20-метровому и 40-метровому трамплину. Исходя из озвученных сумм, это посильно. По трамплину К-90 две задачи. Если мы принимаем решение о демонтаже, исходя из его технического состояния, сразу надо решать вопрос, что делать с таким видом спорта, как ледолазание. Строительство «сосульки» стоит, как тут сказали, 500 тысяч евро. Это серьёзные деньги. Исходя из чисто экономической целесообразности, вариантов сноса трамплина на сегодня у нас нет, то есть его необходимо оставить.

Представителям общественного совета при Министерстве спорта Кировской области доводы «Витрувия» показались и вовсе неубедительными.


Слева направо: члены Общественного совета при Министерстве спорта Кировской области Егор Поспелов, Константин Ситчихин и вице-спикер ОЗС Роман Титов

- Для меня непонятно мнение экспертов, - отметил член совета Константин Ситчихин. - Что это за организация, которая двояко стоит на своих позициях? Тут сразу сомнения закрадываются к экспертизе. Надеюсь, что следующую экспертизу будет проводить другая организация. Потому что к этой у меня уже доверия нет.

- Меня тоже это совещание удивило, - поддержал Константина Ситчихина вице-спикер ОЗС Роман Титов. - В том плане, что, оказывается, у нас такой трамплин Шрёдингера. Непонятно, то ли он жив, то ли мертв. И никакого единого понимания - можно отремонтировать или нет - просто нет. Если экспертная организация хотела, проводя исследования, себе набить цену и подряды получить, надо отказываться и переходить к независимой оценке. Как Илья Вячеславович сказал, надо решить, как комплексно развивать эту территорию, что там будет. Трамплин как арт-объект, который стоит и разрушается и на содержание которого идут деньги, городу не нужен. Если есть понимание, что объект может эксплуатироваться и может быть приведён в нормативное состояние за разумные деньги…. Но нужны цифры. Должна быть аналитика, исследование, проведённое независимыми организациями.

В ответ на это заявление из зала поднялся ветеран по прыжкам на лыжах с трамплина Виталий Шишкин. Три поколения в его семье занимались этим видом спорта и тренировались на трамплине К-90.

- Вы, рассуждая в кабинете, пытаетесь о чём-то говорить. Вы там были полгода назад. Я хочу, чтобы вы оглянулись и посмотрели, что его можно восстановить. Почему вы с таким недоверием относитесь к господам из «Витрувия»? - обратился Шишкин к Титову. - Если вот эти люди проводили ремонт [трамплина] в 2001 году, они досконально знают.

- Именно потому, что они проводили ремонт, проводят и исследования. Именно поэтому и не доверяю по совокупности обстоятельств. При всём уважении к организации, - ответил Роман Титов. - Мы говорим про то же, про что и вы, что трамплин очень хочется и нужно сохранить. Но для этого трамплин надо реально обследовать и решить его судьбу на основании детальных исследований.

- Так давайте работать, а не разговаривать, - резюмировал ветеран.


Слева направо: зампредседателя Кировской городской Думы Александр Востриков, замглавы горадминистрации Лариса Копысова, начальник горуправления строительства и развития инженерной инфраструктуры Александр Зудилов, начальник горуправления по делам молодежи, физической культуре и спорту Надежда Анисимова

После перепалки Илья Шульгин предложил следующее:


Таким образом, окончательно судьба трамплина К-90 не решена. Непонятно, что за организация будет проводить новую экспертизу и к каким выводам она может прийти. А значит, расслабляться летающим лыжникам и всем, кто им сочувствует, пока рано.

Фото на подложке: Владислав Самошкин