«Торги можно выиграть и с 20-летним автобусом». Почему кировчанам приходится ездить на «убитом» общественном транспорте

В марте в Кирове произошло несколько случаев возгорания общественного транспорта. Горожане связали это с устаревшим автопарком. Действительно, на общественном транспорте можно увидеть ржавчину, облупившуюся краску, в салонах – потрёпанную обивку сидений. Средний возраст автобусов в Кирове составляет 11–12 лет. Свойкировский выяснил, почему перевозчики редко обновляют свой транспорт и помогают ли власти в закупке автобусов.

Значительный износ транспорта

Каждый день на городские маршруты выходит 401 автобус и 82 троллейбуса. В целом износ автобусов транспортных предприятий составляет от 55% до 92%, троллейбусов – 87%. Гендиректор АТП Денис Пырлог пояснил: износ подвижного состава не означает, что транспорт находится в критическом состоянии и его нельзя выпускать на линию.
– Это, по сути, срок амортизации (списание стоимости транспортного средства в зависимости от степени его физического износа – прим. ред.). Автобусы амортизируются в среднем за 7 лет, троллейбусы – за 10. В Кирове средний возраст автобусов у всех перевозчиков составляет 11–12 лет. Есть автобусы, которым 17 лет, и они продолжают ездить. Насколько целесообразно их содержать, я не могу сказать, это вопросы к отдельным перевозчикам, – отметил Денис Пырлог.
По его словам, АТП – единственное предприятие, которое за последние четыре года смогло закупить новые автобусы. В этом году перевозчик обновил семь автобусов, ещё 10 единиц на газомоторном топливе придут через две недели.

Фото: администрация Кирова
– Срок службы автобусов устанавливается заводом-изготовителем, – отметили в администрации Кирова. – Все автобусы на маршруте в плановом порядке проходят ТО-1 и ТО-2 (ТО-1 включает в себя проведение крепежных работ, смазочных работ, контроль, диагностику, очистку и регулировку. Целью ТО-2 является выявление всех возможных неисправностей, изношенных деталей, сбоев регулировки и устранение обнаруженных недочётов – прим. ред.) Каждая транспортная единица дважды в год проходит государственный техосмотр, получая допуск для работы. Решение о выпуске на линию автобусов и троллейбусов принимает механик отдела технического контроля. Поддержание подвижного состава предприятий в исправном состоянии, обеспечивающим бесперебойную работу на линии, безопасность дорожного движения и перевозку пассажиров, является обязанностью перевозчиков.

За чей счёт обновление

В настоящее время перевозчики закупают новые автобусы за счёт собственных средств, в том числе на условиях лизинга и кредита. Предприятия сами сами решают, сколько машин обновлять и какие марки транспортных средств закупать. Муниципальные контракты это не предусматривают. Возраст транспорта власти учитывают только во время конкурса.

Фото: Свойкировский.рф
– Сейчас мы обновляемся за счёт собственных средств и кредитов, – пояснил Денис Пырлог. – Я сократил раздутый штат управленцев – 49 человек – и сэкономил 17 млн рублей. На эти средства и покупаем автобусы.
Пырлог заметил, что частные перевозчики, закупают в среднем пяти- и даже семилетние автобусы, которые стоят во много раз дешевле новых. Для примера: если АТП покупает новый автобус на газомоторном топливе за 5,6 млн рублей, то частные перевозчики могут взять на эти деньги порядка шести б/у автобусов, а кто-то и 10.

Что мешает обновлению

Денис Пырлог замечает, что у перевозчиков нет средств на обновление подвижного состава, так как Кировская область занимает последнее место по субсидированию общественного транспорта среди регионов ПФО. По словам Пырлога, в Татарстане в пандемию перевозчикам дали миллиард рублей, в Перми – 2,3 млрд, в Кировской области – 50 млн рублей.
В администрации Кирова подтвердили, что субсидирование пассажирских перевозок позволит обновить транспорт. Однако в настоящее время региональных и муниципальных программ по обновлению пассажирского транспорта нет.
К тому же частные перевозчики не видят стимула обновляться, потому что в Кирове контракты заключают на год, что не позволяет им планировать свою деятельность на долгосрочный период.
– Ещё один фактор – несовершенство Федерального закона №44 «О закупках», – добавил Денис Пырлог. – В Кирове перевозчик, у которого автобусам более 10 лет, выиграл маршруты у перевозчика со средним возрастом транспорта 4-5 лет. Или перевозчик, у которого вообще нет автобусов, выиграл у того, у кого есть автобусы, и отдал ему эти маршруты на субподряд. Из-за несовершенства законодательства перевозчики не видят смысла обновляться. Зачем покупать, если он может выиграть конкурс и с 20-летним автобусом.

Фото: vk.com/kirovt
Денис Пырлог направил в Госдуму свои предложения по изменению 44-го закона, чтобы качественные характеристики были на первом месте, но ответа пока не получил. В настоящее время стоимостные характеристики составляют 60% от победы, качественные – 40%. То есть перевозчик с новыми автобусами может проиграть, потому что его конкурент снизит цену. Пырлог предлагает изменить соотношение стоимостных и качественных характеристик на 40 к 60 или 0 к 100.

Помощь федерального центра

Обновлять транспорт перевозчики могут не только за свой счёт, но и в рамках федеральных программ. Так, в 2020 году Минтранс области дважды направлял заявки на участие в федеральном проекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», по которому 60% средств на покупку транспорта предоставляет федеральный бюджет, 40% – перевозчик. В январе была направлена заявка на приобретение 100 автобусов, в июле – 30. Однако Минтранс РФ выбрал только 12 регионов из 84. Кировская область в их число не попала.
– Городские агломерации оцениваются по определённым критериям. Например, наличие отдельных полос для движения маршрутных транспортных средств, действующих брутто-контрактов, достаточное количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, – пояснили в областном Минтрансе.
В Кирове же нет ни выделенных полос, ни заключённых брутто-контрактов. В мэрии подчеркнули, что обустройство выделенных полос улучшит работу общественного транспорта, однако средств в бюджете на это нет.
– Обустройство выделенных полос по маршрутам движения транспорта общего пользования является капиталоёмким мероприятием, так как требует реконструкции участков улично-дорожной сети. В настоящее время реализовать данное мероприятие не представляется возможным. Эта возможность будет рассматриваться в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги», – подчеркнули в горадминистрации.

Фото: vk.com/kirovt
В Минтрансе области добавили, что с 2021 года в нацпроект БКАД вошла программа «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», которая продлится до 2024 года. Областные власти уверены, что у региона есть все шансы на участие в программе.
Денис Пырлог видит ещё один вариант федеральной поддержки. Чувашия и Псковская область получили по миллиарду рублей из резервного фонда правительства РФ, а Костромская область – 200 млн на обновление автопарка. По словам Пырлога, эти регионы смогли доказать федеральным властям, что у них критический износ подвижного состава, хотя он был ниже, чем в Кирове. АТП направило подобное предложение в правительство Кировской области. Если областные власти посчитают нужным обратиться в правительство РФ, то, по мнению Пырлога, у области есть шансы попасть в программу обновления.

Надежда на брутто-контракты

Областные власти также разрабатывают переход на систему брутто-контрактов. Такой подход поможет перевозчикам получать оплату за фактически выполненную работу – исходя из 1 км пробега. Брутто-контракты с перевозчиками планируют заключать на 7 лет – на срок износа транспортного средства. В контрактах будут прописаны условия работы на маршруте, в том числе по подвижному составу. Таким образом, перевозчики смогут распланировать свою деятельность сразу на несколько лет, заложив в расходы закупку новой техники в лизинг и зарплату персонала.
Распределять контракты между перевозчиками и регулировать поступающие от перевозок денежные средства будет транспортный комитет. Его уже создали в феврале 2021 года. Сейчас организация занимается установкой и содержанием камер фото- и видеофиксации, обработкой информации о нарушениях правил дорожного движения, поступающих с этих средств, а также оказывает услуги по обеспечению работы спутниковой навигации.
В настоящее время областной Минтранс ожидает от администрации Кирова предложения по оптимизации маршрутной сети «с учётом организации дорожного движения в Кирове, исключения дублирующих маршрутов, переходу на брутто-контракты». Кроме того, городские власти должны рассчитать максимальную цену контракта на 2022 год с учётом перехода на брутто-контракты и оптимальной маршрутной сети.
Все планы развития общественного транспорта будут рассматриваться на рабочей группе, сейчас идёт её формирование.
– Я пока не знаю условия брутто-контрактов и не могу судить об их пользе или отрицать их, всё будет зависеть от стоимости километра, – пояснил Денис Пырлог. – Если стоимость километра будет близка к Татарстану, Перми, Нижнему Новгороду, то могу смело сказать, что перевозчики будут обновляться быстрее. Если стоимость будет взята непонятно откуда и необоснованна, то перевозчики и дальше будут терпеть колоссальные убытки.
Фото на главной: vk.com/kirovt