«Толкают нас на самоубийство». Кировская мэрия потребовала снести 75 киосков и павильонов

Администрация Кирова утвердила новую схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года. Всего в документе указаны более 300 мест. При этом 75 объектов в новую схему не вошли: предпринимателям предстоит снести их, причём за свой счёт.

В новую схему НТО включены вендинг-аппараты для продажи воды, торговые павильоны для продажи мясной продукции, колбасных, рыбных, хлебобулочных, кондитерских изделий, цветов, непродовольственных товаров, точки общепита, киоски для торговли мороженым, кофе, фруктами и овощами, печатной продукцией. В схеме также прописаны свободные места, где возможно размещение НТО.
Так, в Ленинском районе определено 86 мест для размещения НТО: 33 пока свободны, в Октябрьском — 66 мест и 32 свободны, в Первомайском - 24 места и 12 свободных, в Нововятском - 42 места и 11 свободных.
Отдельно в документе выделены НТО сезонного использования. В Ленинском районе таких точек 45, в Октябрьском - 32, Первомайском - 39, Нововятском - 26. Так, продажа мороженого, безалкогольных напитков, кваса, воздушных шаров, сувенирной продукции, летних кафе предусмотрена с 1 апреля по 30 сентября, бахчевые развалы – с 1 июля по 31 октября; ёлочные базары – с 20 по 31 декабря; продажа ягод – с 15 июня по 15 августа; продажа искусственных цветов и венков – с 1 апреля по 31 октября; НТО в местах массового зимнего отдыха населения – с 15 декабря по 15 марта.

В угоду крупного бизнеса

Президент Ассоциации защиты прав малого и среднего предпринимательства Валерий Туруло рассказал, что владельцев НТО, которые не вошли в схему, чиновники уже предупредили о сносе.
- Объекты просто не включили в схему. Предпринимателям рекомендовано подать заявления в администрацию, чтобы им объяснили основания для сноса. Вы понимаете, если решение принято, то дальше силовые структуры будут принимать все меры для того, чтобы убрать эти объекты, - говорит он.

Туруло считает, что схема непрозрачна, а оснований для сноса киосков и павильонов нет. По его мнению, снос ларьков выгоден крупному бизнесу, у которого «сейчас достаточно серьёзные проблемы».
- В регион вошла федеральная торговая сеть «Макси», плюс уже давно работают те сети, которые в общем уже разделили рынок, – это «Глобус», «Пятёрочка» и «Магнит», развивается сеть у господина Валенчука, который строит торгово-развлекательные центры. Не хватает места, поэтому убирают малый бизнес, а это, по нашим подсчётам, приблизительно 10% от всего оборота. Я имею в виду Центральный рынок, ярмарку и нестационарные торговые объекты. Это достаточно большие объёмы, это миллиарды в год! Поэтому, убрав эти объекты, можно построить свои аффилированные, что мы и наблюдаем. Одни объекты убирают, появляются совершенно другие. В частности, торговые объекты системы «Дороничи» растут как грибы, - полагает Валерий Николаевич.
Туруло заметил, что предприниматели готовы убрать свои киоски, если бы им предложили в качестве альтернативы размещение на местах с хорошей проходимостью или же компенсацию.
- Никто не принимает никаких мер для того, чтобы к малому бизнесу был честный подход. Они [чиновники] говорят: ищите сами места, и мы вас включим. Причём сказано так: туда нельзя, туда нельзя, туда нельзя, а дальше ищите, мы вам согласуем. Есть такое понятие в торговле - «прикормленные места». Почему в одном месте ставят киоски? Потому что там есть потребитель. Но киоски, получается, поневоле снижают цены монополистов-сетевиков и создают условия для снижения и фиксации цен на товары широкого потребления. Чтобы выжить крупному бизнесу, надо убрать эти хозяйства и поставить свои аффилированные структуры, тоже киоски. Им это ничего стоить не будет. Они свои товары из крупных объектов будут переносить в малые объекты и таким образом использовать крупные магазины как некие распределительные базы. А цены будут диктовать свои, - подчеркнул он.
Туруло отмечает, что малым предпринимателям всё запрещают и не дают возможностей для развития, а должно быть наоборот: им должны давать условия, чтобы работать.
- Находят штрейкбрехеров, которые пишут письма от якобы недовольных граждан, что ларьки вредят, или придумывают ещё что-то подобное, - рассказал Валерий Туруло. - Глупости, мы это проходили, когда убирали ярмарку у железнодорожного вокзала. Ну, и чего добились? Вместо того, чтобы сделать там изюминку Кирова, привести в порядок, сделать красивейшие киоски, ввести униформу для всех торгашей, чтобы были знаки «Я люблю свой город» и организовать торговлю товарами местного производства, подогнали трактора, машины, снесли. Вот уже пять лет идёт судебный процесс, по сути дела, уворовали всё имущество, около 20 млн рублей, и никто за это ответственности не несёт. Мы пытаемся уже пять лет возбудить уголовное дело. Поэтому верить сегодня власти, которая призывает развивать малый бизнес и заниматься самозанятостью, нельзя - обманут.

«Нас толкают на самоубийство»

В начале года у директора ООО «Арион» Мамеда Мамедова было 14 НТО. Один киоск у Центрального рынка и три киоска в одном на перекрёстке улиц Ленина и Герцена уже убрали. Оставшиеся 10 объектов - три киоска и семь павильонов - не вошли в новую схему, до 1 февраля предприниматель должен освободить участки.
В НТО расположены пекарня, кофе на вынос, организована торговля фруктами, хлебобулочными изделиями, цветами, авиабилетами. Мамедов отремонтировал три павильона под сеть мини-кафе «Турк Донер», привёз из Турции и Азербайджана оборудование и людей. Спустя 1,5 года пришлось закрыть точки из-за убытков в 11 млн рублей. А один павильон так и не был открыт: предприниматель говорит, что администрация не позволила этого сделать.


Мамедов замечает, что его фирма работает беспрерывно уже 27 лет, в ней 100 сотрудников.
- Получили письмо от администрации: убирайте, - рассказывает Мамед Ибрагимович. - Если у других арендаторов написано, что они торгуют самопальной водкой и шкаликами, не платят вовремя аренду - причина понятна. Это действительно беспредел. А у нас никаких весомых причин не указали. И тогда почему мы должны убирать павильоны? В администрации сказали, что не бросят нас на произвол судьбы и предоставят альтернативные земельные участки, причём без конкурса. Но землю нам предложили на окраине города и вообще в пригороде. Получается, у чиновников такая логика: пусть предприниматели найдут деньги, построят заново? Если даже мы нашли бы деньги, построили бы павильоны, то через полгода разобрали и сдали бы в чермет - из-за убытков. Получается, что администрация преднамеренно нас ликвидирует - толкает на самоубийство? Причину я не знаю.
По его словам, только торговый комплекс (три павильона) на Коневском рынке стоит 30 млн рублей. Если киоски можно поднять и увезти, то с павильонами всё сложнее: их нужно либо разбирать, но на это требуется несколько месяцев и как минимум полмиллиона рублей, либо их надо сносить, и тогда «всё пойдёт в утиль».

Ликвидация началась с Быкова

Мамед Мамедов уверен, что ликвидация малого бизнеса в Кирове началась после назначения на должность главы города Владимира Быкова.
- Пять лет назад нас обманули, снесли в городе 70% НТО. Для оставшихся арендную плату подняли на 1000%, чтобы мы их своими руками снесли. Пришлось нашей фирме каждый год платить за 5,2 сотки земли [на которых стоят все НТО] вместо 200-250 тысяч рублей в 10 раз больше - 2,8 млн рублей в год. Мы были от местной власти в ужасе. Я слышал даже, что одна женщина-предприниматель не выдержала и повесилась. Администрация пошла на подлость, это понятно. Подготовили договор, а он, как удавка, - одни запреты. Шаг влево, шаг вправо - расстрел. Мы даже не имели права сдавать свой объект в аренду. И ещё придумали специализацию. Допустим, я торгую фруктами, но бизнес не пошёл. Логично, что стоит заниматься другими товарами. По «быковским правилам» я должен написать заявление на смену специализации, но заявление рассмотрят через 2-3 месяца. А в прошлом году обсуждали срок уже в 6 месяцев. Говорят, тогда глава администрации города Шульгин был в отпуске и ничего не знал.
Предприниматель считает, что его права ущемляют в пользу крупного бизнеса. Так, если его фирма приватизировала помещение на ул. Сурикова, 4 за 28 тыс. рублей за один квадратный метр, то крупный бизнес покупает по 16-19 тыс. рублей за «квадрат» все бывшие советские гастрономы.

По словам Мамеда Мамедова, кроме его НТО под снос, в частности, попадают 20 из более чем 100 киосков «Роспечати» и один из десяти павильонов «Мир цветов».
Мамед Мамедов подготовил письмо о текущей ситуации с НТО в Кирове и планирует отправить его президенту РФ Владимиру Путину, уполномоченному по защите прав предпринимателей Борису Титову, губернатору Кировской области Игорю Васильеву, в региональные УФСБ и прокуратуру.

Мэрия: договоры расторгли из-за нарушений

В администрации Кирова пояснили, что в новую схему нестационарных торговых объектов не вошли 75 мест из схемы размещения НТО на период с 2017 по 2019 годы. Объекты были исключены по следующим причинам:

Постановлением администрации Кирова утверждена типовая форма договора на размещение НТО на территории муниципального образования.
В соответствии с п. 3 при расторжении договора предприниматель обязан обеспечить в течение трёх суток демонтаж и вывоз объекта с места его размещения, а также восстановление земельного участка после освобождения его от объекта (осуществление озеленения, восстановление газона, бордюрного камня и т.д.) и предъявления его администратору, - подчеркнули в администрации.
Изменения и дополнения в схему размещения НТО вносятся по инициативе территориальных управлений по районам, управления развития предпринимательства и потребительского рынка, управления градостроительства и архитектуры или предпринимателей. Изменения о включении новых мест для размещения НТО в схему рассматриваются на заседании рабочей группы при администрации Кирова.
Фото: аdmkirov.ru, Мамед Мамедов