Сюрпризы мусорной реформы: кировчане заплатят не только за вывоз отходов, но и за контейнеры

Чем ближе мусорная реформа, тем более интересные подробности выясняются. Например, оказалось, что в новый тариф на вывоз мусора, который начнёт действовать с 1 января 2019 года, не заложены расходы на покупку или аренду мусорных контейнеров. И если больницы, школы и детские сады обеспечат баками за счёт бюджета, то за наличие контейнеров в своих дворах придётся заплатить самим кировчанам. Это значит, что нынешняя сумма в квитанции за текущее содержание жилья, в которую пока ещё включена плата за мусор, может не только не снизиться, но где-то даже подрасти.

Проблема нехватки мусорных контейнеров в некоторых дворах стала очевидна летом этого года, когда в Кирове начался «мусорный коллапс». Управляющие компании жаловались на то, что фирма «КДУ-3» - собственник большинства контейнеров в городе - начала убирать баки. В одних случаях - произвольно, в других - из-за того, что их количество якобы превышало нормативы. Власти, напротив, обвиняли в ситуации управляющие компании, подозревая, что те искусственно занижают объёмы вывоза мусора в преддверии мусорной реформы. Управляйки якобы пошли на это затем, чтобы плата за текущее содержание дома не снизилась после того, как из неё исчезнет составляющая за вывоз отходов. Произойдёт это с 1 января 2019 года, когда вся страна перейдёт на новую систему обращения с отходами и вывоз мусора станет отдельной коммунальной услугой.

– «КДУ-3» и «САХ» в своё время приобрели новые автомобили с загрузкой евроконтейнеров и сделали жест доброй воли, установив везде свои мусорные баки [которые могут использоваться для погрузки в такие машины], – пояснил директор УК «Город» Сергей Исупов. – А те контейнеры, которые стояли раньше, кто-то убрал, кто-то утилизировал, кто-то оставил. С тех пор прошло много лет. Когда был выбран региональный оператор, «КДУ» и «САХ» стали эти баки забирать, поскольку они принадлежат им. Они предлагают их купить или взять в аренду, и они абсолютно правы в этой ситуации.

В АО «Куприт», который является региональным оператором по обращению с отходами, утверждают, что они не обязаны устанавливать контейнеры, ссылаясь на Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

– В разных регионах контейнерный парк принадлежит разным структурам: это могут быть и управляющие компании, и муниципалитет. В Кирове некоторые управляющие организации имеют свои контейнеры. Большинство же контейнеров принадлежит перевозчикам отходов, в Кирове, например, это ООО «КДУ-3». Эта компания вправе предложить управляющим организациями контейнеры в аренду или купить, что, собственно, они и делают, – прокомментировал заместитель гендиректора по связям с общественностью «Куприта» Станислав Куршаков.

Однако не во всех управляющих компаниях согласны с такой позицией.

– В типовом договоре с региональным оператором (его можно найти на сайте «Куприта». - прим. ред.) в его обязательствах прописана «замена повреждённого или сломанного контейнера», – рассказали в одной из управляющих организаций на условиях анонимности. – То есть они этой фразой оставляют за собой обязанность предоставлять этот контейнер. «Куприт» сейчас в таком положении, что им нужно с 1 января обеспечить всю Кировскую область контейнерами. Поэтому они стараются переложить эту обязанность на собственников, на управляющие компании. Но наша УК и собственники не собираются никакие контейнеры покупать. Сейчас вообще вопросов больше, чем ответов. Мы все [управляющие компании] ждём 4 декабря (в этот день РСТ должна озвучить тариф на вывоз мусора для граждан - прим. ред.).

Другие компании пока собираются решить вопрос с нехваткой контейнеров, взяв их в аренду.

– Одномоментно выкупить всё количество контейнеров у ООО «КДУ» – это очень затратно, в связи с чем рассматривается договор аренды, – прокомментировала директор УК «Азбука быта» Татьяна Дёмина. – Далее по новым домам, которые будут в управлении УК, планируем контейнеры закупать самостоятельно.

Заплатить за аренду или покупку контейнеров так или иначе придётся собственникам, отмечает руководитель некоммерческого партнёрства «Союз управляющих компаний» Владимир Ширшиков. По его словам, стоимость одного контейнера в среднем составляет 9,5 тысячи рублей, ежемесячная аренда - 543 рубля.

– Даже если мы их купим, нас всё равно заставят дополнительно платить, так как в стоимость не входят расходы на ремонт и мойку контейнеров, – отмечает директор УК «Жилсервис» Татьяна Савиных. – Мы с жильцами решили, что первый год мы будем арендовать. Поглядим, во что это выльется, а дальше посмотрим.

Количество контейнеров сейчас устанавливается исходя из данных о собственниках жилых помещений в многоквартирных домах, рассказали в «Куприте». Сведения о количестве зарегистрированных жильцов управляющая организация подаёт в компанию, которая вывозит отходы.

– Количество зарегистрированных жильцов умножается на норматив образования отходов, получается общий объём отходов, образованных собственниками помещений, – поясняет Станислав Куршаков. – Исходя из этого выставляется нужное количество контейнеров определённого объёма. Иногда управляющая компания искусственно занижает данные о собственниках жилых помещений. Зачастую контейнерами кроме собственников пользуются организации, не имеющие договоров на вывоз отходов, расположенные в этом доме, или жители других домов. Как следствие, контейнеры бывают переполненными или отходы выбрасываются рядом с контейнерами или контейнерной площадкой.

Специалист одной из управляющих компаний Кирова, попросивший не называть своего имени, заявил, что такой подсчёт нормативного количества контейнеров приводит и будет приводить к мусорному коллапсу, так как количество зарегистрированных жильцов почти никогда не совпадает с реальным:

– Отсюда и идёт переполнение контейнеров. Произвести учёт всех проживающих должен «Куприт». Но они, похоже, сами толком не представляют, что и как будет. Сверку они произвели по количеству официально прописанных, а не проживающих. Сколько фактически живёт, доподлинно не выяснить даже управляющей компании. Так что мусорный коллапс будет. Даже в «Куприте» говорят, что они только к маю полностью наладят всю систему нового обращения с отходами.

30 ноября во время встречи с журналистами зампред областного правительства Владислав Кадыров заявил, что в Министерство финансов Кировской области уже подана заявка на выделение 30 миллионов рублей на пополнение контейнерного парка. Но они будут оборудоваться на муниципальной территории, вопрос с контейнерами на придомовых территориях находится под ответственностью жильцов, управляющих компаний и ТСЖ.

– В федеральном законодательстве существует запрет на учёт в тарифе затрат на контейнерный парк. То есть в тариф это занести нельзя. Ни регоператоры, ни простые операторы не имеют в тарифе источника для того, чтобы их покупать. С другой стороны, обязанность лежит на муниципалитете, значит, мы должны всё это организовать. На сегодня операторы являются владельцами всего парка контейнеров. У оператора эта обязанность и останется. С управляющими компаниями, ТСЖ, предприятиями будут заключаться договоры на аренду контейнерного парка. То есть он как был, так и останется. А то, что его сегодня, возможно, не хватает, то у операторов есть планы по пополнению контейнерного парка, – дополнил Кадырова глава администрации Кирова Илья Шульгин. – Такого, что кому-то не хватит контейнеров, не будет. Локальные проблемы, когда где-то стоит два контейнера, а надо три, будут решаться в рабочем порядке.

Фото: vk.com/zlo43