«Страна сплотилась»: зачем в Кировской области установили памятник Сталину и почему родственники репрессированных не против

26 мая в деревне Зониха Слободского района по инициативе партии «Коммунисты России» торжественно открыли памятник «вождю народов». Сегодня это единственная на весь регион деревня, которая может похвастаться такой достопримечательностью. В ближайшее время коммунисты планируют установить памятник и в Кирове. Мы побывали на торжественном открытии бюста в Зонихе и в соседней деревне Бобино, где есть памятник жертвам репрессий, чтобы понять, зачем нужен Сталин российской глубинке.

Великий Сталин

С погодой организаторам мероприятия не повезло: небо хмурится, то и дело моросит мелкий дождь. На ветру развеваются красные флаги с портретом Ленина, приветственный баннер накренился под тяжестью собственного веса. Под умиротворяющее пение птиц идут последние приготовления к торжественной части - открытию памятника Иосифу Сталину. Событие для Вятской земли действительно уникальное: памятник «вождю народов» в Кировской области здесь устанавливают впервые за последние 70 лет.


Честь выпала деревне Зониха Слободского района, можно сказать, случайно. Здешний центр отдыха «Юбилейный», который в летний сезон превращается в детский лагерь отдыха, принадлежит стороннику партии. Дважды в год «Коммунисты России» проводят пленум, а в глубинке организовать его куда дешевле, чем в Москве, пояснил один из партийцев. Установка памятника приурочена одновременно и к 10-летию партии «Коммунисты России», и к проведению пленума.


Сегодня в Зонихе собрались более 150 человек со всей страны самых разных возрастов: от вчерашних студентов до пенсионеров. Есть и очевидцы сталинской эпохи, среди них 72-летний Михаил Машковцев - бывший губернатор Камчатки, один из создателей партий КПРФ и «Коммунисты России».


- Никакой атмосферы страха не было, - вспоминает Михаил Борисович. - Не поверите, но я с семилетнего возраста был сталинистом. Я с отцом, преподавателем академии связи, членом партии и коммунистом, всю оставшуюся жизнь спорил: как ты можешь плохо относиться к Сталину, если Сталин - это великий человек, и я пойду по пути Сталина. Почему у отца была другая точка зрения, мне объяснить трудно... Он же всю войну прошёл, многое видел. Видимо, это на него подействовало. Подействовала антисталинская пропаганда. И репрессии же никто не отрицает. Они были. Другое дело, что я говорю о том, что это были заслуженные репрессии врагов народа. Может быть, он считал, что репрессировали невинных людей. Даже мать моя спорила с отцом. Что да, мол, наверное, кого-то и репрессировали, но ведь как он командовал войной! До сих пор люди вспоминают, что каждый год в марте снижали цены на продукты. Думаю, сейчас его поддержка растёт из-за растущего чувства нищеты. Народ начинает слышать, что ему со всех верхов говорят: ты - быдло и с тобой не надо считаться, как говорили наши либералы-перестройщики в 90-е годы. Установка памятника - маленький шаг к дальнейшему просвещению народа.

Соглашаются с ним и две пенсионерки из Тверской области. 69-летняя Александра Георгиевна, глава поселения, рассказывает о своей раскулаченной бабушке без тени упрёка.


- Не забывайте, что мы живём благодаря ему [Сталину], - уверена женщина. - Говорят, репрессии были и всё прочее. У моего отца, который прошёл через немецкий плен, был девиз, что НКВД работало правильно. Да, была фильтрация [пленных после лагерей]. Может, были и перегибы, но его это не коснулось. Хотя бабушка у меня была кулачкой. Но она была в восторге от индустриализации. По поводу перегибов у неё были обиды только на местную власть. У неё сын был чекистом. Пока был жив, никто семью не трогал. Как только умер, деревенские же и раскулачили её. Отобрали всё, что было. Но бог с ним, всё на пользу пошло... Лично для меня Сталин олицетворяет дисциплину, мораль. Очень обидно, что сейчас идёт охаивание всего, чего достигли наши родители. Нам они говорили: мы-то знали, за что мы страдали после войны. А вы-то? У меня сейчас пенсия 10 500 рублей, хотя я отработала 39 лет в торфяной отрасли. В Советском Союзе не было безработных, а сейчас я живу в пригороде, все уезжают на вахту, рушатся семьи…

Впрочем, не от всех участников сегодняшнего торжества слышны сплошь восторженные отзывы. Например, кировчанин Александр осторожно признаёт, что отношение к Сталину у него неоднозначное.

- Но всё-таки лично я считаю, что страна сплотилась благодаря ему. Если государственная идеология правильная, народ ведь объединяется. Методы, конечно, были разные, но в целом-то ведь результат был достигнут. Индустриализация прошла, - говорит он.


Ни региональной прессы, ни первых лиц области на открытии памятника в Зонихе нам увидеть не удалось. Хотя в 2017 году, когда в Кирове презентовали памятник Феликсу Дзержинскому, приезжали и чиновники, и правоохранители, и депутаты. Отсутствие журналистов неудивительно. Никакой «шумихи» вокруг инициативы коммунистов не было. Это частная территория, поэтому проведения публичных слушаний для установки памятника не требуется. Аналогичным образом «Коммунисты России» собираются действовать в Кирове.


- Рассматриваем разные варианты. Скорее всего, мы соберём пожертвования и выкупим кусочек земли, чтобы не зависеть от буржуазных антикоммунистических властей, и поставим памятник в Кирове, - рассказал председатель партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин.

Судя по тому, что уровень одобрения Сталина в стране, по данным соцопроса, достиг исторического максимума (роль Сталина в истории положительно оценивают 70% россиян), противников установки памятника «вождю народов» в Кирове едва ли наберётся достаточно, чтобы организовать эффективный протест.

- Враги нашей Родины и Сталина представляют несколько процентов, но орут больше всех, - добавляет Сурайкин.

На открытии памятника Максим Сурайкин произносит 6-минутную хвалебную речь и срывает с бюста Сталина красное полотно. Выстраивается плотная очередь из желающих возложить цветы, а затем - очередь из желающих сфотографироваться. После фотосета начинается пленум коммунистов.



Прощённый Сталин

А мы тем временем отправляемся в соседнюю с Зонихой деревню Бобино. По нашим данным, это единственная в Кировской области деревня, где установлен памятник жертвам репрессий. Такое близкое соседство двух памятников нарочно не придумаешь.


Памятник жертвам репрессий в Бобино был установлен всего четыре года назад. Инициатива исходила от местных жителей. Как рассказывает местный краевед, библиотекарь бобинской школы Раиса Ложкина, в школе ежегодно проходили мероприятия памяти репрессированных. В 2012 году там состоялась конференция по этой теме с приглашением ветеранов села, среди который был Владимир Бушуев - сын одного из репрессированных в советские годы священнослужителей. Решением школьной конференции было установить памятник. Сбором средств занимался лично Владимир Бушуев. Как рассказывают местные, он отнёсся к идее увековечения репрессированных самым внимательным образом. Он не только собирал пожертвования среди бобинцев и слободских предприятий, но и сам активно жертвовал, как мог. Например, собирая и продавая грибы.

Место для памятника было выбрано в самом центре села, на территории храма во имя Николая Чудотворца. Мемориал представляет собой крест, две памятные таблички: одна со списком репрессированных, вторая - с фотографиями уничтоженных церквей, и восьми камней - по числу репрессированных местных священников.


- Может, кто-то был осуждён по делу. Но не миллионы же. Кто-то по наговору, кто-то просто так, потому что был дан план, - уверена Раиса Васильевна.

Раиса Ложкина как хранитель местной истории знает по именам всех репрессированных. Например, известной далеко за пределами Бобино была семья Сапожниковых - владельцев спичечной фабрики. Основатель предприятия, зажиточный крестьянин Иван Сапожников был не только успешным предпринимателем, но и меценатом. На вырученные от работы фабрики деньги он открыл церковно-приходскую школу, где сам платил зарплату учителям, купил катер для нужд рабочих, открыл богадельню и был попечителем бобинского приюта. В общей сложности в семье было репрессировано до 30 человек, из которых троих расстреляли.

- Семья Сапожниковых была очень уважаемой, - рассказывает Раиса Ложкина. - Когда у них отобрали и национализировали фабрику, они скрывались в лесах. Местные об этом знали и носили им продукты питания. Никто их не выдал.


Об установке памятника Сталину в соседней Зонихе Раиса Васильевна узнаёт от нас и ничуть не удивляется. Сама она не против этого памятника, несмотря на все свои обширные знания о репрессиях.

- К установке памятника Сталину я отношусь положительно. У него есть свои заслуги в годы войны. Пусть он много ошибок сделал, но руководителем он был нормальным. С двух сторон надо рассматривать людей. У всех мнения разные. Одни считают, что репрессировали за дело. Но вот, допустим, репрессировали семью из Гнусино, владевшую небольшой кирпичной мастерской. Это разве легко - сделать кирпич? Дети с бабушкой часами топтали эту глину, спали по 4 часа в сутки, а то и меньше, а остальное время работали, - продолжает свой рассказ краевед. - И как этих людей считать противниками советской власти? Может, кто-то из них и жаловался, что хлеба нет. А сейчас разве не жалуются? И ничего ведь им не делают. А раньше люди между собой поговорят - уже кто-то доносит. Я считаю, что это непорядочно. Просто они выслуживались перед начальством. К чему-то надо было придраться, я так считаю. Кто-то считает, что это враги народа. Но я думаю, что больше было доносов. Русские люди привыкли жить под царём, и раз вышел какой-то приказ, надо ему подчиняться. План дан, что 10 человек должны быть репрессированы и высланы. Значит, надо кого-то в чём-то обвинить. А наши ведь люди болтливые. Где-то что-то сказал не то, свои же и донесут.

Среди репрессированных Бобинской волости были отнюдь не только священники и «буржуазные элементы», были и простые крестьяне. Показательна в этом смысле история Павла Лаптева - выходца из крестьянской семьи. Он занимался корневым промыслом, вместе с сыном плёл из лозы корзины и мебель и продавал их в Вятке. До войны заезжий москвич, увидев его продукцию, отвёз её на выставку в Москву, где товары Лаптева отметили специальным призом. За полученное вознаграждение он открыл свою лавку, где закупалась вся деревня.

- Дед у меня долго не вступал в колхоз, не хотел жить коллективным [хозяйством]. Но против советской власти он не выступал, - рассказывает его внучка Антонина Вениаминовна. - Забрали его из-за такой частушки: «Эй, курва с котелком, ты куда шагаешь? - В обком за пайком. Разве ты не знаешь?». А спел при всём народе. Все тогда уши прижали. Говорят: ты чего, Макушева-то ведь донесёт. Это была такая женщина, которой велели сообщать обо всём, что происходит в селе. Через некоторое время за ним приехали и забрали его. У власти-то пайки, а народ голодал. Всё имущество у деда конфисковали. Куда его забрали и где он погиб, мы не знаем. В семье об этом никто никогда не разговаривал и не обсуждал. Это потом, в 90-е зашевелились.

- А как вы к памятнику Сталину относитесь? - интересуемся мы у неё.

- Вы знаете, сейчас такое время. Может быть, и правда Сталина не хватает. Потому что куда бы ты ни пошёл, на всех людей наплевать. В милицию тут обратились. Наплевать. Участковый говорит: не хватает людей. А в медицине что? У меня сейчас муж с инсультом. Придёшь - и такое равнодушие… Такое отношение к простым людям, дак как Сталина-то не надо?