Спасут ли общественный транспорт в Кирове выделенные полосы?

Редакция портала Свойкировский.рф попыталась выяснить, как «выделенки» изменят транспортную инфраструктру

Каждое утро и вечер Кирова сталкиваются с одной и той же проблемой — весь город стоит в пробках. Причем «стоят» не только личные автомобили, но и общественный транспорт. Значительно изменить ситуацию в лучшую сторону для пассажиров общественного транспорта могло бы создание на улично-дорожной сети выделенных полос для автобусов и троллейбусов.

Еще в феврале текущего года начальник отдела транспорта управления благоустройства и транспорта города Кирова Олег Чичибабин сообщил о том, что в Кирове на определенных улицах или их участках могут появиться выделенные полосы для общественного транспорта. С момента данного заявления прошло уже практически полгода, но пока город не заметил никаких изменений. Впрочем, сам Олег Юрьевич говорит о том, что вопрос до сих пор не снят с повестки.
— Мы от этой идеи не отказались, сейчас мы эти вещи моделируем, изучаем, как новшество может сказаться на остальных участниках дорожного движения, чтобы в дальнейшем мы уже могли предложить абсолютно готовый проект, — говорит Чичибабин.
Начальник управления благоустройства и транспорта Вячеслав Симаков подтвердил важность данного проекта: «Понятно, что выделенные полосы нам необходимы. Но вопрос требует тщательного изучения, поэтому я не готов сейчас говорить о сроках реализации». Олег Чичибабин также рассказал, что по пути внедрения выделенных полос идут многие города, это позволяет увеличить трафик, престижность общественного транспорта, его привлекательности.


Как пояснил директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ НИУ Константин Трофименко, выделенные полосы в Кирове на отдельных участках позволили бы существенно повысить характеристики пассажиропотока.
— Киров, как и большинство советских городов, строился с учетом того, что подавляющее большинство его жителей будет пользоваться общественным транспортом. Соответственно, выделенная полоса для транспорта общего пользования позволила бы повысить объем перевозок пассажиров. Во многих городах России сейчас появляются выделенные полосы. При этом нужно правильно определить те участки, на которых полосы будут расположены, чтобы городской транспорт не мешал другим участникам дорожного движения — хоть у нас и не Америка, где 90% населения передвигается на автомобиле, автомобилизация в России протекает довольно бурными темпами. Не последнюю роль в создании выделенной полосы играет состояние дорожного полотна — дефекты могут значительно затруднить движение транспортного потока, и если городские власти за этим не следят, то это вопиющее безобразие, — поясняет наш эксперт.
Особенно эффективно выделенные полосы могли бы показать себя во время пробок. Например, «выделенка» на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге позволяет даже во время сильных пробок добраться из центра в спальные районы. В Москве по программе «Город, удобный для жизни» было создано более 200 километов выделенных полос, это позволило увеличить скорость движения автобусов и троллейбусов на 30%.
— По большому счету, системы общественного транспорта и задумывались как неотъемлемая составляющая Города как сообщества большого количества жителей, живущих в условиях плотной застройки и ограниченно свободного городского пространства. Сам общественный транспорт, обладающий высокими провозными способностями, и был определен для города как наиболее эффективный способ обеспечения высокой мобильности для подавляющего большинства жителей. Но с ростом числа автомобилей в любом городе происходит разбалансировка этой системы, в результате чего «не едет» никто и стоят в общих пробках все, — соглашается с господином Трофименко блогер Дмитрий Вохмянин, который давно изучает данную проблематику.


В Кирове уже предпринимается ряд мер, чтобы сделать общественный транспорт более социально ориентированным — «умные» остановки «учат» раздавать Wi-Fi, в ближайшее время в 5 троллейбусах также появится беспроводной доступ к сети Интернет. Вот только более ориентированными на пассажиров троллейбусы и автобусы от этого не стали — пассажиры по-прежнему стоят в пробках вместе с автомобилистами. Тем лицам, которые не понаслышке знакомы с урбанистикой, подобные меры популяризации транспорта кажутся смешными, а вот «выделенки» могли бы принести реальную пользу.
- С научной точки зрения и исходя из наших реалий выделенные полосы нужны. Как минимум на улице Воровского на участке от Производственной до Горького и в Нововятском районе. Они могут быть реверсионными (работать в одном направлении в утренний час пик и в обратном в вечерний), - считает координатор проекта «Красивый Киров» Анатолий Курбатов.
К сожалению, пока общественный транспорт в Кирове продолжает терять популярность — в 2015 году было перевезено на 10 миллионов пассажиров меньше, чем в 2014. Муниципальным властям стоило бы делать ставку на развитие и поддержку городского транспорта и улично-дорожной сети: создание выделенных полос сделает общественный транспорт более привлекательным, по крайней мере, с точки зрения экономии времени.