Какие тайны хранил дом на улице Красноармейской в Кирове и чем был важен для истории Вятки? Читайте в нашем материале.
В субботу, 13 августа, был снесён дом купца Лаптева на Красноармейской, 30. Дом уже несколько лет находился в аварийном состоянии, был расселён и мог обрушиться. О его сносе заговорили в начале июля 2016 года. Информация появилась в паблике «Строим Киров».
Здание снесено, площадка расчищена. По информации паблика, на этом месте может появиться многокваритрный жилой дом от застройщика «УКС Авитек». Но в компании от комментариев отказались.
Вообще, уничтожение дома купца Лаптева было запланировано ещё четыре года назад. В администрации города Кирова были утверждены документы по планировке. Речь шла о квадрате улиц Красноармейской – Свободы – Володарского – Пролетарской.
В плане видно, что на этом участке вместо нескольких деревянных зданий и одного каменного застройщик «Теплоэнергоремонт» хотел возвести один многоэтажный жилой дом с парковками, детскими и спортивными площадками и площадкой для сушки белья.
Но предыдущий застройщик не смог реализовать свои планы из-за финансовых проблем и начавшейся процедуры банкротства. Дом Лаптева остался на своём месте, продолжал ветшать и был расселён. 13 августа 2016 года его снесли.
Чем был важен этот дом для истории Вятки? Об этом нам рассказал историк и автор проекта «Пешком по Вятке» Антон Касанов:
– Здание важно для нас по нескольким причинам.Кировчане успели сделать несколько снимков во время сноса дома на Красноармейской, 30 и опубликовать их в социальной сети. Кто-то из жителей города даже собирал кусочки лепнины разрушенного дома, чтобы сохранить их на память об особняке.
Во-первых, это замечательная и яркая лепнина артели художника-декоратора Георгия Джмухадзе. Сто лет назад она украшала многие вятские дома, но до сего момента мне известны (с учётом утраты дома Лаптева) только три таких здания. И все они находятся в ужасном состоянии. Например, «Китайский домик» на углу Орловской и Володарского и вовсе давно уже стоит расселённый.
Во-вторых, в южной (второй) части города старинных особняков сейчас уже практически нет, всю старину здесь можно сосчитать по пальцам одной руки. В последнее время уничтожены дома священника Танаевского и приговорён родовой дом купца Якова Прозорова.
В середине XIX века житель Вятки Михаил Богданов на участке по улице Кукарской (нынешней Красноармейской) построил одноэтажный деревянный дом. В конце XIX века участок приобретает купец Фёдор Лаптев. На месте деревянного дома он строит каменный в два этажа. В начале XX века купец решил его декорировать. Заказ был сделан артели Георгия (Николая) Джмухадзе.
Очень интересна история о том, как ссыльный тифлисский мещанин оказался в Вятке. Джмухадзе сослали в одну из деревень Орловского уезда. Это была административная ссылка с Кавказа после Первой русской революции. Джмухадзе был под постоянным наблюдением полиции, и выезд за пределы деревни ему был запрещен. Посетить столицу губернии он мог только после специального прошения. В деревне, где художник-декоратор отбывал ссылку, он пытался заработать на жизнь и занимался отделкой домов мещан. Слава о тифлисском мастере быстро донеслась до Вятки. О Джмухадзе узнал Тихон Булычёв. Он написал письмо вятскому губернатору и попросил перевести мастера в столицу губернии, чтобы начать работы по отделке его особняка. Теперь этот дом стал символом нашего города. В особняке Булычёва Джмухадзе сделал стрельчатые арки с восточными надписями и декорировал внутренний интерьер.
После этого Георгию Джмухадзе посыпались заказы от жителей города Вятки. Судя по всему, грузинский художник-декоратор не заламывал цены, потому что украсить дом лепниной или расписать внутри могли себе позволить не только богатые купцы, но и простые мещане.
Фото Станислава Суворова.
«Китайский домик» на улице Володарского. 1960-е годы. Фото Б. К. Лысова.
Исторических объектов, где поработала артель Джмухадзе, в нашем городе становится всё меньше. А те, что остались, сильно обветшали и рискуют также попасть под снос. Эти дома имеют большое историко-культурное значение. Это в один голос подтверждают краеведы. Чтобы сохранить объекты, их необходимо внести в реестр памятников федерального или регионального значения. Заниматься этим должны городские и областные власти. Хотя общественность тоже имеет право слова. Показателен совсем недавний пример, когда Валерию Федяеву удалось отстоять дом архиерейских певчих и защитить его от сноса с помощью единомышленников.
История дома Лаптева закончилась.