«Смерть за смертью». Зооволонтёр обвинила владелицу приюта в содержании собак без еды и воды

В августе кировская семейная пара отдала владелице приюта «Собачье сердце» Юлии Тумановой щенка по имени Кефалька, которого подобрала на побережье Чёрного моря в Абхазии. Когда кировчане захотели забрать собаку обратно, Юлия им отказала. Зоозащитники стали обвинять Туманову в жестоком обращении с животными, владелица приюта утверждает, что всё это ложь.

«Из квартиры доносился собачий лай, стоял сильный неприятный запах»

Юлия Туманова сначала держала собак у себя в трёхкомнатной квартире на ул. Упита, 11. Первую собаку она взяла 5-6 лет назад, затем их количество выросло. Соседи в течение нескольких лет жаловались на Юлию в администрацию, полицию, прокуратуру. В своих обращениях жильцы указывали, что Туманова не выгуливала животных, из-за чего в подъезде стоял неприятный запах, также собаки постоянно лаяли.
В апреле 2015 года по обращению жильцов чиновники провели осмотр квартиры: «Доступ в жилое помещение не был предоставлен, из квартиры доносился собачий лай, на лестничной площадке стоит сильный неприятный запах». А при проверке в декабре 2015 года администрация уже не нашла никаких нарушений:
- Квартира содержится в надлежащем состоянии, запаха от жизнедеятельности животных не обнаружено, жилец проживает на законных основаниях. В квартире находится четыре собаки. Животные ухожены, жестокого обращения с животными не выявлено. Количество животных, содержащихся в жилом помещении, законодательством не установлено, - сказано в документах, предоставленных жильцами дома.
Чтобы решить конфликт, администрация даже собиралась обратиться в суд с иском о продаже квартиры с публичных торгов. Однако до суда дело не дошло. Два года назад Туманова продала квартиру и погасила многотысячный долг за «коммуналку». Затем она вместе с мужем взяла в ипотеку дом с земельным участком в деревне Корюгино Слободского района и организовала там приют «Собачье сердце». В настоящее время в приюте Юлии содержится 55 собак, Кефалька стала 56-й.

«Дом просто забит собаками»

Волонтёр на условиях анонимности рассказала о жестоком обращении с животными в приюте. По словам женщины, в конце 2018 года в приюте было 75-76 собак, сейчас их число уменьшилось до 55, при этом собак Юлия никуда не пристраивает.

- На моей памяти было, может, два или три случая, когда она действительно смогла расстаться с собаками. Например, она пристроила одну крупную собаку - дикую, несоциализированную - в квартиру. Собака разнесла полквартиры, и её тут же вернули. Большинство собак попадает в приют с улицы. Таких животных нужно содержать не в квартирах, а на цепи, в конуре или в вольере. Надо адекватно оценивать животное и действовать в его интересах. Таким собакам душно в квартире. Если их заводишь в квартиру, они начинают задыхаться, это уже жестокое обращение, я считаю. Всем собакам Юлии нужна в обязательном порядке помощь кинологов, чтобы исправить поведенческие особенности.
Юлия содержит животных в двухэтажном доме. Во дворе построен вольер, рассчитанный на 26 собак, но, по мнению волонтёра, он больше напоминает деревянный сарай. Однако животные там не живут. Есть в приюте и несколько кошек, которые живут в кладовке без окон.
- Первый этаж просто забит собаками, - рассказывает женщина. - То есть ты идёшь между собак и думаешь, как бы тебя не сожрали в этот момент. Далеко не все животные ведут себя адекватно. Ты знаешь, что тебя могут в любой момент укусить. Когда она открывает дверь со второго этажа – этого лучше вообще не видеть. Они все скопом на тебя бегут. Там лестница идёт крутая, и вы представьте, когда оттуда вылетает на тебя десять - пятнадцать собак. Перил нет. Есть только стена, к которой ты можешь прислониться, сжаться, съёжиться и ждать, когда стая пробежит мимо. Дальше идёшь наверх. Там есть комната и гардеробная, в которой живут кошки. Там нет окон, вентиляции, воздуха. Кошки там сидят, как пьяные. Когда Юля туда заходит, включает свет. Выходит – и свет выключает. А выпустить она их не может – их тут же сожрёт свора собак.

Без еды и воды


По словам волонтёра, Юлия кормит собак раз в два-три дня и не даёт им воду. При этом женщина замечает, что внешне животные не выглядят исхудавшими, так как со временем привыкли к такому рациону питания:
- Из-за недоедания и недостатка воды у собак в приюте едет крыша. Собаки просто убивают друг друга. Кровь – это какая-никакая жидкость, поэтому животные стаей нападают на какую-нибудь одну собаку. Это у них природное. Налетают, как на кусок мяса, и дерут в разные стороны.
Женщина лично не видела подобных драк, но раньше Юлии удавалось остановить агрессию питомцев. Однако когда весной Туманова заболела, то, по словам волонтёра, она потеряла контроль над своими питомцами:
- Животные чувствуют, что она слабеет, и перестают её хоть во что-нибудь ставить. Она хоть кричит, хоть не кричит - они её не слышат.

На что содержат собак

Сама Юлия нигде не работает и занимается только своими питомцами, помощников у неё нет. По мнению волонтёра, с ней никто не хочет работать, так как она «кидает людей и пускает их в расход».
- Эти собаки нужны только самой Юле. Если она из дома уйдёт, трёх-четырёх собак сожрут, придёт - опять кровище, опять мясо.

Животные содержатся только на пожертвования. Юлия пишет в своих постах, что отчитается за каждую копейку, но отчётов о потраченных деньгах не предоставляет, отмечает волонтёр. В комментариях указаны лишь суммы, которые переводят люди. Куда на самом деле уходят деньги, волонтёр не знает.
- Самое обидное, что эти люди даже не в состоянии понять, что происходит. Она себя окружает теми людьми, которые ей же и скинули собак. Им выгодно, чтобы приют у Юли не закрылся. А что если эта собака вернется к ним обратно, а зачем им это надо, - считает женщина.
Несмотря на то, что денег не хватает, часть собак стерилизована. У животных, возможно, нет прививок, и они не обработаны от паразитов, предположила собеседница. Юлия водит своих животных к ветеринарам, но почему-то выбирает самую дорогую клинику города.
- Там на лечение уходят десятки тысяч рублей. Есть услуги, которые стоят в два-три раза дороже, чем в других ветклиниках. Мы не имеем права столько денег просить с людей, - уверена волонтёр.

Женщина считает, что Юлия страдает от патологического накопительства животных.
- Животные не должны убивать друг друга, - говорит волонтёр. - Это надо останавливать. Животные не должны содержаться без света, без кислорода. У Тумановой больше процветает такое понятие, как законы стаи, чем законы и правила человека. Есть ареал обитания, внутри которого существует определённое количество живых организмов, и лишних, слабых они выталкивают. Они сами регулируют популяцию своего вида, и я считаю это неправильным. Поэтому [в приюте] смерть за смертью.
Недовольны соседством с приютом и жители коттеджного посёлка. По их словам, собачий лай мешает жильцам днём и ночью, животные не раз выбегали за территорию участка без поводка, намордника и хозяина.
Роспотребнадзор не нашёл оснований для проведения проверки, но посоветовал жителям посёлка обратиться в суд.
- Если собственник или наниматель жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильём, допуская его разрушение, право собственности на жилое помещение может быть прекращено в судебном порядке. Исходя из вышеизложенного, Вы можете самостоятельно обратиться в суд для рассмотрения и разрешения данного вопроса в судебном порядке, - говорится в официальном ответе ведомства.

Владелица приюта: «Все обвинения - ложь»


Юлия Туманова, в свою очередь, заявила, что все обвинения в её адрес – ложь. По её словам, случай, когда собаки убивали друг друга, произошёл лишь один раз, несколько лет назад, а на людей они не нападают.
Женщина признаётся, что действительно животных бывает нечем кормить, но неравнодушные люди ей помогают: кто крупами, кто мясом, кто деньгами.

- Наш приют на стадии развития. Мы практически достроили вольеры, осталось поставить двери. Собак всегда стараемся пристраивать, но это тяжело, потому что я не отдаю некоторых собак на цепь, охранять завод. По каждому денежному сбору я всегда отчитываюсь, - пояснила она.
Юлия добавляет, что занимается всем одна, никто ей землю для приюта не предоставлял и никто не оплачивает ей электричество.
Туманова добавляет, что больше не берёт собак, только если люди очень сильно просят взять на содержание.

Кефалька
Про Кефальку Юлия рассказала следующее:
- Я поступаю, как обязан поступить любой основатель приюта. Щенка передали в приют, где находятся другие животные, без каких-либо сопроводительных медицинских документов. Я была обязана показать его ветеринару, сделать анализы и чипировать, что я и сделала. Далее щенок находится на карантине, без доступа к другим животным. Как только щенок будет полностью здоров, я имею полное право пристроить его по договору новым владельцам, но только тем, кому сама посчитаю нужным отдать, а не тем, кому требуют другие.
С 1 января 2020 года вступает в силу статья 16 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными», в которой прописаны требования к приютам.
По закону бездомных животных после отлова должны передавать в приют. Разработана схема «отлов - стерилизация - вакцинация - возврат в прежнее место обитания» с неснимаемой меткой (под ним может пониматься электронный чип). Сам процесс отлова и выпуска на прежнее место обитания будут снимать на видео.
Животных, которые уже получили отметку о том, что у них есть хозяин, но по каким-то причинам снова оказались на улице, отлавливать нельзя. Их должны возвращать владельцу.
С 2020 года приюты нельзя будет организовывать в квартирах, только «в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях». В течение трёх дней после поступления животного в приют информация о нём (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения и иные дополнительные сведения) должна быть размещена в интернете.
- До этого момента — ещё 5 месяцев. Пять долгих месяцев, в течение которых мы ничего не узнаем о происходящем в деревне Корюгино, - пишет Юлия Ионушайте, которая спасла Кефальку. - Пять долгих месяцев, в течение которых любой зооволонтёр может скрывать правду. Прятаться. Не отчитываться. Собирать деньги… Очень сложно, пока не вступит в полную силу закон, разглядеть и узнать, каково истинное лицо того или иного зооволонтёра… Боюсь, после вступления ФЗ №498 в силу всплывёт много страшных подробностей о том, что по-настоящему происходит за такими высокими заборами в малонаселённых пунктах нашей страны. И те, кто истово защищает этих зачастую странных, малоадекватных и откровенно опасных людей (которых, впрочем, полно не только среди зооволонтёров, но и в обществе в целом), ужаснутся содеянному. Ужаснутся тому, кому помогали. И тому, что происходило в течение многих и многих лет при их подлом молчаливом согласии и одобрении.
Фото: vk.com/Юлия Туманова