Ежедневно мы сталкиваемся с информацией о том, как мошенники вытягивают у кировчан миллионы рублей. Среди пострадавших – педагоги, айтишники, бухгалтеры, руководители коммерческих организаций. Одним словом, взрослые и образованные люди, которые не раз слышали о различных схемах обмана и прекрасно знают, что отвечать на незнакомые номера не надо. Что ломается в сознании людей, когда им звонит якобы сотрудник службы безопасности банка или министр образования, на чём подлавливают своих жертв мошенники – узнала журналист портала Свойкировский.
Ирина, преподаватель
– Наверно, я попала в какую-то мошенническую базу. Неизвестные звонят мне регулярно. У всех звонивших обычно приятный поставленный голос. Чувствуется, что прошли хорошую подготовку – обращаются по имени и отчеству, знают, сколько мне лет, где и кем работаю. Обычно я вычисляю обманщиков почти сразу, но один случай меня всерьёз насторожил. История выглядела очень правдоподобно.В один из дней я увидела пропущенный вызов. Когда стала проверять, кто звонил, через телеграм увидела данные и фотографию заместителя министра образования. Позже в телефоне прочитала сообщение от ректора нашего университета с просьбой позвонить в министерство, так как они не смогли связаться. Удивилась, но сомнений не было, так как на фотографии – знакомое мне лицо руководителя вуза.
Я не сразу дозвонилась. Трубку взял мужчина. Он попросил сохранять конфиденциальность из-за проблемы, связанной с утечкой персональных данных. К ней могут быть причастны официальные лица. Об этом мне рассказывают, а мне надо идти. Уже минут 15 как идут занятия, но разговор продолжается. В трубку говорит то замминистра, то специалист по безопасности. Меня постоянно просили уединиться, чтобы разговор никто не слышал.
Постепенно разговор об утечке данных перешёл вплоть до того, что я якобы поддерживаю военные силы Украины, а позже и о списании с моего счёта 300 тысяч рублей. Это напрягло, я поняла, что что-то не то. Чувствую, что психологически «переговорщики» меня поймали, но статус собеседника и сообщение ректора останавливали меня. Из-за проблем со связью я сказала собеседнику, что заканчивается зарядка у смартфона, повесила трубку и отправила «замминистра» номер телефона.
Звонок от «чиновника» поступил на следующий день ранним утром. Первый вопрос, который он задал, – заряжен ли мой телефон. И... пожелав ему всего доброго, я тут же его заблокировала, как и ещё несколько звонивших мне с незнакомых номеров.
Наталья, работающая пенсионерка
– Был случай, когда мне позвонила неизвестная и представилась работницей соцзащиты. Женщина расспрашивала, какие льготы я получаю, каким образом оплачиваю счета. Уверяла, что мне положен перерасчёт и его можно его оформить.
– Прямо сейчас на карту поступит 36 тысяч рублей, – говорила женщина в трубке.
И кто откажется? Соблазнительно, правда? Правдоподобности добавляло то, что «соцработник» была отлично осведомлена – знала имя, отчество, дату рождения. Когда я отказалась, женщина начала грубить, после чего я повесила трубку.
Позже поняла абсурдность ситуации. Звонок был в 8 вечера. Это какой соцработник с их копеечными зарплатами звонит и деловитым тоном предлагает перерасчёт?
Дмитрий, работник строительной компании
– В один из рабочих дней мне позвонил неизвестный. Он представился сотрудником банка и сообщил, что мои накопления под угрозой: кто-то пытается взломать счёт. На тот момент у меня и правда на счету была некоторая сумма. Чтобы предотвратить взлом, нужно срочно сказать номер карты и код, который придёт на телефон. На том конце провода меня убеждали, что только так можно остановить взломщиков. В момент звонка сильно спешил и времени на подумать практически не было, и за деньги испугался. Всё продиктовал. «Сотрудник банка» поблагодарил и повесил трубку. Вечером вспомнил об инциденте, открыл приложение банка и увидел списание – 40 тысяч рублей. Сказать, что у меня был шок, значит ничего не сказать. Сразу поехал в полицию, а потом и в банк. Везде написал заявления. С момента той ситуации прошёл год. Деньги мне так и не вернули и уже не верю, что вернут.
Юрий, работающий пенсионер
– В один из дней мне позвонил якобы сотрудник «Теле2» и сказал, что нужно поменять устаревшую сим-карту. Она и правда у меня давно. Подумал: «Почему бы и нет». По телефону мне сказали, что для смены симки никуда ездить не нужно. Все можно сделать дистанционно. Спустя 10 минут на телефон пришёл код. Его я продиктовал «сотруднику оператора». Ещё через 10 минут на WhatsApp позвонила «представитель «Госуслуг». Она начала предлагать услуги, но я отказался. Повесил трубку. Позже мне пришло уведомление с «Госуслуг», что от моего имени некто запросил справку 2-НДФЛ. Понял, что доступ к «Госуслугам» получили мошенники. Сразу обратился в полицию, а позже – в МЦФ, чтобы узнать, не успели ли на меня взять кредиты. К счастью, всё обошлось.
Зоя, пенсионерка:
– Я столкнулась с мошенниками дважды. Каждый раз меня пытались обмануть по одному и тому же сценарию. Так, в один вечер мне позвонила неизвестная. Она ревела в трубку и представилась моей внучкой. Говорила, что попала в аварию и срочно нужны деньги. Из-за надрыва в голосе было сложно понять, какая из внучек попала в беду. У меня их две. После уточняющего вопроса, на том конце бросили трубку.
Анастасия, сотрудник коммерческой организации
– Я шла по улице, когда мне позвонили. Неизвестный представился сотрудником ВТБ. Доверяю банку, поэтому не возникло мыслей об опасности. Специалист сообщил о том, что сейчас идёт подозрительная активность на моих счетах. Чтобы предотвратить это, мне сказали скачать специальное приложение банка. При помощи него я смогу сама заблокировать счета. Я испугалась и начала скачивать. Делала всё, можно сказать, на ходу. Специалист подсказывал, что скачивать, какие кнопки нажимать, как активировать программу. Когда всё выполнила, успокоилась и убрала телефон в сумку. Позже, когда я его достала, то увидела мигающий экран. Я не могла ни позвонить, ни отправить сообщение. Подумала, что телефон сломался, и выключила его. Когда пришла домой, поставила его на зарядку, включила и тут... посыпались сообщения банков о том, что мне одобрен кредит. Поняла, что что-то тут не то и сразу пошла в полицию. Там меня попросили обратиться в банки, откуда пришли сообщения, и взять справку по наличию долга. На следующий день я получил справки. Как оказалось, мошенники успели оформить несколько кредитов, забрать деньги с кредиток и небольшие накопления. Ущерб превысил миллион рублей. Это был удар для меня! Как мне пояснили, оказывается, мошенники взяли кредиты в банках, в которые я ранее обращалась. Они воспользовались сохранёнными данными на телефоне и так получили займы. Сейчас делом занимается полиция.
Наученные печальным опытом кировчане рассказали, как не попасть на удочку злоумышленников
- Если вы оказались втянуты в разговор – не играйте по правилам мошенников, ломайте сценарий. Например, спрашивайте, зачем это нужно или говорите: «Я ничего не понимаю», а лучше всего – вешать трубку.
- Если родственник попал в беду, нужно перезвонить тому, о ком идёт речь.
- Не скачивайте приложения, в которых вы не уверены.
- Если говорит или пишет старый знакомый – задайте наводящий вопрос, на который настоящий знакомый 100 % ответит. Например, «Какое прозвище было в школьные годы?»
- Не брать трубку, если звонят с незнакомого номера.
- Можете забрать персональные данные у банков, к которым обращались ранее. Нужно прийти в офис и написать заявление, а также удалить мобильные приложения этих банков.