Механизатор с 36-летним стажем – о том, что нужно изменить в работе «САХ», чтобы кировские женщины могли ходить по улицам на шпильках.
- Для меня что бульдозер, что трактор – это как велосипед, всё легко. Может, с рождения дано или отец заложил. Он у меня был детдомовский, с 12 лет сам себя кормил и меня всему научил, – рассказывает он. – Я тоже рано встал на ноги. Семью свою всегда содержал сам, помощи ни от кого не ждал. Сейчас ещё хозяйство большое держу, как только дом купил, сразу же завёл, чтобы все продукты свои были. У меня только коз 12 штук, а ещё куры, гуси, индюки, цесарки, кроликов было около 100 голов. Спать ложусь за полночь, в четыре утра уже встаю. А если не работать, наверное, болеть буду. Я, например, вообще сейчас не представляю, как можно отдыхать, пойти куда-то, расслабиться. Я больше десяти лет вообще не пью и даже запах алкоголя не переношу. Нет, не кодировался. Просто пошла работа, некогда стало пить.
- У меня было два дня стажировки, после чего меня отправили на линию. Ну потому что дольше стажироваться смысла нет – там есть такие трактористы, которых я должен учить, а не они меня. У меня же права первого класса, все категории высшие. К тому же снег и раньше приходилось чистить. Дорогу в своей деревне под Кировом огребал, а когда охранником работал, в качестве подработки территорию объекта чистил. Но так, чтобы изо дня в день – такого не было.
- Дают много объектов и при этом требуют обеспечить качество. Трактора, прямо скажем, не ахти. И к тому же с осени тротуары были сильно запущены, уж не знаю, почему – то ли техники не хватало, то ли снегопады были обильные. В общем, очень сильно натоптано. У меня были места, где на тротуарах толщина снежной корки была сантиметров по 70, и это надо всё снять, – сокрушается Сергей. – По идее можно просто ровно срезать снег сверху. Но я так не могу. Если я сниму слой, а остальной снег останется, через час под ногами опять будет каша. А ночью она заледенеет и люди будут ходить, как по стиральной доске, спотыкаться. Поэтому я стараюсь снимать сразу до асфальта. Если тротуар покрыт льдом, а не снегом, здесь должна быть другая тактика очистки. Лёд просто так не снимешь, он тает постепенно, и если ты пробьёшь тротуар на ширину ножа, как делает большинство трактористов, то воде некуда будет уходить, и она будет стоять на тротуаре. А если разбить дорожку шире, чем она есть, и открыть обочины, то вода будет стекать на них, а сам тротуар будет сухим и чистым. Но, опять же, для этого требуется больше времени. Меня так отец приучил: пусть меньше, да лучше. Пусть я сделаю один квартал, а не два, но зато он будет чистым, и потом не нужно будет возвращаться на этот участок снова и снова. Мастера сначала меня отчитывали, мол, норму не выполняю, а потом отстали. Они же видят, что определённый объём сделан, пусть не весь, но зато тротуар чистый, широкий, люди с детьми ходят, не спотыкаются, и коляски легко катать.
- Они считают тротуар очищенным, когда он просто ровный и не скользкий, даже если там слой снега ещё приличный. А я считаю, что очищенный тротуар – это когда народ идёт по асфальту. Вот как Перескоков говорил – на шпильках.
- Если бы каждый тракторист отвечал за свой район, качество очистки было бы лучше, потому что было бы с кого спросить. А так получается, что каждый надеется на другого: я прошёлся, сверху слой снял, норму сделал, а за мной пусть доделывают. После меня, например, не надо ничего доделывать. Все участки, которые я за месяц почистил, уже вскрыты до асфальта. У травматологии на Менделеева, по Ломоносова у парка Победы, на Красина. Да и с точки зрения экономии времени лучше иметь закреплённый район. Однажды надо было очистить площадь у Филармонии, так меня вообще посылали с другого конца города. Пришлось туда час пилить, потом час обратно. На тракторе же не разгонишься, на нём ещё нож и щётка навешаны, а дороги у нас – сами знаете какие. Не дай бог, что-нибудь оторвёшь и потеряешь. В нём же телепает, как в стиральной машинке. Лучше уж эти два часа на очистку потратить, чем по городу туда-сюда кататься. И ты норму выработки теряешь, и мастер за это получает от начальства.
- Я вот совсем недавно пробил на Володарского очень тяжёлый участок, там был натоптыш, народ через него ходил, прыгал. Я часа полтора с ним боролся, кое-как разбил, растолкал, и тут же при мне этот тротуар с крыши снова снегом завалили. Никто ничего не согласовал, и моя работа пошла псу под хвост. Ночью посылали уже другого тракториста убирать то, что они набросали.
- Вообще-то, если трактор начал работать на тротуаре, то по технике безопасности кто-то из рабочих должен быть рядом, перекрыть эту дорожку и никого не пропускать. Но по факту такое редко бывает, людей же лишних надо нанимать. Поэтому в дневные смены пешеходы очень мешают. Ты под нагрузкой идёшь, толкаешь-толкаешь, и тут – раз! – перед тобой с коляской выныривают. Останавливаешься, пропускаешь, а потом надо обратно сдавать и опять разгоняться, а это нагрузка на трактор. Лучше бы больше пускали техники в ночь, прохожих меньше. Днём один квартал идёшь часа четыре, а ночью его можно сделать за 2-3 часа. Так город быстрее бы чистился. Тем более никакой доплаты за ночные смены нет, по деньгам всё одинаково. Просто днём все начальство выходит, контролирует. А ночью за тобой только мастер следит.
- Техника не самая старая, но очень сильно изношена, поскольку работает практически без простоев. Я поработал уже на трёх тракторах, и честно скажу, это очень тяжело, потому что каждый трактор работает по-разному и каждый раз к нему нужно привыкать. Однажды мне дали трактор, его пригнали с ночной смены, – я посмотрел на него и ужаснулся. Там была разбита коробка, не работало сцепление, передачи вылетали, то есть трактор был практически неуправляемым. Как на нём приехал мой сменщик – непонятно. А мне ехать на нём в день – не дай бог, кто-то из пешеходов попадётся на пути, а я остановиться не смогу. Я не стал на нём работать. Поставил на заявку, ну на ремонт то есть, и уехал домой. Конечно, у нас всё-таки есть мотивация, чтобы беречь технику, потому что за многие поломки у трактористов вычитают из зарплаты. Не всё, конечно. Если повреждения механической части – а нагрузки всякие бывают, когда выламываешь снег, сложно предугадать, лопнет металл или нет – это автоматически ставится на счёт предприятия. А если уж ты где-то недосмотрел, разбил веткой стекло или снёс зеркала, это уже твоя ответственность.
- Была у меня ситуация, с ночи трактор пригнали, надо в день выезжать, а у него нож заменить надо. Я пришёл, слесарь ворота открывает. «Трактор готов?» - спрашиваю. Отвечает, что готов. Он его выгоняет, а я смотрю, он так нож прикрутил, как будто болты руками тянул. Если бы я не посмотрел, выехал и стал разгребать снег, то сразу же болты бы сломал, нож потерял, и мне пришлось бы обратно возвращаться. Мастер тогда мне сказал, мол, чего возмущаешься, взял бы ключ сам, да и прикрутил. То есть нас до техники не допускают, деньги за ремонт платят слесарям, а я ещё после этого должен пойти и сам же всё прикрутить, то есть за них работу сделать. Вот честно, я бы лучше сам свой трактор ремонтировал, и ездил бы только на нём. Тогда бы он у меня и прослужил дольше. А так ты утром на смену приходишь и не знаешь, какой сюрприз тебя ждёт. Вовремя трактор приедет или задержится, живой придёт или его придётся в ремонт загонять, а если загонять, то на 20 минут или на три часа... Время – деньги. Выехал на смену позже, норму не сделал, деньги потерял. И повлиять никак не можешь. Самая настоящая лотерея.
- Стажировка, плюс замены, плюс из-за поломки выезжал в десять часов утра вместо восьми, плюс не выполнил норму, хотя фото есть, что я качественно всё расчистил и мастеру даже благодарность за это вынесли. Но нет, не весь поставленный объём сделал, поэтому минус. А если бы выработку оценивали по объёму фактически выполненных работ, а не по площади очищенного участка, трактористы бы все стремились делать работу качественно, а не наобум. Неправильно сделано.
- Начальству не объяснишь. На всё один ответ – «Надо!». А не нравится, никто не держит. За дверями очередь из желающих стоит. Но люди на улицах, когда видят мою работу, записывают номер трактора и обещают написать благодарность в «САХ». Значит, я всё правильно делаю.