650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Автор:
2 августа 2020, в 07:44
Просмотров: 5217

Завершая прогулку по улице Преображенской, двигаемся от перекрёстка с улицей Володарского в сторону Драмтеатра. В этом квартале сохранилось сразу несколько дореволюционных домов.

Преображенская, 38 и 40

На Преображенской, 38 находится самая обычная «хрущёвка», на первом этаже которой работает одна из самых старых блинных во всём Кирове. На месте соседнего дома-новодела (Преображенская, 40) долгое время располагался деревянный барак, в котором помещалась до боли знакомая многим поколениям кировчан зубоврачебная амбулатория (зуболечебница).

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Перекрёсток улиц Энгельса (ныне — Преображенская) и Володарского. Слева — пятиэтажный жилой дом №38 по ул. Энгельса с блинной на первом этаже. Два старых дома далее по улице снесены. 1980-е гг.

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Перекрёсток улиц Преображенской и Володарского. Слева — пятиэтажный жилой дом №38. 2018 г. Фото: 2gis.ru

Преображенская, 39 и 39а

В доме по Преображенской, 39 некогда была роскошная усадьба Фёдора Ездакова — вятского мещанина, торговца и домовладельца. В 1906 году на участке в районе перекрёстка Преображенской и Никитской (сейчас – Володарского) улиц стараниями архитектора Эмиля Нюквиста появились двухэтажный каменный дом и двухэтажный полукаменный флигель с подвальными помещениями. Эти постройки сохранились до сих пор и по-прежнему являются жилыми. К сожалению, необычный по архитектурному решению главный усадебный дом сегодня находится в ужасном состоянии и требует ремонта.

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Главный дом усадьбы Ездакова. 1967 г. Фото: А.Г. Тинский

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Главный дом усадьбы Ездакова. 2015 г. Фото: Станислав Суворов

Флигель Ездакова (Преображенская, 39а) уникален тем, что в начале XX века вместо дощатой обшивки на его фасаде появилась модная тогда штукатурная отделка с лепными деталями. Работы вела известная в Вятке артель Джмухадзе, которая помогала простым деревянным домам получать «нарядный» декор. Сегодня некогда яркая лепнина почти отвалилась, но кое-какие элементы всё ещё радуют глаз.

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Флигель усадьбы Ездакова. 1969 г. Фото: А.Г. Тинский

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Флигель усадьбы Ездакова. 2017 г. Фото: Дмитрий Порошин

Преображенская, 41а

Это, пожалуй, одно из немногих интересных по своей архитектуре советских зданий на улице Преображенской. В конце 1950-х годов здесь помещались концертный зал кировской филармонии и «Дом политпросвещения». В 1990 — 2000 годах в здание переехали отделы абонемента и литературы на иностранных языках библиотеки им. Герцена. К настоящему времени в доме сделали грамотный ремонт, внутри были сохранены элементы декора 1950-х годов с советской символикой. Сегодня здесь находится один из корпусов ВятГУ – «Инженериум».

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

У Дома политпросвещения. 1957 г.

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Вид на «Инженериум» в бывшем Доме политпросвещения. 2017 г. Фото: Дмитрий Порошин

Преображенская, 43

Здесь находится каменный дом мещанина Афанасия Завалина, построенный в 1816 году по проекту архитектора Н.А. Андреевского. В 1895 году дом купил юрист Александр Прозоров за 8 000 рублей, ему он принадлежал до революции. Часть здания, весь второй этаж, в начале XX века была занята городским ломбардом и ссудной кассой Галицкого. До конца 90-х годов XIX века помещения дома арендовало Вятское отделение Государственного банка. В 1907 году здесь же помещались штаб 231-го Котельничского батальона, а также офицерский клуб. В 1968 году двухэтажный каменный дом с бельведером был достроен до трёх этажей и в таком виде сохранился до сих пор. В настоящее время в здании располагается поликлиника УФСБ.

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Дом Афанасия Завалина. Первая половина 1960-х гг. Фото: А. Г. Тинский

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Дом Афанасия Завалина. 2017 г. Фото: Станислав Суворов

Преображенская, 46

В квартале улицы от Карла Маркса до Карла Либкнехта сохранился всего один старый дом, в начале XIX века принадлежавший купцу Александру Пыхтееву. В 1890 году чиновница Е.П. Михайлова сделала двухэтажную пристройку к зданию, значительно расширив его. Именно здесь до революции квартировал архитектор Василий Дружинин — строитель Кругобайкальской железной дороги и многих зданий в Вятской губернии (например, Троицкого собора в Уржуме). Сегодня дом Пыхтеева по-прежнему жилой.

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Перекрёсток улиц К. Маркса и Энгельса. Слева — дом Пыхтеева (ул. Преображенская, 46). Справа — старые дома, снесённые в начале 1980-х годов под строительство новых, капитальных зданий. Март 1968 г.

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Вид от навигационного столба на перекрёсток улиц К. Маркса и Преображенской. 2017 г. Фото: Дмитрий Порошин

Преображенская, 67

На Преображенской, 67 находится дом дворянки Анны Лихачёвой, построенный около 1900 года. В 1913 году здание приобрёл знаменитый пароходовладелец Тихон Булычёв для любимого сына Николая. По версии юриста Александра Прозорова, после того как на даче Булычёвых произошёл страшный пожар, жена Николая Булычёва отказалась жить в роскошном и массивном «Красном замке», поэтому пришлось искать более скромное жилище. Тут как раз и подыскали два дома на Преображенской — дом Долгушина (Преображенская, 7) и особняк Лихачёвой. В советское время, около 1960 года, здание было надстроено на один этаж. Сейчас здесь находится Центр научно-технической информации (ЦНТИ).

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Дом Лихачёвой. 1958 г. Фото: А.Г. Тинский

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Октябрь 2017 года. Фото: Евгений Шастин

Преображенская, 69

По этому адресу находится последний старый дом на Преображенской. Двухэтажное каменное здание с лавкой и флигелями было построено в 1903 году крестьянином Иваном Загузиным и принадлежало ему до революции. Сегодня это жилой дом с административными помещениями на первом этаже.

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Дом Загузина. 2017 г. Фото: 2gis.ru

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Старая застройка по красной линии улицы Энгельса в квартале от ул. К. Либкнехта до ул. К. Маркса. Все старинные дома снесены, кроме каменного двухэтажного дома №46 (на углу улиц Энгельса и К. Маркса). 1950-е гг. Фото: Б. К. Лысов

Преображенская, 119

От улицы Дерендяева в сторону улицы Горбуновой старых домов уже нет. Всё, что осталось от дореволюционной застройки, – лишь здание вокзала. Железнодорожная станция в Вятке появилась при строительстве Пермь-Котласской железной дороги. К концу ноября 1898 года работы на вокзале завершились, в нём появились все блага цивилизации: телеграф, телефон, водопровод и электрическое освещение, ресторан для пассажиров.

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Вокзал Пермской железной дороги. 1900 г.

После строительства железной дороги на Петербург в 1904 году станция утратила статус основной, главной городской станцией стала Вятка-Петербургская (ныне Киров-1), сейчас здесь расположена грузовая железнодорожная станция Кировского региона Горьковской железной дороги. Вокзал ценен тем, что он один из немногих в Поволжье, сохранившийся с дореволюционных времён. Здесь в 1986 году снимали эпизод фильма «Карусель на базарной площади», а в 2017 году – несколько эпизодов «Временных трудностей». Сегодня на станции не так часто можно встретить активное движение, здесь лишь останавливаются пригородные поезда, следующие до Великой, Пинюга, Мурашей, Опарино и Лузы.

Самая старая блинная в городе и первая железнодорожная станция. Как менялась улица Преображенская

Вид на железнодорожный вокзал станции Киров-Котласский. 2019 г. Фото: Людмила Калинина


Все соцсети
Комментарии
2
 
Комментарии (2)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 2 августа 2020, в 11:59
Благодарю за познавательную экскурсию.Легкая ностальгия по прошлым дням.Как быстротечно время.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 2 августа 2020, в 19:41
Спасибо, очень познавательно.
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!