«Решение было бы рано или поздно принято». Дмитрий Драный назвал неизбежным изменение зоны участка в парке Победы

В Первомайском районном суде Кирова продолжается рассмотрение дела в отношении бывшего главы города Владимира Быкова. На заседании заслушали экс-главу администрации Кирова Дмитрия Драного, который занимал эту должность с мая 2011-го по октябрь 2014 года.

Дмитрий Драный считал Владимира Быкова вышестоящим руководителем, но решение по большинству вопросов принималось коллегиально. Драный заметил, что сотрудники администрации де-юре напрямую не подчинялись Быкову, но де-факто все поручения главы города выполнялись.
Драный пояснил, что Владимир Быков участвовал в оперативных совещаниях, с ним ежедневно обсуждались вопросы, а сотрудники администрации получали от него устные указания и протокольные поручения. Адвокат Елена Коротких уточнила, были ли эти поручения обязательны.
– Есть исполнители, которые не согласны и увольняются, а есть исполнители, которые исполняют. Я был не согласен и уволился. <...> В то время неисполнение поручения главы города, его аппарата, контрольного управления заканчивалось увольнением, это все понимали. Такие случаи были, – сказал Дмитрий Драный.

Дмитрий Драный. Фото: delovaya-vyatka.livejournal.com
Назначение на какие-то ключевые посты в администрации, ключевые должности в городских предприятиях согласовывали с главой города, пояснил Драный. Депутаты входили в комиссии, советы директоров предприятий, большинство народных избранников согласовывали решение вопросов с Быковым.


Контроль над советом директоров АТП

Прокуратура опросила Драного по эпизоду с хищением средств «Электронного проездного». По мнению бывшего сити-менеджера, совет директоров АТП был фактически подконтролен Быкову. В его состав входили представители Городской думы и администрации, однако решающий голос среди депутатов был у Сергея Медовикова. На вопрос прокурора о том, какие отношения были у Медовикова и Быкова, свидетель ответил: «Служебные, доверительные».
Гособвинитель попросил рассказать Дмитрия Драного про увольнение Евгения Катаева с должности гендиректора АТП и назначение на это место Николая Дубровина.
– Катаев, насколько помню, уволился по собственному желанию. Тогда произошёл конфликт у Катаева с советом директоров. Он был не согласен с указаниями по взаимоотношениям АТП с одной из управляющих компаний. Он посчитал, что для него как для руководителя это может иметь определённые последствия, написал заявление и уволился, – пояснил Дмитрий Драный.
Кандидатуру Николая Дубровина, по словам бывшего сити-менеджера, предложил тогдашний начальник отдела транспорта Олег Чичибабин, его поддержал Владимир Быков. Решение о назначении было принято на совете директоров. Дмитрий Драный заметил, что он сказал представителям от администрации принимать решение по своему усмотрению.

Зачем нужны транспортные карты

Свидетель рассказал и о появлении электронной системы оплаты в общественном транспорте.
– Насколько я помню, был 2011 год. В тот момент обсуждались достаточно широко, в том числе депутатами Госдумы, перспективы введения универсальной электронной карты гражданина, которая в том числе должна была стать электронным паспортом. Кроме того, в Кировской области федеральный бюджет терял большие средства на компенсацию проезда льготников. Невозможно было достоверно установить количество перевезённых льготников. У нас было мнение, что перевозчики злоупотребляют в этой части. Одним из инициаторов введения персонифицированного учёта было правительство Кировской области, – рассказал Дмитрий Драный.
Он добавил, что при выборе оператора учитывалась возможность в будущем интегрироваться в универсальную электронную карту гражданина. Чичибабин заявил, что такая возможность есть у «Удобного маршрута» и привёл подтверждающие аргументы, поэтому Дмитрий Драный и согласился с этим выбором. Владимир Быков, по словам свидетеля, конкретного оператора не называл, но говорил, чтобы в вопросе разбирались специалисты. Речь шла об Олеге Чичибабине и экс-руководителе Центральной диспетчерской службы Дмитрии Никулине.

Елена Коротких уточнила, принимал ли Владимир Быков решение о выборе «Удобного маршрута».
– Олег Чичибабин, когда докладывал о той или иной ситуации, говорил следующую фразу: «Этот вопрос с Владимиром Васильевичем я согласовал». Я не могу вспомнить, был ли личный разговор [с Быковым]. У меня чётко сложилось понимание, что данный вопрос проговорён, решение принято, – пояснил Дмитрий Драный.

Оснований для отказа не было

По поводу эпизода с парком Победы Дмитрий Драный пояснил, что не контролировал работу комиссии по землепользованию, на которой было принято решение по изменению функциональной зоны участка. По его словам, в состав комиссии входили представители администрации и депутаты.
Прокурор уточнил, кто был инициатором изменений. Дмитрий Драный пояснил, что было заявление от КЗОРС. Представители завода поясняли, что им необходима зона, которая бы позволяла строить спортивные объекты с гостиницей, кафе, стоянкой. Владимир Быков, по словам свидетеля, предлагал поддержать эти изменения.
Гособвинитель спросил у Драного: если бы сказали, что КЗОРС планирует строить дома в парке Победы, повлияло ли бы это на решение об изменении зоны участка. По мнению Драного, это, скорее всего, отложило бы принятие решения и вызвало бы более широкое обсуждение и резонанс.
– Как показывает практика, было бы больше времени потрачено на общественные слушания. Но всё равно это решение было бы рано или поздно принято, потому что законного основания для отказа в изменении зоны не было, кроме как отрицательного решения общественных слушаний, – предположил Дмитрий Драный.
После изменения зоны арендная плата выросла в несколько раз – до 3,5 млн рублей в год. Леонид Яфаркин был недоволен такой суммой и спрашивал у Драного, можно ли её уменьшить. А примерно через два месяца на подпись сити-менеджеру поступил проект постановления, в котором была изменена методика начисления арендной платы для КЗОРС, а сумма платы уменьшалась на 2 млн рублей. Глава департамента муниципальной собственности Дарья Вознесенская и ещё одна сотрудница администрации пояснили Драному, что изменение методики является прямым нарушением закона и его могут привлечь к уголовной ответственности.
– Я порвал проект постановления и объяснил Владимиру Васильевичу [Быкову], что подписывать его не буду, – заявил свидетель.
В ответ Быков сказал, что будет разбираться с действиями администрации.
По словам Дмитрия Драного, спустя полгода после этих событий ему принесли на подпись постановление по уточнению вида разрешённого использования участка в парке Победы. По его словам, он не понимал, что это приведёт к снижению кадастровой стоимости земли.
Дмитрий Драный считает, что КЗОРС мог бы изменить функциональную зону и разрешённый вид использования участка без поддержки Быкова, но неизвестно, на сколько бы затянулась эта процедура.
Адвокат Александр Фомин спросил у свидетеля, оказывал ли Владимир Быков на него давление при изменении функциональной зоны участка.
– Владимир Васильевич на меня никогда не давил, к стенке не ставил, ничем не угрожал, всё было цивилизованно, – заявил Дмитрий Драный.

Фото: Свойкировский.рф