Пациенты и главврач клинической инфекционной больницы о том, насколько медучреждение сегодня соответствует нормативным требованиям и человеческим ожиданиям, а также о сантехнике, деньгах и мамах, которые лежат там не для того, чтобы спать.
Вечным противостоянием пациентов и врачей уже давно никого не удивишь. Одни говорят о страшных условиях в больницах, коррупции, хамстве и халатности, другие – о завышенных требованиях, дырах в бюджете и законодательстве, и банальной человеческой неблагодарности. Страдают в итоге все.
В редакцию портала Свойкировский обратилась молодая мама Екатерина. В начале марта ее 8-месячного ребенка экстренно госпитализировали с кишечной инфекцией в Кировскую инфекционную больницу. Оказавшись на месте, Екатерина обнаружила, что детское отделение переполнено, дети лежат в коридоре. Кроме того, по ее словам, бытовые условия близки к коммунальной катастрофе:

- Мамочки сутками спят на стульях в коридорах над своими детками под капельницами. Лежала девушка с двойняшками, перекрыв пожарный выход, больше места не было. При этом в больнице можно подцепить целый букет инфекций, так как таких условий нет даже в общественных туалетах. Мыла нет. Ночью штукатурка на голову сыплется. Ванна воду не сливает. Кран невозможно отрегулировать. Как повезет - либо ошпаришь своего ребенка, либо наоборот.
Как пояснила девушка, коридорное лечение продлилось двое суток. Кроме коммунально-бытовой проблемы, образовалась и другая:
- Ребенок, лежа под капельницей, очень сильно кричал. Я спросила одного из представителей медперсонала, можно ли взять ребенка на руки. Напоролась на грубость. В итоге мы повздорили, и она показала мне бумагу, что вообще не обязана обслуживать людей, которые лежат в коридоре. Я не понимаю, как так можно. Я пыталась обращаться к главврачу, но мне ответили, что все жалобы – только в форме заявления. Мы пролежали там пять дней. Персонал, в большинстве своем, хороший, но бытовые условия и поведение одного из сотрудников сделали и без того безрадостное пребывание в больнице совершенно невыносимым, - говорит Екатерина.
Фамилию и должность грубого сотрудника Екатерина не запомнила. Мы решили сходить в инфекционку и пообщаться с главврачом. Не секрет, что это медучреждение долгие годы имело репутацию одной из самых неблагоустроенных и проблемных больниц города Кирова. И сегодня в разных источниках регулярно появляется информация о жутких условиях в палатах и малоприятных инцидентах, которые происходят на территории больницы. Напомним, в декабре прошлого года кировчане рассказывали о том, что под окнами детского отделения на первом этаже уже несколько лет появляется эксгибиционист. Мужчина мастурбирует, заглядывая в окна детского отделения.
Главврач Алла Осокина на встречу согласилась сразу. Мы спрашивали ее о том самом эксгибиционисте, о сантехнике, о деньгах и мамах, которые находятся в больнице не для того, чтобы спать. Как выяснилось, бытие кировской инфекционки врачи и пациенты видят по-разному.

Алла Анатольевна, какова сегодня наполненность детского отделения? Люди по-прежнему лежат в коридоре?
- Случаи, когда пациентов приходится класть в коридорах - были, есть и будут. То, что весь февраль был объявлен карантинным по Кировской области, известно всем. Поскольку карантин был объявлен по гриппу, а мы единственная больница, которая работает с этим диагнозом, естественно, весь поток шел к нам. Сейчас немножко пошел спад эпидемии, поступать стали меньше. Карантин по всей области отменили, но мы в больнице карантин не снимаем. У нас и сейчас пять человек лежит со свиным гриппом, дети, в том числе. Ситуация пока напряженная.
Нам сообщили, что один из представителей медперсонала, повздорив с мамочкой, показал ей бумагу, в которой написано, что она вообще не обязана обслуживать людей, лежащих в коридоре. Существует такая бумага?
- Нет, конечно. Надо понимать, что в любой конфликтной ситуации надо выслушивать обе стороны.
Поэтому мы здесь.
- Это не я показала бумагу, это нужно спросить у сотрудника, который это сделал. Если нет конкретной фамилии, мы говорим беспредметно. Я вам подтверждаю только тот факт, что весь февраль мы работали с колоссальной нагрузкой. Наши мамы очень требовательные сегодня. Чаще всего они не в состоянии понять, что по 40 скорых приезжало за сутки, и надо поклониться врачам, и спасибо сказать.
Каким образом у вас решаются вопросы с жалобами? Через официальные заявления на Ваше имя и через минздрав?
- У меня каждый день кто-то бывает, звонят, приходят, мы разговариваем и все вопросы решаем. Если обращение письменное, мы на них отвечаем, как и положено по закону. Кроме того, я каждый день хожу по отделениям, и меня все видят живую-здоровую, в глаза смотрят. А вообще, хочу Вам сказать, я считаю, что медики в течение всего февраля совершали личный подвиг. Существует такая процедура: нам определяют госзаказ, сколько пациентов мы должны пролечить за конкретный месяц. План февраля у нас был - 700 человек. Это нормальный для нас объем. А в связи с эпидемией пришли 1000 человек. Вы можете это технически представить? В какой-то мере, выхода из таких ситуаций нет, дискомфорт определенный все равно будет в таком случае, и в коридорах лежать будут до появления свободных коек.
Нет никаких дополнительных боксов на такие случаи?
- Понимаете, в дополнительном блоке кто-то еще и работать должен. У нас штат – 300 человек, рассчитан на реальное количество коек, и все эти люди работали с такой нагрузкой, что я не думаю, что кто-то еще бы смог в таком темпе работать.

Есть какие-то нормативы по пребыванию больных в коридоре? Сколько по времени допустимо оставлять пациентов вне бокса?
- Больные поступают обычно вечером или ночью, им уже мест в палатах может не хватить. До утра они проводят время в коридоре, утром идет выписка, их переводят в палату.
Знаете ли вы о случаях, когда мамам приходится спать на стульях?
- Нет, на стульях – не слышала. А вообще, мама поступает по уходу, и почему она должна спать? Мы по нашему законодательству госпитализируем мам с ребенком до 4 лет, но мы идем навстречу. Если мама очень хочет, она может остаться здесь и с 6-ти и с 7-летним ребенком. Ну так мама-то сюда не спать приходит, понимаете?

Что касается сантехнических условий: не сливает ванна, не работает кран. Эти проблемы в каком режиме решаются?
- Когда идет обычная жизнь, ломается сантехника, вы вызываете мастера. У нас тоже есть сантехник, он ходит по больнице и все ремонтирует. Должен поступить какой-то сигнал от пациентов. Лежите в палате, потек кран, подходите к медсестре и всё, в течение рабочего дня проблема решается, если это не авария на центральном водоводе.
Много Вам вообще жалоб поступает, и на что обычно жалуются пациенты?
- Нет, не много. Мамочки жалуются, что им тесно, душно. Многих не устраивают большие палаты, хотят маленькую. Это тоже невозможно. Есть платные палаты, но желающих гораздо больше, чем таких палат. В основном, естественно, жалобы на бытовые условия. Что мы можем ответить? Правду. Мы же не можем сказать, что вы не то увидели. Люди что видят, то и говорят. Сейчас финансирования на ремонт нет.
Я так понимаю, в предыдущие годы часть больницы была отремонтирована. Какие помещения сегодня требуют ремонта?
- Последний ремонт был три года назад. Сейчас у нас нуждаются в ремонте еще два взрослых отделения и половина детского.
Вам что-то выделено в этом году на ремонт?
- Нет.
Есть сегодня понимание, в какие сроки больница будет окончательно отремонтирована?
- Нет понимания. Если появятся деньги, естественно, детские отделения будем заканчивать. Потому что, взрослые – люди более терпеливые. Несмотря на то, что у них условия не такие хорошие, они никогда не жалуются, болеют, лечатся и благодарны за это. Элемент дизайна их не очень беспокоит. Нужны достаточно большие средства. Отделения, которые были отремонтированы три года назад, тогда обошлись в 12 миллионов рублей.

Инфекционная больница, прямо скажем, имеет репутацию одной из самых неблагоустроенных и проблемных больниц нашего города. Что изменилось и преобразилось за последние 5 лет?
- В отношении ремонтов, отремонтировано три корпуса, два – нуждаются в ремонте. Все это были деньги программы модернизации, которая проходила по всей России, и тогда выделялись целевые средства на капитальный ремонт. После этого никаких средств мы уже не имели. В отношении оборудования – то же самое. Когда шел процесс выполнения этой программы, у нас было закуплено практически все, что необходимо. На сегодня вопроса о том, что у нас нет какого-то прибора, просто не стоит. Полностью укомплектованы все лаборатории, рентгены, УЗИ и прочее.
То есть Вы оцениваете ситуацию, как удовлетворительную?
- Я считаю, что она хорошая.
Несколько месяцев назад нам писали пациенты вашей больницы. Говорили о мужчине, который беспрепятственно попадает на территорию и делает нелицеприятные вещи под окнами детского отделения. Эта проблема решена?
- Это не к нам. Кто должен заниматься отловом? Медсестры? Сигнал подается, милиция ловит его лет 10, говорят. Обратитесь в милицию и спросите, как история. Моя функция – лечить людей.
Полагаю, в том числе, обеспечивать их безопасность. В этом заключается административный ресурс.
- У нас дежурят медсестры по ночам, примерно, как Вы. Кто должен этим заниматься? Есть тревожные кнопки, есть видеокамеры. Мы сообщаем милиции.
То есть они не успевают приехать все эти 10 лет?
- Меня это совсем не интересует, я знаю, что это работа полиции. И мы об этих фактах сообщаем.
Ну как не интересует? На первом этаже лежат дети.
- Обратитесь в полицию. У нас нет охранников-мужчин.
---
Кто кому нагрубил и «повысил градус» – чаще всего остается в риторической плоскости. Между тем, вопросы финансирования и, как следствие, создания условий, вполне осязаемы. По данным министерства здравоохранения Кировской области, с 2012 по 2015 годы на капитальный ремонт помещений Кировской инфекционной клинической больницы было направлено 23 млн. рублей бюджетных средств. Основная часть - 12,6 млн. была потрачена на ремонт детского отделения.

- Кроме этого, за счет средств учреждения постоянно проводятся текущие ремонтные работы помещений, не только по улучшению внешнего вида помещений, но и по замене труб, ремонту кровли и т.д. В настоящее время проводится оценка состояния коммуникаций в зданиях больницы и идет работа по подготовке сметной документации для дальнейшей их замены. Это является одной из первостепенных задач, так как качественное функционирование коммуникаций позволит сохранить результат капитальных и текущих ремонтов помещений в дальнейшем на более длительный срок, - сообщает министерство.
Причиной всего – хорошего и плохого, как ни крути, остаются люди. «Большие» и «маленькие». Те, которые принимают законы, и те, которые не принимают. Те, которые несут ответственность в полной мере или не в полной. Те, которые транслируют или не транслируют грубость, благодарность, соучастие. Вне зависимости от должности и обстоятельств. Наверное, можно принять и смириться со многим: налоги, дороги и прочее. Но всё, что касается детей, должно быть максимально приближено к по-настоящему хорошим человеческим условиям. Нет, не к нормативам, а именно к хорошим человеческим условиям. Потому что мера человечности и развития общества определяется отношением к детям и старикам. Владимир Легойда сказал.
Фото: Свойкировский.рф