Кто и зачем сегодня строит и восстанавливает утраченные церкви, какова цена возрождения духовных скреп, и почему кировские меценаты неохотно афишируют свои инвестиции в православие.
- Сегодня очень важный для меня день. Некоторое время назад я решил построить часовню святой блаженной Матроны Московской. Часовни раньше и сейчас сооружались верующими в связи с какими-то событиями, оказавшими влияние на их жизнь, у мест захоронения подвижников веры, на местах явления чудотворных икон и источников и т.д. Такие события произошли и в моей жизни, и я попросил благословения у нашего архиерея, митрополита Марка на строительство часовни вблизи у областной травматологической больницы и перинатального центра. Он долго убеждал меня, что нужно строить не часовню, ограниченную в своём функционале (нет алтаря, не могут вестись службы, нет прикрепленного священника и пр.), а небольшой, но полноценный храм. Убедил, - пишет глава региона в соцсетях.
- Я помогаю в восстановлении, но есть руководитель прихода, и без его участия ничего бы не состоялось. Сама инициатива исходила от отца Александра Балыбердина, который в начале 2011 года сказал: «Роман Александрович, может, пора тебе заняться восстановлением храма в Истобенске?» Так и начали делать.
- Они помогали небольшими суммами, но любой вклад значителен. Кто-то 10 тысяч вкладывал, кто-то 50, кто-то 100 тысяч. Больших сумм не было. В 2011 году мы полностью перекрыли кровлю между летним храмом и колокольней. В прошлом году сосредоточились на покраске. Сейчас будем ремонтировать окна в летнем храме. На очереди – крыльцо, отмостка и внутренние работы. Храм долгий промежуток времени не обновлялся и внутренняя роспись требует реставрации.
- Как правило, именно эта скептическая часть общества никогда не помогла ни одному ребенку. А мне просто важно, чтобы этот архитектурный памятник был в приемлемом виде, и не был брошенным. Наши предки его создавали не для того, чтобы кто-то его развалил. Были годы, когда разваливали, но, если сейчас есть возможность восстановить, почему бы этого не сделать?
- Заброшенных и «умирающих» храмов у нас сотни, они в районах области, куда никто никогда не придет, - рассказывает предприниматель, депутат ОЗС Дмитрий Русских, - Один из самых старых храмов, который не закрывался даже в советское время, находится в селе Быстрица. Если память мне не изменяет, ему 250 лет, возможно, больше.
- Сейчас мы восстанавливаем летний храм, где иконостас 15 века. Фактически он три раза горел, но иконостас сохранился. В зимнем храме тоже старые иконы, и сам храм считается очень намоленным. В советское время батюшкой там работал танкист, он был Героем Славы, поэтому храм никто не трогал. Мы сделали подсветку, чтобы она после 9 часов вечера включалась, потому что в поселке не горит ни одна лампочка. Там еще очень много работы. В прошлом году мы закончили побелку фасада, в этом году мы планируем сделать золотые купола, сейчас они там голубые. Не могу говорить по деньгам, потому что я не один туда вкладываюсь. Есть еще люди, которые поддерживают этот храм, их человек 10-15. Мы помогает по мере возможности.
- Мы все время сталкиваемся с проблемами. Сами федералы и регионалы ничего не делают, а претензий выставляют очень много. Мы проходим процедуру согласования, но там федеральный памятник архитектуры и там без разрешения нельзя вообще ничего - ни подсветку повесить, ни кран поменять. При этом они постоянно говорят, как должно быть. Не дают ни копейки, понимая, что храм находится в той части области, где прихожан все меньше, плюс новые храмы строятся. Сегодня церкви в районах практически вымирают, потому что приходам не дают ни копейки на существование. Они живут за счет благодетелей. При этом в городе переизбыток храмов.
- Я хорошо знаю систему работы Епархии. Я очень дружил с Хрисанфом и сейчас дружу со многими батюшками в районах. Прихожан больше не становится, а храмы нужно содержать, и для них это большая проблема. Если подняться 500 метров вверх от травмбольницы, там стоит храм Веры, Надежды, Любови. Две церкви рядом – это перебор. Вот и приходится батюшкам заниматься коммерцией. Они только бегают и ищут, где денег взять, чтобы платить за коммуналку, ремонт и так далее. Не хватает верующих на эти храмы, не такой большой поток.