«Поставь палатку поближе к домам, чтобы тебя не съели». Как кировчанин автостопом путешествовал по грузинским и карельским деревням

Кировчанин Артём Микрюков автостопом путешествовал по Грузии, Северной Осетии и Карелии. Каждое его путешествие - это знакомство с глубинным народом. Он старается останавливаться в деревнях и жить у местных, считая, что так он больше погружается в чужую культуру и больше о ней узнаёт.

Артём побывал в гостях у редакции портала Свойкировский и рассказал нам, как нарвался на грабителей, рисовал портреты осетинских полицейских, пил грузинское вино с незнакомцами, спасался от голода, собирая грибы и ягоды, и неделями обходился без душа.

Пиво на последние деньги и прекрасный закат. Первое путешествие

Впервые автостопом я отправился путешествовать в 2015 году. Это было желание куда-то убежать… Тогда я расстался со своей девушкой, с которой встречался пять лет. Я просто вышел на трассу и решил, что если за 15 минут машина не остановится, то поеду домой.

Я пытался поймать машину у поста ГАИ, который находится у нового моста. Машины там снижают скорость, поэтому их проще остановить. В итоге где-то минут через 10 одна из них остановилась, и я отправился туда, куда ехал водитель.

В тот раз я доехал до Котельнича, и мне очень понравилось: водитель оказался очень хорошим человеком. Сначала я хотел сразу же отправиться обратно, но когда мы приехали, как раз начинался очень красивый закат. Я взял бутылку пива в ближайшем придорожном магазинчике, потратив на него свои последние деньги, сел в поле и смотрел на закат. Это было очень круто, и я решил, что не поеду обратно.

В итоге это путешествие продлилось неделю и привело меня в Петербург. А когда в Петербурге я стоял у метро, не понимая, что делать дальше, с последним поездом около часа ночи из метро вышла моя одногруппница, которая пустила меня к себе переночевать.

В Питере я пробыл два дня, а затем уехал обратно. Моя жизнь очень сильно после этого изменилась. От страданий от расставания с девушкой не осталось и следа. Всё прожилось, переболелось.



«Мы пришли в гости к незнакомому человеку, попили с ним чай и ушли». Грузия


В Грузии я был два раза. Первый раз поехал один, вообще не зная, как это - путешествовать автостопом за границей. А второй раз я уже отправился туда с моей девушкой и с другом из Петербурга.

В первую поездку я отправился в 2016 году, зимой, потому что летом в Грузии очень много туристов, а я не люблю, когда много людей. Выехал я в конце ноября. Я не хотел брать с собой зимнюю одежду, чтобы не ходить по Грузии с баулом вещей, поэтому от Кирова доехал на поезде до Волгограда. А от Волгограда поехал автостопом, там тогда было где-то +5 - это довольно комфортные условия. На попутках я доехал до Кисловодска, провёл там несколько дней и двинулся в Осетию, а из Осетии - в Грузию.

Тогда я очень переживал, что в Грузии ко мне будут относиться как-то не так, потому что я русский, у нас же война была, умирали люди. Но я наткнулся на такую сердечность, на такую доброжелательность. Все местные хотели пригласить меня в гости, они плакали, когда я с ними расставался, дети висли у меня на шее и просили не уезжать. Один раз вся деревня собралась, чтобы проводить меня в дальнейший путь.


А однажды я зашёл в какой-то дом, чтобы попросить воды. Из дома вышел мужчина и начал, активно жестикулируя, звать меня в гости. В итоге я пробыл у него три дня. Я колол дрова, красил вместе с ним плинтуса. Каждый вечер в его доме собиралось очень много людей, чтобы провести время со мной. Мы каждый день пили вино. Когда ты в гостях в Грузии, очень тяжело отказаться, когда тебе предлагают выпить. Каждый раз это заканчивалось пьянками, иногда доходящими до бессознательного состояния. Но во вторую поездку в Грузию я уже учёл этот опыт и научился отказывать.


По Грузии я почти всегда передвигался автостопом, но очень интересно было прокатиться там на автобусе. Всю дорогу пассажиры там общаются между собой. Они могут песню вместе затянуть, если по радио что-то знакомое услышат. То есть они как дети, у них нет никаких границ, это единство, которое там чувствуется, восхищает. У них нет такого разделения в обществе, как у нас. С кем бы ты там не познакомился, он тут же становится твоим другом.

Как-то я сидел дома у человека, у которого остановился пожить. Мы разговариваем, готовим еду и он предлагает мне сходить к кому-нибудь в гости. В итоге мы пошли в соседнюю пятиэтажку, зашли в подъезд, который был открыт, и постучались в какую-то квартиру. Я подумал, что мы пришли к его подруге. Но, когда мы ушли оттуда, он сказал, что не был знаком с этой женщиной. То есть мы просто пришли в гости к незнакомому человеку, попили с ним чай и ушли. Это было что-то невероятное!


Грузины не запирают машины. Один раз мы с этим же мужчиной поехали отвозить металлолом в пункт приёма, и какая-то машина загораживала нам проезд. Он сигналил, кричал, но никто не вышел. Тогда он не выдержал, вышел из машины, сел в ту, повернул ключ зажигания и отъехал на ней в сторону. И мы дальше поехали. Я каждый день там удивлялся, как маленький ребёнок.

В Грузии я получил невероятные уроки. Я даже попробовал перенять практику не запирать свою квартиру в Кирове. Я здесь очень сдружился с соседом, и бывает, что он просто поворачивает ручку на моей двери, заходит ко мне и что-нибудь спрашивает. Это довольно забавно.

Во второй раз в Грузии мы провели 2,5 месяца. Мы путешествовали по деревням, очень много фотографировали. Было ощущение, что ты просто плывёшь по какой-то дороге и все события тебя радуют. Но стоит тебе только что-то отвергнуть или не принять, как сразу же всё разрушается и ты снова встаёшь на дорогу с препятствиями. Этот урок, принимать всё, что с тобой происходит, я привёз с собой в свою страну и стараюсь сейчас следовать такому пути.



«Они забрали у меня фотоаппарат, нож, кошелёк и телефон». Северная Осетия

Направляясь в Грузию, я сначала побывал в Северной Осетии. Там есть интересное местечко - «Город Мёртвых», он располагается рядом с селом Даргавс. Это такое кладбище, куда в XVI веке люди уходили умирать, потому что бушевала эпидемия холеры. Они сами себе строили маленькие домики, в которые селились, чтобы не заражать всех вокруг. В этих домиках они ложились в интересные деревянные лодочки, которые сами себе мастерили, и там умирали. Это очень интересно выглядит. Довольно атмосферное местечко, затягивающее. Мне почему-то оттуда не хотелось уходить.


Когда я туда шёл, я останавливался, наверное, каждые сто метров, чтобы просто отдышаться, потому что там был очень крутой уклон (само село Даргавс находится в центре горной долины - прим. ред.). Когда я прошёл больше половины пути, остановилась «буханка», которая увезла меня наверх. Люди, которые в ней ехали, сказали мне, чтобы я осторожно ставил палатку, потому что в Даргавсе волки воруют овец и коров: «Просто поставь палатку поближе к домам, чтобы тебя не съели».

Я решил: раз уж тут такая история, сразу пойду в деревню. Постучал в первый попавшийся дом, открыла женщина. Я спросил, можно ли поставить палатку у них во дворе. Она на ломанном русском мне разрешила. Когда я уже начал ставить палатку, из дома вышел мужчина - видимо, её муж - и начал дико орать на женщину. Она чуть не начала плакать. Я думал, может быть, мне стоит собрать вещи и уйти. Но он подозвал меня к себе и сказал: «Оставляй здесь свои вещи, пойдём кушать с тобой, а потом ты ляжешь спать у нас». Оказывается, он отругал свою женщину за то, что она не пригласила меня к себе в гости и не накормила меня. В итоге для меня накрыли стол, который был заставлен бутылкам с вином, жареными овощами, посреди был огромный таз с варёной говядиной. В этом доме я прожил три дня, помогая им по хозяйству: дрова колол, помог поставить загончик для коз.


А ещё, когда я был в Северной Осетии, меня ограбили. Я стоял на безлюдной дороге в два часа ночи, пытаясь поймать машину. Я не хотел ставить палатку, потому что было дико холодно. Стоял мёрз, и вдруг останавливается какая-то «девятка». В ней сидело трое парней, я сел к ним и моментально уснул, потому что очень сильно устал.

В итоге я очухиваюсь от того, что кто-то меня очень сильно трясёт. Смотрю - мы стоим на просёлочной дороге, которая почти вся заросла травой, нигде не видно никаких огоньков. Эти парни вытащили меня из машины, достали мой рюкзак и вывалили все вещи на землю. Я вообще ничего не понимал, потому что только проснулся. Сначала они забрали у меня фотоаппарат, нож, кошелёк и телефон. А у меня тогда был «Айфон», и, когда один из ребят положил мой телефон к себе в карман, его напарник закричал: «Не делай этого, там же есть функция «найти «Айфон», он нас найдёт». Тот парень телефон куда-то в кусты выкинул, и они уехали.

Я стал искать телефон, искал его очень долго, но нашёл. Позвонил в «02» и сказал, что меня ограбили. Полицейские меня быстро нашли и увезли к себе для дачи показаний. Потом оказалось, что когда я давал показания, я всё перепутал: цвет машины назвал не тот, фотороботы какие-то странные составил.

В этом отделении полиции я жил неделю. Следователь разместил меня в своём кабинете: у него там было кресло-кровать, на нём я и спал. Он будил меня каждое утро, а на третий день принёс завтрак - курицу и кофе. Вообще они кормили меня всем отделением.


Эту неделю я сидел за их рабочими компьютерами, целыми днями смотрел кино, помогал им искать ребят, ограбивших меня, травил свои байки о путешествиях, делал им портреты - у меня художественное образование.

Спустя неделю полицейские всё-таки нашли грабителей, вернули мне мои вещи и деньги. А через день они должны были праздновать День полиции и любезно попросили меня подождать праздника и пока не уезжать от них. Я прожил у них ещё один день, и мы поехали в какой-то отель - праздновать. Мы куралесили там два дня, и потом я отправился дальше.

А через два месяца мне пришло письмо, где сообщалось, что мои грабители осуждены. Я считаю, это был опыт, который нужно было пережить. Я очень благодарен за него. Теперь я отправляюсь в путешествия без каких бы то ни было страхов. Тогда я очень боялся, что мой ноутбук украдут, фотоаппарат стащат, все мои деньги заберут, оставят меня среди пустыни ночевать. Что пожелаешь, то и случится. Сейчас я просто знаю, что всё будет хорошо, и ничего не боюсь.



«Чтобы поймать машину, иногда приходилось ждать больше суток». Карелия


В Карелию я ездил в 2017 году. Автостопом мы проехали вдоль всего западного беломорского побережья от севера до юга, заезжая в каждую деревню по пути. Путешествие заняло у нас два месяца: мы выехали в конце августа, а закончили в конце октября.

В ноябре я просматривал ленту во «ВКонтакте» и наткнулся на пост одного парня, который задумал фото- и видеопроект, посвящённый культуре Карелии. Он искал заинтересованных ребят - видеографа, фотографа, которые бы собирали некий материал, путешествуя по карельским деревням автостопом. Ему написал я и одна девушка. Втроём мы туда и отправились.

От Кирова автостопом я за один день добрался до Вологды. Там нашёл вписку на каучсёрфинге. Каучсёрфинг - это сервис, который предоставляет возможность путешественникам искать бесплатное жильё. От Вологды я добрался до Петрозаводска, где встретился с ребятами, и мы отправились по деревням.

Втроём «стопить» в России не очень просто, поэтому мы разделились: ребята поехали вдвоём, а я - один. По пути мы просто созванивались, узнавали, кто где находится, находились и дальше двигались вместе.


Ночевали мы у жителей карельских деревень. Мы просто стучались в дверь, рассказывали о себе, и нас с радостью приглашали в гости. Взамен мы помогали им по хозяйству: кололи дрова, готовили еду, в море с ними вместе ходили за рыбой. Нас учили ставить и собирать сети. Это было очень круто.

Добираться до самих деревень было довольно проблематично, потому что они находятся в 100 - 200 км от федеральной трассы, которая идёт на Мурманск от Петрозаводска. Чтобы поймать машину в определённую деревню, иногда приходилось ждать больше суток. Поэтому мы придумали такую штуку: двое спят, а один ловит машину.

Один раз мы ждали машину до какой-то деревни три дня. У нас всегда с собой был запас еды, но на этот раз она начала заканчиваться, и в итоге мы пошли собирать грибы, которых в Карелии очень много. Ещё через полдня мы ели уже одни грибы и ягоды, потому что больше ничего не было. Мы просто варили их в воде.

Девушка, конечно, наводила панику. Она в первый раз ехала автостопом. Это довольно-таки отчаянный шаг, к этому нужно как-то подготовиться. А она из своей тихой уютной квартирки сразу в такое длительное и опасное путешествие пустилась, в некомфортное.

Бывало, что мы не мылись около двух недель. Мы могли помыться только в банях - больше негде было. Иногда мы приезжали в какую-нибудь деревню с рыбаками, чтобы порыбачить, а она нежилая. Мы с ними там проводили какое-то время, а им же пофиг: ну не моются они две недели, ну и что.

Меня тоже это постепенно перестало смущать. В этом ничего такого страшного нет: я остался живой, ничем не заболел, не стал чесаться, у меня не завелись никакие насекомые в голове. Но для девушки это был огромный стресс. Мы, конечно, старались её поддерживать, помогали таскать её рюкзак тяжеленный, потому что она набрала с собой какое-то дикое количество одежды. Что-то она даже потом выкинула или отдала людям, которые в деревне жили.

Очень много приходилось проходить пешком, потому что мы просто не могли поймать машину. Один раз мы прошли 40 км: шли с самого утра до 7 часов вечера. Это, конечно, было очень жёстко, потому что половину пути поливал дождь.

Это кстати был последний день нашего путешествия. Мы шли пешком до вокзала и потом нам суждено было расстаться.

Если вы соберётесь в Карелию, то отправляйтесь в самую глушь, к берегу Белого моря, чтобы посмотреть северную природу. Ощутить, как живут люди на севере, как живут поморы, можно только в самостоятельном путешествии, не обязательно автостопом. Так ты увидишь гораздо больше, проникнешь гораздо глубже в любую культуру.


Почему автостоп?

Автостоп позволяет углубиться в культуру страны, потому что так ты постоянно общаешься с её жителями. Водители - это же жители этой страны, и в течение всего пути ты узнаёшь очень много всего. Путеводитель или статья в интернете расскажут тебе гораздо меньше, чем местные жители.

Обычно водители говорят о дорогах или о политике. Но, бывает, попадаются ребята, которые какие-то высокие вопросы затрагивают. Один раз я ехал с дальнобойщиком, который раньше работал в московской консерватории. Его оттуда за что-то уволили. В итоге всю дорогу мы с ним слушали классическую музыку, причём это была не Сороковая симфония Моцарта, не «Времена года» Вивальди, а менее известные композиции. Например, мы слушали Прокофьева. Он интерпретировал его произведения, рассказывал, как читать вот эту часть, а как - эту.

Ещё после каждого путешествия автостопом ты возвращаешься, сняв с себя огромные наслоения корок - предубеждений, которые накладывало на тебя общество и которые ты с готовностью принимал всю жизнь. Это такое очень сильное ощущение освобождения, будто ты вернулся, очистившись от этих предрассудков.

Например, у меня было убеждение, что каждый человек, если что-то тебе отдаёт, потребует что-то взамен. Этот стереотип рассыпался после первого же путешествия. Также очень быстро развенчалось убеждение, что воюют люди, а не страны. Это произошло после путешествия в Грузию.

Путешествуя автостопом, ты получаешь невероятный опыт, попадаешь в ситуации, в которые невозможно попасть, когда летишь на самолёте или едешь на поезде.

Да и по деньгам это тоже не очень напряжно. То есть тебе не нужно копить целый год для того, чтобы съездить в путешествие на две недели. Это же бред! За путешествие в Карелию я потратил около 15 тысяч. В первое путешествие в Грузию я взял с собой 8 тысяч, а, когда отправлялся обратно, у меня осталось ещё около 3 тысяч рублей. Во второй раз в Грузии мы вдвоём с девушкой взяли 20 тысяч рублей, и на эти деньги мы провели там 2,5 месяца.

Я не переживал из-за того, что у меня не останется денег. Я знал, что и без них всё будет круто. В этом мире невозможно остаться голодным. Даже если тебя бесплатно никто не накормит, у тебя всегда есть возможность помочь кому-то за еду. Я не вижу в этом ничего постыдного: это просто обычный взаимообмен. Так работает мир.


Советы для новичков

Главный совет - доверять тому, что происходит. Раньше я досконально планировал свой маршрут, а потом понял, что это бессмысленно. Сейчас я этого вообще не делаю. Допустим, мне нужно добраться из Кирова до Тбилиси. Сколько я буду туда добираться, по какому маршруту я буду идти, что будет со мной случаться на этом пути - я не знаю, и в этом весь интерес. Сейчас я даже живу без всякого планирования. Я попытался этот опыт в свою повседневную жизнь перенести. Когда ты ничего не планируешь, твои желания не обламываются. Очень многие страдания происходят именно из-за неоправданных ожиданий.

Например, ты ставишь цель проехать за день 800 км, в итоге проезжаешь только 200 км и расстраиваешься. Но когда ты проезжаешь не 800 км, а 200, ты встречаешь каких-то невероятных людей, которые тебе помогают, кормят необычным и очень вкусным блюдом, или что-то ещё интересное случается.


Что брать с собой?

Я беру с собой телефон, внешний аккумулятор, фотоаппарат, орешки, финики, тёплый свитер, тёплые носки. Палатку и коврик иногда беру, а иногда нет - в зависимости от того, куда я еду и насколько.

Если планируете готовить еду на костре, конечно, нужен котелок, чтобы вскипятить воду и сварить еду, кружку тоже можно взять железную, чтобы можно было вскипятить небольшое количество воды.

Ещё мы сейчас пользуемся горелкой, чтобы совсем не разводить костёр. Это очень удобно: она маленькая, греется быстро, а баллончики для неё продаются в любом туристическом магазине. Просто ставишь её на землю и кипятишь воду. Это самый минимум. Остальное - только лишь по вашим потребностям.

В планировании путешествия лучше, конечно, опираться на свой опыт. Сколько бы мне чего не советовали, я очень мало из этого применяю на практике. Доверяйте своему опыту и здраво оценивайте свои силы.


Фото предоставлены героем материала