650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Подростковый суицид. Кто убивает наших детей?

Автор:
7 июня 2016, в 16:16
Просмотров: 4026

Уголовная ответственность за склонение к суициду, мнение кировского эксперта и комментарии тех, кто пытался свести счеты с жизнью – в нашем материале.

В скором времени статья УК РФ «Доведение до самоубийства» может быть дополнена пунктом о склонении к уходу из жизни. Мера эта важная, а проблема давно назрела, раздувшись до размера слона. Все дело в закрытых и открытых группах в социальных сетях, в которые вступает огромное количество подростков со всей страны. В обсуждениях таких сообществ с удовольствием смакуется тема ухода из жизни, причины и способы. Мы вступили в одну из таких закрытых групп и были шокированы контентом, который там в избытке. Помимо недвусмысленных намеков и прямых подсказок на то, как именно совершить суицид, сотни и тысячи школьников и студентов делятся своими «психологическими травмами» - родительским непониманием, первой несчастной любовью, нежеланием учиться и так далее. Все это щедро приправлено картинками с сакральным смыслом, экзистенциальной тоской и печальными песнями.


Проанализировав состав участников подобных сообществ, мы нашли там большое количество кировских детей – в каждой группе по 100-200 человек. Их возраст колеблется от 14 до 20 лет – самый «опасный» перестроечный период в жизни ребенка, по мнению психологов.

По закону, администрация этих пабликов не несет никакой уголовной ответственности за тот контент, который распространяет. Пока что сообщества лишь блокируются, но это бесполезно, потому что сразу же после блокировки в сети появляется новый клон умершей группы, который моментально набирает новую аудиторию подростков. Этот существенный пробел заметил сенатор Антон Беляков, который решил положить конец безнаказанности виртуальных подстрекателей и манипуляторов. Поэтому он разработал новый законопроект, предполагающий суровое наказание для администрации сомнительных сообществ.

Подростковый суицид. Кто убивает наших детей?

Разработанный Беляковым документ дополняет ст. 110 («Доведение до самоубийства») пунктом о склонении к суициду и содействии этому. Под подстрекательством предлагается понимать «склонение лица к самоубийству путем уговора, подкупа, обмана, предоставления информации, направленной на формирование привлекательного восприятия самоубийства, в том числе содержащейся в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, а также содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением средств и орудий совершения самоубийства».

Согласно законопроекту, совершение подобного преступления может обернуться ограничением свободы сроком до трех лет, а если к самоубийству подталкивали несовершеннолетних или это сделала группа лиц по предварительному сговору (это как раз касается групп в соцсетях), то в этом случае речь пойдет уже о лишении свободы на срок от пяти до девяти лет. Данная мера не позволит администраторам групп и сайтов уходить от ответственности и значительно сократит количество опасных для детей сообществ. Уменьшит ли это количество детских суицидов – не ясно, но хотелось бы надеяться, что ужесточение закона повлияет на страшные цифры статистики. А цифры совсем не шуточные – еще в 2013 году Россия вышла на первое место в Европе по количеству детских суицидов. Главной причиной сложившейся ситуации официально назвали Интернет и его пагубное влияние на неокрепшую психику подростков.

Заведующая центром здоровья Кировской городской клинической больницы №1, опытный психотерапевт Мария Дубровская считает, что ужесточение наказания для руководства суицидальных пабликов – верная и нужная мера, но не панацея. Основную ответственность за жизнь и здоровье ребенка все-таки несут родители.

Подростковый суицид. Кто убивает наших детей?

- Психика ребенка крайне непредсказуема. Если со взрослым человеком можно как-то договориться, то дети иногда живут в мире своих иллюзорных переживаний, и очень часто эти переживания являются отражением семейных проблем. В таких некомфортных условиях ребенок начинает чувствовать себя нелепым, ненужным, лишним и виноватым, не видящим своего существования в жизни. И если в такой тяжелый период на него вываливается вся эта информация о суицидах, он для себя дорисовывает и подтверждает правильность своего выбора. То есть, вместо того чтобы остановиться и начать жить нормально, он еще больше утверждается в том, что ему надо уйти. К тому же в данных пабликах суицид не осуждается обществом, а, наоборот – поддерживается, то есть тема перестает быть табуированной, запретной.

Мария Дубровская говорит о том, что дети, которые потерялись в виртуальном пространстве, не понимают, что смерть – вещь реальная, и перезагрузка после нее невозможна, это конец. И тут мы снова возвращаемся к первопричине – родительской холодности и деспотизму.

- Уход ребенка в виртуальный мир и мысли о суициде происходит только тогда, когда в семье нет социального взрослого контроля. Я говорю сейчас не о школе и соцработниках, а о семье – когда ребенок является ненужным, отвергаемым. Очень часто суицидальные тенденции бывают у детей, живущих в постоянном состоянии гиперответственности, когда родители пытаются взвалить на ребенка все свои переживания, не понимая, что сил у него ни интеллектуальны, ни эмоциональных для этого нет. И, понимая, что он не дотягивает до уровня притязаний своих родителей, ребенок находит единственный выход, чтобы не расстраивать своих родителей. Также это касается семей с деспотичной системой воспитания, где от ребенка многого требуют.

В семьях, где отношения между родителями и детьми гармоничны, суицида быть не может, считает психотерапевт.

- Если в семье все хорошо, то детский суицид практически невозможен, но при условии, что ребенок не имеет скрытого тяжелого психического заболевания. Да, в хороших семьях бывают дети-суициденты, но, к сожалению, это бывает отягощено серьезным и запущенным психологическим процессом, и тут уже никакая семья не сможет самостоятельно это выявить. Это характерно для детей с определенным патологическим истероидным психотипом. При этом об «опасном возрасте» говорить не приходится, любой ребенок находится в зоне риска.

Подростковый суицид. Кто убивает наших детей?

Так что же делать? Как обезвредить «бомбу» замедленного действия и вовремя понять, что ребенку угрожает опасность? Мария Дубровская считает, что выход тут только один – слежка, но слежка открытая.

- Ребенок родился, и за ним уже с этого момента требуется глаз да глаз. За ним обязательно нужно следить в соцсетях. Обязательно! Необходимо смело заходить на его странички и проверять все, что он публикует, а также сообщества, в которых он состоит. В этом нет ничего постыдного, потому что и интернет, и симка, к которой привязан аккаунт, оплачивается родителями. Нужно спокойно заранее сообщить о контроле ребенку – в тот момент, когда вы открываете для него двери в виртуальный мир.

В семье, где родители слишком заняты, чтобы поговорить с чадом, социальные сети - порой единственный способ выяснить, что происходит в жизни ребенка. Но это совершенно не значит, что с подростком можно вовсе не разговаривать и подмечать явные изменения в его поведении.

- Поведение ребенка – главный ключ в руках родителя. Любая мама на интуитивном уровне должна почувствовать, что с ее ребенком происходит что-то не то. Он может стать тревожным, раздражительным, гневным и слезливым. Также стоит уделить внимание чаду, когда он замыкается, становится неопрятным, отказывается принимать пищу, мотивируя это отсутствием аппетита. Почти всегда это признаки тяжелого душевного дискомфорта.

Нам удалось пообщаться с людьми, которые пережили плохой период в своей жизни. Сегодня это жизнерадостные и активные молодые люди, у которых есть хорошая работа и «вторые половинки». О своих попытках суицида они вспоминают со стыдом и сожалением. Имена мы изменили.

Екатерина, 26 лет:

- У меня «темная полоса» началась где-то в 16-17 лет. Как раз тогда шло дело к экзаменам, поступлению в вуз, самостоятельной жизни. Сказать, что мне было тяжело и страшно – ничего. Мне казалось, что родители меня бросили, открестились от меня. Как-то незаметно для себя начала носить черное, слушала депрессивную музыку и перестала общаться с друзьями. На первом курсе я попыталась покончить собой. Родители вовремя спохватились, но в психдиспансер не сдали. Спасибо им за это. Говорят, после этого даже на работу нормальную не устроиться. На семейном совете мы решили взять «академ» и устроилась продавцом в магазин. Уставала так, что ни одной мысли не оставалось в голове, и депрессия прошла. Теперь мне стыдно вспоминать о том периоде моей жизни.

Борис, 23 года:

- Я попытался свести счеты с жизнью в прошлом году. Тогда от меня ушла девушка. Не знаю, чем я думал. Сейчас все со смехом вспоминаю, но тогда было действительно плохо. Виду я не показывал никому, но по ночам шерстил все форумы и группы таких же как я. От этого ощущение безысходности только усиливалось. Когда все узнали о моей неудачной попытке, та самая девушка меня высмеяла, а друзья стали неохотно со мной общаться. Год я жил словно в вакууме, а потом занялся спортом, музыкой и завел новых друзей. Ах да, и девушку тоже. У нас все здорово. Суицид – не выход. В лучшем случае вы станете посмешищем и изгоем, в худшем – сами понимаете.

Если вы заметили, что ваш ребенок в беде, и ему нужна помощь, но боитесь обращаться к психотерапевту, вы всегда можете позвонить в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по телефону горячей линии 8 (800) 200-01-22.

Фото: Свойкировский.рф, vk.com

Все соцсети
Комментарии
11
 
Комментарии (11)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!