На кировском рынке пассажирских авиаперевозок - дежавю. Как и год назад, компания «Победа» прекратила продажу билетов на рейсы из Кирова. В прошлом году договариваться с перевозчиком пришлось лично губернатору. Как будут развиваться события на этот раз, разбирался Свойкировский.
- Ввиду окончания действия трёхстороннего соглашения и отказа аэропорта «Победилово» в предоставлении скидок в 2017 году, что делает дальнейшее выполнение полётов экономически неэффективным, ООО «Авиакомпания «Победа» вынуждено прекратить выполнение рейсов по маршруту Киров - Санкт-Петербург с 20 января 2017 года, а также рейсов по маршруту Киров - Москва с 1 февраля 2017 года, - написал Калмыков.
- Мы за равные условия для бизнеса и здоровую конкуренцию. Это является залогом устойчивости общей системы региональных авиаперевозок и, в конечном счёте, благотворно сказывается на качестве предоставляемых для пассажиров услуг, - заявил руководитель аэропорта.
- Мы открыты к сотрудничеству с любой авиакомпанией, готовой осуществлять полёты из Кирова. Никакого конфликта с представителями «Победы», как пишут некоторые СМИ, нет. Москва - одно из самых приоритетных направлений для жителей Кировской области, и мы будем стремиться к созданию наиболее комфортного времени и условий, которые предлагаются пассажирам, - отметил он.
- «Победилово» завышает стоимость услуг, не соблюдает условия обслуживания самолётов и до сих пор не согласовал расписание на летний сезон, - говорили «источники в компании», в то время как пресс-служба авиаперевозчика хранила гордое молчание и не давала комментариев.
- Тут выбор - либо экономика аэропорта, либо пассажиропоток. В прошлом году выбор был сделан в пользу пассажиропотока, дешёвых билетов. Хотя внутри правительства многие выступали за то, чтобы расторгнуть отношения с «Победой» и искать другого авиаперевозчика, который бы согласился за меньшую скидку обеспечить регулярный пассажиропоток, и при этом мог бы предложить невысокую стоимость билетов. И такие переговоры регулярно шли. Тогда найти такие компании не получилось. Может быть, нынешнему правительству это удастся.
- Рейсы «Победы» были очень удобны. Я часто летаю в Москву на различные мероприятия на один день, и мне было очень удобно ими пользоваться, - говорит координатор движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов. - Я не люблю поезда, они у меня создают впечатление скотовозок. Даже если не принимать во внимание, что они некомфортны и несовременны, чисто морально тяжело ехать поездом 12 часов на встречу, которая длится 2-3 часа, и потом те же 12 часов возвращаться обратно. Я надеюсь, что весь этот спор между «Победой» и «Победилово» - это торговля и информационные вбросы, и в итоге никакие рейсы не отменятся.
- С точки зрения бизнеса, с «Победой» всё ясно. Скорее всего, у нее были проблемы с заполнением рейсов. Компания не обязана заниматься благотворительностью на региональном уровне. С этой точки зрения претензий к ней нет. Что сказать, жаль. Для области это большая потеря. Насколько я помню, одним из условий итальянской компании «Candy» при принятии решении о покупке завода «Веста» было наличие авиасообщения. В этой связи инвестиций в Кировскую область теперь ждать не приходится.
- Я часто летаю «Победой» по работе, для меня Внуково - практически уже родной аэропорт, - говорит инженер Алексей Пупышев. - Но цены у «Победы» низкие, а отношение свинское. Они сначала «UTair» вытеснили, а потом стали летать как хотят. Переносят рейсы без всяких предупреждений и компенсаций. Расписание сделали неудобное. Сейчас в Москву прилетаешь ночью, приходится снимать гостиницу, а раньше можно было обернуться одним днём. Меняют правила на ходу, у детей игрушки перед полётом отбирают. Вечно скандалы, ссоры при регистрации и посадке. Пусть валят, переживём. Бизнесменам не критично, две или пять тысяч за перелёт заплатить. А для простых людей всё равно с багажом и сумками перелёт на 4-5 тысяч рублей выходит. Летали и будем летать, свято место пусто не бывает.
- Я много путешествую, часто езжу по России и за границу, и для меня уход «Победы», конечно, не очень приятная новость. Сколько помню, рейсы были полные всегда, и летали в удобное время, - говорит кировчанка Ольга Перевалова. - Но с другой стороны, все эти дичайшие правила по провозу багажа и ручной клади, все эти споры на стойках регистрации по поводу того, что ты везёшь - портфель или сумку, эта манера перевозчика рассаживать пары в разные части салона - вызывает столько негатива! Мне кажется, наши граждане просто не готовы ещё к лоукостерам. Они думают, что это халява, но не понимают, что за любую халяву приходится платить какими-то ограничениями и неудобствами. И если честно, я не понимаю льготные условия именно для «Победы», да еще и в форме такой бешеной скидки. Лучше предоставлять одинаковые условия всем перевозчикам и вкладываться в развитие аэропорта. Думаю, что если бы другие компании получили такие же условия, они бы смогли предоставить перелёты с хорошим сервисом и по доступной цене.
- Бюджет области и так сложный, много социальных обязательств, поэтому вливать деньги в аэропорт для покрытия убытков от сотрудничества с «Победой» никто не заинтересован, - пояснили в сером доме.
- «Победа» летает со льготами из многих городов России. И другим аэропортам руки тоже выкручивает. Но большинство регионов просто этот вопрос решает заблаговременно, до начала года, уже прогнозируя ситуацию и принимая определённые решения. То есть если раньше начинать «разруливать», подстилать соломку, то и не будет этих публичных разборок. А если руководство аэропорта не делает определённых шагов по пролонгации договора и прочих договоренностей на следующий год, естественно, авиакомпания, выжидая месяц, начинает включать определённые механизмы давления.
- Я аплодирую менеджерам «Победы» и их очень жёсткому подходу к контрагентам. Они знают болевые точки своих партнеров и умеют на них давить, чтобы минимизировать свои расходы. Ведь они понимают, что если резко уйдут из «Победилово», это вызовет большое социальное недовольство, которое выльется на правительство области. Конечно, если «Победа» просто прекратит полёты, это будет очень плохо. Но если руководство аэропорта в самое ближайшее время найдёт другую авиакомпанию, которая сможет поставить свои рейсы в то же время, что и «Победа», прямо минута в минуту, и предоставит ей ту же скидку в 80%, но не на несколько лет, а на пару месяцев, тогда «Победе» останется только утереться. У нас есть «Уральские авиалинии», «Ижавиа», «UTair» и масса других небольших авиакомпаний, с которыми можно попробовать договориться.
- В случае ухода «Победы» на рейсах в Москву останется два перевозчика - «РусЛайн» и «Саратовские авиалинии». Если они увеличат сетку полётов, то спрос на это направление закроют, - пояснил источник, знакомый с ситуацией. - Но вряд ли они смогут предоставить такую же стоимость билетов, как у «Победы». Они всё-таки не лоукостеры, у них экономика каждого рейса просчитана исходя из пассажиропотока и вместимости судов. И перестраивать её они не будут.