По медвежьим следам к месту, где прятали тело Ленина. Как умирало село Спасо-Заозерье и зачем там восстанавливают храм

Село Спасо-Заозерье находится в Зуевском районе, примерно в 30 километрах от райцентра. Оно никогда не было густонаселённым, но ещё 50 лет назад жизнь в нём била ключом. Теперь же там остался только одинокий храм, который восстанавливают жители соседних поселений и учебное охотхозяйство бывшей сельхозакадемии. Свойкировский рассказывает, как вымирало Спасо-Заозерье, село с более чем 330-летней историей.

Дорога к вымершему селу
До затерявшегося в лесах Зуевского района села Спасо-Заозерье зимой можно добраться на снегоходе, а летом в сухую погоду – на внедорожнике. Сопровождать нас взялся местный гид Алексей. На всякий случай мы взяли с собой запас воды и еды: дорога непредсказуемая, неизвестно, сколько потребовалось бы идти пешком, оставив машину там, где начинается глинистая, развороченная лесовозами дорога протяжённостью 10 километров.
Переехав реку Чепцу по понтонному мосту, мы повернули на развилке направо. Дальше дорога – по местным меркам весьма сносная – ведёт в сторону посёлка Чепецкий. За ним, сразу на выезде, стоит заброшенная деревянная школа. Когда мы подъехали, на её крыльце лежала книга, на открытой странице которой красовался заголовок «Вера в победу».



Дальше ехать пришлось полем, в объезд плохой дороги. По пути нам встретилась пожарная вышка, на которой кто-то ради шутки установил неработающий дисковый телефон. Вместе с полем кончилась и хорошая дорога, впереди – только бездорожье. Хорошо, что в этих краях давно не было дождя, так что машину бросать не пришлось.


Перед Спасо-Заозерьем мы остановились возле нескольких покосившихся домов. Из окна одного из них выглянул мужчина. Он рассказал, что раньше здесь была деревня Мочёнки, а он караулит пчёл на старой пасеке.
– Мишка тут повадился ходить, пчёл тревожить. Вот живу пока здесь. Сторожу, – сказал мужчина.
Немного дальше мы и правда заметили медвежьи следы прямо на дороге.



От рабочего села до заброшенного глухого места

На въезде в Спасо-Заозерье нужно проехать по мостику через небольшой ручей мимо новенькой таблички с указанием года основания села – 1686-й. Здесь же из-за пышной разросшейся зелени виден белоснежный храм Спаса Нерукотворного Образа.


По переписи 1763 года в селе жило 14 мужчин (женщин тогда не учитывали). В конце XVIII века через село проложили тракт Слободской – Глазов. Но в отличие от соседних деревень, которые благодаря тракту выросли до 40 дворов, Спасо-Заозерье так и осталось небольшим поповским поселением: на начало XX века в селе числилось всего 11 хозяйств.

Вид на храм Спаса Нерукотворного Образа,1917 год. Фото предоставлено Л.М. Ерёменко

Спасо-Заозерье, 1984 год. Фото: sobory.ru
В марте 1956 года Спасо-Заозерницкий сельсовет объединился с соседним, Бочуровским. В его состав вошли 19 населённых пунктов, в которых проживало 1 210 человек. В самом Спасо-Заозерье жило 49 человек. В населённых пунктах сельсовета была мебельная артель, лесопункт, плотбище, семилетняя школа на 123 места, библиотека, изба-читальня, фельдшерско-акушерский пункт, ветеринарный пункт, почтовое отделение, начальная школа, четыре магазина, колхоз им. 1 Мая. Почти через 30 лет, в 1978 году, в Спасо-Заозерницком сельсовете из 19 населённых пунктов осталось всего семь. По данным переписи населения, в 1989 году в Спасо-Заозерье постоянно проживало уже только шесть человек, в 2002 году – восемь, а в 2010 – всего два. Сейчас село полностью заброшено.
Как рассказал местный житель Сергей Лысков, жители начали уезжать, когда закрыли школу.
– 1973 год стал последним для школы. Я тогда уже поступил в кировское училище, а школьники, кто остался после нас, учились в посёлке Чепецкий. В Спасо-Заозерье был ещё интернат для детей из дальних деревень. Жили очень дружно и весело. Я жил рядом с интернатом. Там учил уроки с Иваном Викторовичем, он вроде был директором интерната, а жена его была директором школы. Моя мама топила печи в школе и варила обеды, – вспоминает Сергей.

Школа в Спасо-Заозерье, фото предоставлено Л.М. Ерёменко
В селе тогда в основном жили рабочие лесхоза. Было две пилорамы и цех по изготовлению ученических линеек. А в соседних Мочёнках был цех по изготовлению мебели, но он сгорел, и восстанавливать его не стали.
Валерий Кайдалов, который жил в соседней деревне Юринцы, вспоминает, как разваливался сельсовет.
– Сначала закрылся Юринский лесопункт, люди стали уезжать из деревень. В школе стало меньше детей. Потом сгорела мебельная фабрика в Мочёнках, тоже начался отток населения, а потом и колхозное отделение приказало долго жить. А лесничество тоже переместили куда-то. Закрыли библиотеку, закрыли школу, клуб в Мочёнках, медпункт в Спасо-Заозерье. Магазин ещё какое-то время работал, но и его прикрыли. Последние жители стали покидать деревни, – рассказал мужчина.

Медпункт в Спасо-Заозерье, фото предоставлено Л.М. Ерёменко
Валерий очень хорошо помнит годы учёбы в интернате Спасо-Заозерья. В советское время в храме хранили зерно, в одной из комнат жила семья, а в другой была пекарня.
– Там пекли не только хлеб, школьникам на обеде давали пятикопеечные булочки. Ох, и вкусными казались они нам – с пылу, с жару! Рядом с церковью в строении, которое возводили уже при мне, находилась столярная мастерская и один из классов. Самым большим помещением, не считая двухэтажного здания, был класс, куда я с другими первоклашками пришёл 1 сентября 1957 года. Нас было то ли 36, то ли 34 человека. На такое большое помещение была одна печь, но тепла хватало. Бывший поповский дом был сложен в своё время из толстых сосновых брёвен, которые были плотно подогнаны друг с другом. Умели раньше строить! – вспоминает Валерий.
Сейчас в Спасо-Заозерье несколько раз в год приезжают студенты: здесь находится учебно-опытное охотничье хозяйство Вятского государственного агротехнологического университета (бывшая сельхозакадемия - прим. ред.), где проходят практику студенты факультета охотоведения.


Хранители заброшенного храма

В XVI веке на месте храма Спаса Нерукотворного Образа стояли две деревянные церкви. Первая сгорела в конце XVII века, вместо неё спустя почти 200 лет построили каменную, которая и сохранилась до наших дней.
Из храма навстречу нам вышел мужчина. Это оказался один из рабочих, занимающихся его восстановлением, – Андрей. Вдвоём с напарником они уже пять лет приводят в порядок святое место. Живут они в соседнем посёлке Чепецкий, а сюда приезжают работать. По словам Андрея, реставрировать храм помогает женщина из Москвы и местные жители.
– Здесь раньше были руины, ни окон, ничего тут не было. Материалы нам покупают, привозят, а мы делаем. Снаружи всё побелили, оконные рамы заказывали, а стеклили тут мы сами, – рассказал мужчина.
Москвичка, помогающая восстановить храм, – Любовь Ерёменко. Она родилась в Зуевке и несколько лет жила в Спасо-Заозерье. В 2011 году, спустя 50 лет, она решила навестить село.
– Когда я обошла вокруг разрушенного храма и увидела сквозь решётки фрески, у меня что-то щёлкнуло. Я не смогла пройти мимо разрушения культурного наследия. Это моя гражданская позиция и моя малая родина. И с тех пор каждое лето приезжаю сюда и помогаю восстанавливать храм, – рассказала Любовь.
По словам женщины, материалы и работы оплачиваются на пожертвования бывших селян. За всеми работами следит и нанимает рабочих местный житель – Пономарёв Алексей Витальевич.
– Мы очень благодарны Алексею Витальевичу и его жене Нине Александровне за безвозмездную помощь в восстановлении храма, – отмечает Любовь Ерёменко.

Начало реставрационных работ в июле 2013 года. Фото: Л.М. Ерёменко
2021 год
Первое, что мы заметили при входе в храм, – высокий свод купола, гулкое эхо и запах старины. Сейчас рабочие штукатурят и красят стены. Работа тяжёлая. Сергей признался, что скоро не сможет продолжать помогать с реставрацией.
– Работать больше не буду, потому что тяжело. Руки уже не те и возраст, – говорит мужчина.

Сергей Вшивцев

Андрей Ледов

Сейчас храм не действующий, но на Пасху, Радоницу и Троицу здесь проводят церковные службы.
– Батюшка приезжает сюда, и в соседнее село Сезенево тоже он ездит. В прошлый год на родительскую субботу прихожане приехали аж на 30 машинах, – рассказал Андрей.
О храме Спаса Нерукотворного Образа существует легенда. Говорят, что осенью 1941 года именно сюда из Москвы тайно вывезли тело Ленина вместе с частью золотого запаса СССР. Для этого дорогу быстро выложили «бетонкой», а охраняли храм с телом вождя и сокровищами местные лесорубы.
Как рассказала нам Любовь Ерёменко, в Зуевке жила 92-летняя местная жительница, которая вспоминала, как храм в Спасо-Заозерье одно время действительно находился под вооружённой охраной.
Пока мы осматривали храм, небо затянули тучи, и нам пришлось быстро отправляться в обратный путь – после дождя наше путешествие рисковало затянуться надолго.