19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошёл первый ВАЗ-2101 – самая успешная машина в истории отечественного автомобилестроения. В 1968 году автомобилю выбрали название «Жигули». В народе его называли «единичка», а уже в конце 1980-х за ним закрепилось прозвище «копейка». В 2022-м автомобилю ВАЗ-2101 исполнилось 52 года. Портал Свойкировский 24 апреля побывал на ретровыставке в Кирове, посвящённой дню рождения «копейки». Показываем самые яркие модели отечественного автопрома.
- А знали ли вы, что…?
На ретровыставке «Классика» представлены все автомобили из модельного ряда «Жигулей»: от «копейки» до «семёрки». Всего в выставке приняли участие 14 владельцев ретромобилей.
– Впервые мы решили провести ретровыставку к юбилею «копейки» в 2020 году, но в связи с распространением коронавирусной инфекции все мероприятия были отменены. Поэтому праздник состоялся в 2022 году. Участие в выставке принимали автовладельцы «Жигулей». Все автомобили в идеальном состоянии, так как в основном они стоят в гаражах до летнего сезона, – поделилась организатор мероприятия, маркетолог дилерского центра «LADA на Производственной» Яна Опалева.
Журналист портала пообщалась и с владельцами «Жигулей». Так, по словам владельца ВАЗ-2101 Евгения, автомобиль у него пять лет. Несмотря на то, что на нём он проехал всего пять тысяч километров, машина «не свежая» и постоянно требует внимания.
– Сейчас такое время, автомобиль редкий, очень выделяется. Поэтому было желание владеть таким автомобилем. Он как игрушка, хобби, именно машина выходного дня. На «постоянке» у нас Nissan Teana, – рассказал Евгений.
Зимой автомобиль хранится обязательно в сухих гаражах, чтобы не было никаких внешних воздействий. Секрет отличного состояния, уверен автомобилист, – бережное отношение и правильное хранение.
Дмитрий приобрёл «Жигули» у своего друга три-четыре года назад. В основном он используется как «автомобиль выходного дня».
– Крайне редко на нём выезжаем, только летом, – километров сто в год набирает. Чаще всего просто с друзьями катаемся. Купил этот автомобиль для души. Кстати, на своей первой «копейке» ездил в Казань, было крайне тяжело. Не знаю, как раньше люди ездили на юга, на дальние расстояния, – поделился Дмитрий.
– Автомобиль у меня с 2011 года, достался по наследству. Раньше была программа утилизации: отец сдал старый «Москвич». Он сам мало ездил, ему 80 лет, поэтому отдал мне «Жигули». У меня своя «Нива». Поэтому когда её ремонтирую, езжу на «копейке». На дальние расстояния ездил на ней только в Суну один раз, – рассказал участник ретровыставки Владимир.
А знали ли вы, что…?
Прообразом ВАЗ-2101 стал итальянский Fiat 124
В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством Fiat договор о сотрудничестве. А в августе того же года было принято решение, что прототипом советского автомобиля станет Fiat 124. В то время это была одна из самых удачных машин.
Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям Fiat прошёл основательную подготовку и претерпел более 800 изменений. Таким образом, двигатель стал верхневальным, переработали и усилили сцепление, полностью заменили заднюю подвеску, а клиренс увеличили на 3 см – до 17. Кроме того, у автомобиля появилось полноценное отопление.
Во внешнем облике добавилось зеркало заднего вида, буксирные проушины, «клыки» на бамперах. Для дверных ручек в салоне придумали специальные выемки, двери стали шире, а багажник – вместительнее. После доработок ВАЗ-2101 стал тяжелее Fiat 124 на 90 кг. Его масса составила 945 кг.
ВАЗ-2101 мог носить название «Мемориал»
В августе 1968 года журнал «За рулём» объявил конкурс на лучшее название для нового автомобиля. Читатели подали около 55 тысяч предложений. Среди них были и оригинальные: «Фиалка», «Мемориал», «Перворожец» или «Директивец». В итоге выбрали «Жигули». По некоторым данным, такое название предложил конструктор А.М. Чёрный. Оно и было утверждено правительством.
В народе ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичка», а в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось прозвище «копейка».
Советская «копейка» была популярна на соревнованиях как гоночный автомобиль
Оказалось, что мотор ВАЗ-2101 отлично поддаётся форсировке. Поэтому «Жигули» имели спортивный успех и за границей.
Дебют «копейки» на спортивной арене состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. Осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы – 71». Маршрут этого ралли общей протяжённостью 14 тысяч километров был проложен по территории 14 стран Европы. По итогам тура команда ВАЗ завоевала серебряный кубок. Позже на «Туре Европы – 73» командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу.
Фото: Татьяна Пушкарева