Сегодня, 8 июня, в Правилах Дорожного Движения появилось очередное нововведение. Законодатели ввели термин "опасное вождение". Чего ждать автолюбителям и к чему готовиться на дорогах - попробуем разобраться в этом материале.
Сразу хочется оговориться, что необходимость введения такого понятия, а, следовательно, и назначения за такое правонарушение адекватного наказания кажутся необходимыми, как никогда. Виной всему - низкий уровень и водительской, и общечеловеческой культуры, которые делают дороги в нашей стране все более похожими на дикие джунгли. По этим правилам, как мы все знаем, кто сильнее, тот и прав. Если хотите, то применительно к нашей теме - кто сильнее, кто хитрее, кто шустрее, у кого автомобиль дороже и прочее. Действительно, проблема автохамства напоминает о себе каждый день. И чувствуют это на себе уже не только законопослушные водители, но и пешеходы. Поэтому власти и решили позаботиться о том, как бы наказать нерадивых личахей, тем самым усмирив пыл последних.
Так что же понимается под "опасным вождением"?
Согласно изменениям в пункте 2.7 ПДД, запрещено опасное вождение, "выражающееся в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба".
Проще говоря, отныне любой резкий маневр, совершенный без видимой причины, который может покалечить окружающих людей или имущество, признается "опасным вождением".
Чтобы не быть голословными, мы выяснили, что думают о нововведении сами автомобилисты.
Кирилл Бараков, 27 лет, водительский стаж 11 лет
- Я считаю, что инициатива нормальная. Но она должна быть отработана и прописана от и до. Ведь, как показывает практика, законы зачастую начинают работать далеко не так, как задумывалось. К тому же, в большинстве своем, автовладельцы-любители, профессиональные шоферы и так далее ездят по правилам. Однако определение опасности зависит как раз от правил дорожного движения. Если в ПДД указано, что я могу предпринять любые действия, чтобы избежать аварии или человеческих жертв, то я так и сделаю. Но если в последствии на водителя "скинут" вину опасного вождения, то это уже будет скорее мешать, чем помогать на дороге. Поэтому очень важно строго и точно прописать в правилах и других источниках определение "опасного вождения", чтобы не возникало путаницы и без вины виноватых.
Чтобы не возникало путаницы, законотворцы вносят ясность: опасно именно последовательное совершение перечисленных действий водителя, которые произошли за относительно короткий период времени. К примеру, молодой и горячий водитель, решивший резко "дернуть" с перекрестка на только что зажегшийся "зеленый" сигнал светофора. По пути этот лихач еще несколько раз резко перестроится, чтобы обойти так некстати оказавшихся на пути "тихоходов", да еще и обсигналит одного из них. Зачастую подобное поведение соседей по потоку не дает "нормальным" участникам движения возможности спрогнозировать дальнейший действия такого водителя и адекватно среагировать на него. Отсюда следует, что подобная манера езды опасна для окружающих и, соответственно, должна наказываться.
Теперь рассмотрим некоторые экстренные маневры, которые подпадают под описание опасного вождения. Например, резкие торможения и несоблюдение безопасной дистанции. Резкое торможение, хоть и запрещено Правилами Дорожного Движения, на практике не наказывается. В итоге вина полностью ложится на водителя, движущегося сзади. Его вину ни в коем случае отрицать нельзя, но согласитесь, что и неоправданное резкое торможение несомненно создает аварийно опасную ситуацию на дороге. Например, резко тормозящие водители "маршруток" иногда платят штрафы, если в результате их действий получают травмы пассажиры в салоне. Что касается безопасной дистанции, то в соответствии с текстом ПДД 9.10, дистанция и интервалы должны быть такими, чтобы избежать столкновения. Поэтому наказать "прижавшегося" к вам водителя можно будет только тогда, когда он наконец-то в вас врежется. До этих пор убедить его в том, что избежать столкновения он бы не смог, просто нельзя.
Теперь давайте обратимся к представителям ГИБДД и узнаем, чем же полезно введение термина "опасное вождение"?
Инспектор 1-го отдела областной ГИБДД Татьяна Вотинцева
- Поправки в Правила дорожного движения подготовлены МВД России в соответствии с пунктом 24 Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий. ГИБДД положительно относится к подобным нововведениям, так как, например, 2/3 аварий на территории Кировской области происходит по вине водителей, которые в подавляющем большинстве грубо и сознательно нарушили Правила Дорожного Движения.
Кто проследит за соблюдением новой нормы на дорогах, ведь у инспекторов и без того хватает работы?
- Фиксация "опасного вождения" будет осуществляться с помощью приборов видеофиксации, в том числе видеорегистраторов в патрульных автомобилях, а также посредством скрытого патрулирования сотрудниками ГИБДД. Это будет всё на постоянной основе, как в городе Кирове, так и на загородных трассах. Также для привлечения нарушителя к ответственности, возможно использование видеозаписи нарушения с камер мобильных телефонов или регистраторов законопослушных водителей, которые будут приниматься судами в качестве доказательства "опасного вождения, - пояснила инспектор Татьяна Вотинцева.
И здесь появляется еще один из основных вопросов - чем же будет грозить лихачество, оно же "опасное вождение", на дороге? К слову, уголовную ответственность за это нарушение вводить пока не собираются. А окончательного ответа о размере административного штрафа пока нет. В Правительстве страны склоняются к сумме в 5 тысяч рублей. Поэтому получается, что понятие ввели, отследить нарушение уже можно, а что делать с нарушителем - пока не совсем понятно. Рабочая группа экспертов до осени будет разбираться с нормативной базой, и только после этого в ПДД и КоАП появятся соответствующие изменения и дополнения. Интересно, что эти же эксперты, а это представители СМИ, Общественных организаций, члены Открытого Правительства, создали специальный портал www.опасноевождение.рф, на котором можно найти занимательную библиотеку видеороликов, наглядно объясняющих суть опасного поведения на дороге. Кроме этого с проектом постановления Правительства можно ознакомиться и обсудить на сайте regulation.gov.ru.
В завершение - интересный факт, в законах большинства американских штатов, а также в Великобритании, Германии, Франции, Австралии и Японии разделено понятие "небережное" и "опасное" вождение. В первом случае - это непредумышленное нарушение ПДД, во втором - умышленное. Кроме этого "небережное вождение" признается административно-правовым нарушением, а "опасное вождение" наказывается уголовно. В качестве наказания для лихачей законы разных стран предусматривают тюремное заключение от 5 дней до 6 месяцев; лишение прав до 1 года с обязательной пересдачей экзамена, а также прослушивание учебного курса по безопасному управлению транспортным средством и культуре поведения.
Фото: http://route31.ru, http://vk.com, gtrk-vyatka.ru