«Нужно понимать, насколько важна эта работа». Кировский поисковик о том, как ищут без вести пропавших бойцов Великой Отечественной войны

Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло 76 лет. Однако до сих пор сотни тысяч погибших бойцов по-прежнему остаются пропавшими без вести. В канун праздника Победы портал Свойкировский поговорил с представителем кировского поискового отряда «Подвиг» им. Л. Я. Витебского Денисом Петуховым. Молодой человек рассказал о том, как отыскивают останки солдат, какими качествами должен обладать поисковик и в чём главные сложности этой работы.

По местам кровопролитных боёв

Поисковый отряд «Подвиг» существует уже 16 лет. Он входит в областную организацию «Долг» и в поисковое движение России. Денис Петухов присоединился к отряду 5 лет назад после того, как о работе поисковиков ему рассказал друг. С 2016 года «Подвиг» начал работы по поиску бойцов Кировской 355 стрелковой дивизии.

Дивизию сформировали в сентябре 1941 года, её рядовой и сержантский состав включал только жителей Кировской области, всего 11 тысяч человек. 7 ноября их отправили на фронт, а 26 декабря дивизия приняла свой первый бой за деревню Рябиниха Тверской области. Именно здесь совершил свой подвиг наш земляк Яков Падерин. Во время освобождения деревни он закрыл амбразуру пулемёта грудью и тем самым спас своих товарищей. Деревня была отбита. По воспоминаниям ветеранов, во время сражения был убит почти целый полк, а это около 2 500 человек.

В последние годы поисковый отряд «Подвиг» следует исключительно по маршруту 355 кировской стрелковой дивизии и ездит в Рябиниху и близлежащие населённые пункты. По словам Дениса Петухова, как правило, выезжают они минимум два раза в год: на 2–3 недели весной (примерно с 20 апреля и по 7 мая) и на неделю осенью (в середине или в конце сентября). В течение года бывают и короткие поездки, на 2–3 дня.

Сейчас в России проводится большая работа по увековечению памяти защитников Отечества. Как рассказал Денис Петухов, участие в этой деятельности принимают как поисковые отряды, которые ежегодно ищут пропавших без вести солдат и их родственников, так и органы власти, которые поддерживают поисковую работу и создают мемориальные комплексы на территориях регионов бывших боевых действий. Например, такие ритуальные ансамбли созданы в Ленинградской (Невский пятачок) и Тверской (Ржевский мемориал) областях. При этом ежегодно находятся новые места массовых сражений. Однако не перестают вестись поисковые работы и на старых местах, где каждый год «поднимают» солдат.

– Места для проведения поисковых работ определяются в зависимости от конкретной дивизии или местности, на которой отряд хотел бы работать. Далее поисковики с помощью архивов, интернета и других доступных источников собирают о месте всю необходимую информацию и приступают к поискам, – рассказал Денис Петухов.

По его словам, в России непохороненных солдат осталось ещё очень много. Зачастую поиски зависят от подразделения, в котором боец нёс службу, от местности в которой он погиб, а также от местного населения и глубины залегания останков.

– Например, найти останки без обмундирования и на глубине два метра куда тяжелее, чем на поверхности под слоем дёрна и в полном или хотя частичном обмундировании, – говорит поисковик.

Тайна неизвестного бойца

Денис считает, что раскрыть тайну неизвестного бойца может помочь внимательность поисковика. В лучшем случае опознать солдата можно по смертному медальону, в который обычно клали записку со всеми личными данными.

– Среди солдат ходило поверье, что если заполнил записку, точно погибнешь. Поэтому медальон прозвали смертным и часто оставляли его незаполненным, – рассказывает молодой человек. – Именно в такой ситуации и нужна профессиональная смекалка: обязательно следует осматривать все найденные при солдате личные вещи, потому что на них тоже могут быть написаны имя или инициалы бойца.

После установления личности бойца поисковики обращаются с официальным запросом в администрацию того поселения, откуда боец родом, сообщая его адрес и имя. Обычно местные власти предоставляют все необходимые данные, по которым можно установить родственников солдата. А дальше уже оговаривается, где будет захоронен герой.

Часто семьи встречают известия о своём герое со слезами на глазах и с самыми искренними словами благодарности. Передать такие эмоции, по словам поисковика, «просто нереально».


Особая аура

По мнению Дениса, главное личностное качество, которым должен обладать поисковик, – это человечность:

– Кандидат [в поисковики] должен понимать, насколько важна работа, которую он делает. Осознавать, сколько людей до сих пор годами, а то и всю жизнь ищут своих родственников, места гибели которых не известны уже более 76 лет.

Перед тем как отправиться в первую экспедицию, новички обычно сначала проходят обучение на базе отряда. Во время подготовки им также показывают и найденные ранее экспонаты, «чтобы они понимали, с чем имеют дело и что из находок лучше не трогать».

На вопрос о том, в чём заключается главная цель работы поисковика – отыскать и опознать человека или достойно его похоронить, Денис ответил:

– На самом деле, эти вещи тесно взаимосвязаны: важно сначала найти, а потом уже достойно перезахоронить.

Поисковик убеждён, что места кровопролитных боёв обладают особой аурой. Следы войны – окопы, воронки, старые блиндажи – дают полное осознание того, что именно здесь люди погибали в огромных количествах: «От одного только осознания этого становится не по себе».

Пандемия коронавируса приостановила работу отряда на некоторое время. Из-за карантина «Подвиг» отложил свой основной двухнедельный выезд весной 2020 года.

– Все архивы закрылись, нам пришлось выезжать маленькими группами на выходные по 2–3 человека «для разведки». Конечно же, это не позволяло провести полноценную работу. Выехать на место по-хорошему мы смогли только осенью, когда эпидемиологическая ситуация пошла на спад.

Фото: Денис Петухов