«Никто не понимал, зачем мне работать бесплатно». Как священник, студент и художник-керамист помогают детям с особенностями развития

В Кировской области живут более 5 тысяч детей с инвалидностью, в том числе с ментальными нарушениями. Вырастая и переживая своих родителей, многие из них отправляются в психоневрологические интернаты, где остаются до конца дней, а некоторые попадают туда ещё детьми. Те, кто имеет опыт общения с людьми с инвалидностью, понимают: чтобы не было интернатов, нужно помогать семьям, где родились особенные дети. В Кирове этим занимается Центр «Дорогою добра», а самому Центру помогают волонтёры - всего их более 50 человек. Священник, студент и художник-керамист рассказали порталу Свойкировский, почему решили помогать особенным детям и как этот опыт повлиял на их жизнь.

«Я здесь, я тебя вижу». История Павла Садакова

В руках у Павла длинная флейта сяо. Рядом сидит мальчик Никита – он громко кричит, сильно качается и запрокидывает голову. Но как только начинает звучать флейта, происходит чудо. Павел даёт Никите прикоснуться к флейте, и то ли от музыки, то ли от вибрации мальчик успокаивается.

- С Никитой общаться очень интересно, - говорит Павел. - Это порой очень сложно, но когда чувствуешь и видишь, что он включается в процесс понимания и взаимодействия, на сердце становится очень тепло. Общение у нас происходит на уровне движений, звуков и тактильных ощущений. Это такая простая и невесомая штука. Нет бесконечных интеллектуальных построений, анализа и всякой другой мишуры. «Я здесь», «я понимаю тебя», «я вижу тебя», «я слышу тебя», «ты есть», «я делаю, как ты», «мы просто есть, здесь и сейчас». Вот с такими установками мы общаемся.


Павел пришёл работать волонтёром в «Дорогою добра» пару лет назад, уже имея опыт работы с детьми без особенностей развития. Сейчас он уже сам проводит занятия с подопечными Центра: играет для них на музыкальных инструментах, лепит из глины. Такая «специализация» неслучайна: у Павла собственная керамическая мастерская.

- Адаптировался я быстро благодаря подробным объяснениям сотрудников «Дорогую добра». Я начал ещё больше понимать, насколько все дети разные, но всё же абсолютно равные, если смотреть в целом, - продолжает Павел. - Я будто изучаю какой-то новый язык общения. Язык намного более древний, ясный и простой. Правда, долго не мог привыкнуть к тому, что детки, как мне поначалу казалось, будто игнорировали некоторые моменты в общении. Но потом я просто стал говорить и взаимодействовать с ними не ради цели что-то донести или узнать, а просто так. А поставленных целей мы достигали как бы между делом.

Каждый подопечный «Дорогою добра» для Павла уникален. Его удивляет, как ребята погружаются в различные процессы, будь то обучение или игра, полностью отключаясь от окружающего мира, поражает пластика их движений. О каждом ребёнке в группе, где он проводит занятия, Павел может рассказать целую историю.

- Каждый - как отдельная Вселенная со своими физическими законами. С этими детками иначе нельзя. Пока идут занятия, мы перемещаемся между параллельными мирами и постоянно меняем способ взаимодействия. Так и складываются особые отношения с каждым. Аня самая свободолюбивая. Саня очень структурный и последовательный. Лёвка внезапный. Ванька задумчивый и тактильный. Никитка весь в ощущениях...

Дети с особенностями развития, с точки зрения непосвящённого человека, довольно своенравны: их мышление работает по-другому. Они не всегда откликаются на вопросы, иначе обращают на себя внимание, не осознают последствий каких-то своих действий. Несмотря на сложности, Павел говорит, что ему ни разу не захотелось уйти.

- Я в целом много работаю с детками, но понимание того, насколько они могут быть разными (просто не в столь ярких формах), пришло только в «Дорогою добра». Здесь я нашёл новых маленьких друзей. Стал добрей и терпимей ко многим, очень многим вещам, - говорит Павел.


Занятие в Центре «Дорогою добра»


«Все эмоции как будто прячутся куда-то глубоко». История Артёма Куклина

За три летних месяца волонтёрский штат Центра «Дорогою добра» увеличился в два раза. Сейчас в нём работают 57 волонтёров. Это значит, что 266 детей с разными особенностями – аутизмом, генетическими нарушениями, церебральным параличом - могут посещать занятия в Центре и получать новые знания. Чтобы понять, почему без волонтёров это было бы невозможно, достаточно познакомиться с Ромой. У мальчика аутизм. Если на группе из 10 детей два волонтёра, то одного из них персонально закрепляют за Ромой.

Резкие движения, громкий крик, внезапное подскакивание на месте. С такими проявлениями справляются только самые находчивые и крепкие парни-волонтёры. Удержать и успокоить Рому, чтобы он не мешал ни себе, ни остальным, – задача повышенного уровня. Волонтёр Артём Куклин - один из тех, кто справляется. В обычной жизни он студент. Во время летнего лагеря для особых детей, который проводил Центр «Дорогою добра», Артём очень помогал педагогам. Например, благодаря ему Роме удавалось спеть песню про шляпу и передать её соседу. Так все видели, что мальчик может слышать и слушать.


Сам Артём признаётся, что тоже многому научился в Центре. И не только на занятиях, но и на специальных тренингах. Например, узнал, как правильно передвигать человека на инвалидной коляске, какие бывают виды невербальной коммуникации, как выстроить контакт с людьми с аутизмом и многому другому.

- Когда я пришёл в «Дорогою добра», у меня не было никакого опыта волонтёрства, хотя с особыми детьми контакт был. В ВятГУ, где я учусь, есть бассейн, который посещают дети с особенностями развития, я с ними занимался. Но всерьёз о том, что это за дети и как они живут, я тогда глубоко не задумывался. Это стало приходить постепенно уже в Центре, - рассказывает Артём. - В «Дорогою добра» меня направил преподаватель (Артём обучается по специальности «адаптивная физическая культура» - прим. ред.). Мой выбор немного удивил близких. Никто не понимал, зачем мне работать бесплатно.

Однако Артём быстро втянулся. В первый день немного волновался, но понимал, что дети могут кричать, вести себя странно и поэтому в целом был готов к встрече с ними. В итоге каких-то сложностей в общении не возникло.

- Когда ты занимаешься с детьми, все эмоции как будто прячутся куда-то глубоко, - делится он опытом волонтёрства. - А потом уже, когда возвращаешься из Центра домой, начинаешь анализировать, как вёл себя ребёнок, как ты сам справился. Я понимаю особенности ребёнка и знаю, что многие вещи он делает не специально. Ты не можешь злиться на человека, когда понимаешь, что он не до конца осознаёт свои действия, когда, например, пытается потянуть тебя за футболку, как-то навредничать. Особенные дети - это дети, которые живут в своём мире и видят мир через свою призму восприятия. Как и все дети, они нуждаются в любви и внимании.


«У особенных детей тоже можно многому научиться». История Сергея Вдовина

Ещё один волонтёр «Дорогою добра» - Сергей Вдовин - служит настоятелем храма в честь сорока мучеников Севастийских в микрорайоне Южный. Узнать в нём священника во время занятий с детьми практически невозможно. Приходя к особым детям, отец Сергий надевает футболку с птичкой и беззаботно играет с ними в гусеницу.

- Я специально не афиширую, что я священник, - говорит о. Сергий. - Но большинство родителей об этом знают. Я не вижу здесь никаких препятствий. Напротив, это часть христианской жизни. Для меня как человека верующего важно, чтобы жизнь не ограничивалась только стенами храма. [Волонтёрство] нужно не только детям, но и мне самому. Когда я прихожу в Центр и соприкасаюсь с их миром, я открываю и часть своего мира.

Отец Сергий пришёл в Центр, где на тот момент уже работала его супруга Екатерина, около двух лет назад. Поначалу помогал делать ремонт в новом помещении на ул. Роза Люксембург, 68а. А затем стал волонтёром, хотя опыта общения с особыми детьми не было. Сейчас о. Сергий помогает педагогам во время занятий, чтобы дети как следует включились в процесс, следит за их поведением, играет.


Параллельно с началом волонтёрства в «Дорогою добра» отец Сергий также стал посещать Мурыгинский детский дом-интернат «Родник», где содержатся дети с тяжёлыми множественными нарушениями. Он признаёт, что за это время его отношение к особенным детям серьёзно изменилось. Пока общество живёт во многом советскими стереотипами о том, что они должны находиться в изоляции. Однако доказано, что такие дети могут развиваться, учиться чему-то полезному, отмечает о. Сергий. Главное - не зацикливаться только на своей семье и своём социуме. Волонтёр - это как раз такой человек, который поможет ребёнку соприкоснуться с внешним миром и будет рядом, когда он подрастёт.

- Когда человек занимается волонтёрством, он начинает по-другому смотреть на мир. Мы создали себе такой кокон, круг общения, который нас устраивает. Мы можем что-то почитать или посмотреть о другом мире, но мы с ним не соприкоснулись. Господь говорит: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Божие». У особенных детей тоже можно многому научиться: открытости, незлобливости, отношению к миру. Потому что нам этого не хватает. Сами знаете, как мы сейчас живём.

Отношение к людям тоже меняется, считает священник:

- Говорят, всё познаётся в сравнении. Когда смотришь, как трудно приходится родителям особенных детей, многое переосмысливаешь. Мы часто не ценим того, что даёт нам Бог. Чаще стараемся видеть что-то отрицательное. В семьях, в которых растут особенные дети, стараются смотреть на мир с положительной стороны. Для них каждое новое слово или даже звук - это большая радость.

Отец Сергий не понаслышке знает и изнанку жизни семей с особенными людьми. В минуты отчаяния мамы признавались ему в самых тёмных мыслях. Однако, как говорит священник, Бог не посылает наказаний или кары, он посылает посильное испытание, чтобы человек мог переосмыслить свою жизнь. И действительно, многие родители особенных детей приходят к вере. Некоторые даже приходят на службы к отцу Сергию, а иногда обращаются и взрослые люди с особенностями - они не только самостоятельно посещают церковь, но даже исповедуются. Среди подопечных «Дорогою добра» есть родители, которые приносят особых деток к нему на крещение.

Зная, как много таких семей на самом деле, отец Сергий стал задумываться о создании доступной среды в храмах. В церкви, которая строится по соседству, он хотел бы видеть детскую комнату, в которой могли бы вместе играть и обычные дети, и дети с особенностями развития.


Как волонтёров учат помогать особенным детям

- Профессии, конфессии, предыдущий опыт в волонтёрстве совершенно не важны, - говорит руководитель волонтёрской службы «Дорогою добра» Вера Коротаева. - Главное - это мотивация и ответственное отношение. Волонтёров мы находим по-разному. Есть специальные мероприятия по рекрутингу: волонтёрский пикник в Александровском саду, информационные встречи с потенциальными волонтёрами в вузах, ссузах, молодёжных сообществах. Так как город у нас небольшой, очень хорошо работает «сарафанное радио». Люди рассказывают о нашей организации, о том, что у нас есть потребность в волонтёрах и что они могут помогать совершенно по-разному.


Волонтёрский пикник в Александровском саду. Вера Коротаева - в жёлтой куртке

Вера отмечает, что многие волонтёры не имели опыта общения с людьми с особенностями, когда обратились в «Дорогою добра». Но это не является препятствием. Главное - готовность стать для ребёнка надёжным другом и помощником, а остальному научат. Для всех волонтёров в Центре проводят обучающие мероприятия и поддерживают на протяжении всего периода работы.

- Всё начинается со встречи-собеседования, затем волонтёр проходит вводный инструктаж и узнаёт, как сопровождать ребёнка, как подружиться с ним, общие правила внутри Центра, принципы работы, - рассказывает Вера. - После этого новичок встречается с педагогами, они рассказывают, как проходят занятия, какие дети занимаются в конкретной группе, кто будет подопечным волонтёра, как ведёт себя ребёнок и что требуется от волонтёра. После занятий с волонтёром общается педсовет. Они вместе обсуждают, что получилось, а что в следующий раз стоит попробовать сделать иначе. Эта обратная связь очень помогает справиться со сложными ситуациями и даёт уверенность волонтёрам и ощущение плеча.

Часто обращаются в Центр и люди помогающих профессий - будущие или практикующие педагоги, студенты медицинских вузов. В «Дорогою добра» они получают уникальный опыт работы с детьми и «прививку от страха», в комфортных условиях знакомятся со своей будущей профессией. Остаются, конечно, не все, признаёт Вера Коротаева. Бывают случаи, когда человеку становится трудно совмещать волонтёрство с личной жизнью. Или не оправдываются ожидания, когда волонтёр по-другому представляет, чем будет заниматься, а на деле всё оказывается иначе. Но, как правило, помощники остаются с «Дорогою добра» надолго. Немало людей работают волонтёрами по 2-3 года или даже с момента открытия в 2014 году.


Как стать волонтёром

У студентки, будущего дизайнера Юлии Поповой пока нет большого опыта общения ни с Ромой, ни с другими подопечными Центра. Она «волонтёрит» всего месяц. Девушка как-то листала ленту соцсетей и наткнулась на страницу «Дорогою добра». Ей стало интересно. В конце лета Юлия пришла на волонтёрский пикник и прониклась идеей помощи особым детям.

- Безумно нравится быть с детьми, - признаётся Юля, - Да, возникают сложности, но они несравнимы с той радостью, которую получаешь от ребят. Каждый раз приятно наблюдать, как они всё лучше и лучше запоминают танцы, как с широкими улыбками выходят из зала, как радуются успехам малышей их родители.


Волонтёр Юлия Попова

Вера Коротаева отмечает подобные эмоции у всех волонтёров.

- Конечно, становясь волонтёром, человек сильно меняется, - рассказывает она. - С нашими ребятами волонтёры учатся терпению и ещё раз терпению. Воспитывают в себе добросердечие и уважение к разным членам общества. Это так или иначе начинает транслироваться и на остальную жизнь, и это самое прекрасное. Нельзя быть в одном месте милосердным и заботливым, а в другом - жестокосердным и равнодушным. Так не бывает.

Сегодня в Центр «Дорогую добра» на занятия приходит более 250 детей с особенностями развития. Половина из них нуждается в помощнике, в сопровождающем в друге. А значит, в команду волонтёров требуется ещё примерно 50 человек.

В течение трёх летних месяцев Центр «Дорогую добра» реализовывал проект «Продвинутый волонтёр», который изменил качество волонтёрской службы. Он победил в конкурсе проектов по поддержке социальных инициатив местного сообщества «Киров Меняется» на территории муниципального образования «Город Киров» в 2019 году и вывел систему привлечения и обучения добровольцев на новый уровень. Но стать волонтёром не поздно и сейчас. Узнать больше о том, как общаться с особенными детьми, можно на сайте волонтерыкиров.рф.

Статья написана в соавторстве со специалистом по связям с общественностью региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра», журналистом Юлией Зиновьевой. Фото предоставлены РООРДИ «Дорогою добра».