«Ни одной реальной меры поддержки не принято». Что происходит с кировским бизнесом и помогает ли государство

В Кировской области вновь продлили режим самоизоляции, из-за которого многие организации остаются закрытыми и теряют прибыль. Однако и те предприятия, которые продолжают работу в карантин, испытывают трудности. Мы узнали, что предпринимают бизнесмены, чтобы удержать своё дело на плаву, и как их поддерживает государство.

Генеральный директор ООО «Компания «Вятка-уголь» Дмитрий Русских отметил, что в компании небольшой штат сотрудников, которые работают на удалёнке, контактируя с поставщиками из других регионов России по телефону и электронной почте.
- Мы сегодня работаем практически в том же режиме, так как у нас отрасль жизнеобеспечения, и стараемся обеспечить все контракты, несмотря ни на что. Мы предвидим, что будут проблемы с оплатой наших поставок - из-за постановления правительства РФ об отсрочках по оплатам ЖКХ и отмене процентов за неуплату до 1 января. Конечно, будет видно снижение собираемости платы компаниями, которые обеспечивают теплом. На выходе мы получим проблему с оплатой [контрактов]. Это и так всегда был сложный вопрос, а сейчас усугубится на 15-20%, - отметил Дмитрий Михайлович.
Несмотря на сложную ситуацию, компания не планирует сокращать сотрудников и снижать зарплату. Дмитрий Русских обращался в налоговую и банки с просьбой разъяснить существующие меры поддержки, но оказалось, что компания не подходит под предлагаемые программы.
- Мы сами себе подтвердили, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Кроме как на себя рассчитывать не на кого, - подчеркнул Дмитрий Михайлович

Снизится спрос на продукцию

В число 140 системообразующих организаций, которые начали работу с 6 апреля, попала строительная «Фирма «Маяковская». Генеральный директор компании Дмитрий Сергеев пояснил, что на строительных объектах работа ведётся в полном объёме, часть офисных сотрудников выведена на удалёнку, часть отправлена домой с сохранением зарплаты. Также ограничен доступ людей на строительные объекты и в офис предприятия.

- Для нас в плане приобретения новых дольщиков это [карантин] минус, но я считаю, что это необходимая мера. Мы стараемся общаться с клиентами удалённо - по телефону, через соцсети, сайт. В большей степени у меня вызывает беспокойство снижение покупательской способности и, соответственно, спроса на нашу продукцию. Документы через МФЦ не принимались, поэтому мы на какой-то период приостановили регистрацию договоров долевого участия, дополнительных соглашений и всех других действий. Со следующей недели мы планируем эту работу возобновить. К концу месяца будет понятно дальнейшее развитие ситуации, - заметил Дмитрий Валерьевич.
Сергеев подчеркнул, что цены на квартиры планируют оставить на прежнем уровне. В то же время стоимость строительных материалов, которые идут на экспорт или которые привозят из-за границы, - металла, стекла, фурнитуры, запчастей, электроинструмента - растёт.
- Соответственно, у нас увеличится себестоимость, и насколько долго мы сможем при росте цен на стройматериалы удерживать стоимость недвижимости, которая есть на данный момент, я не могу сказать. Я надеюсь, что государство примет меры поддержки для нашей отрасли - субсидирование процентных ставок по ипотеке и по проектному финансированию. Эти вопросы уже рассматриваются правительством России. Если процентная ставка по ипотеке не будет расти, те люди, которые сохранят работу и будут стабильно получать зарплату, смогут этой поддержкой воспользоваться, и цена кредита будет меньше. На региональном уровне возможностей поддержать застройщиков, наверное, нет, - подчеркнул Дмитрий Сергеев.
Дмитрий Валерьевич добавил, что для сферы строительства характерна некоторая инертность и задержка любых процессов - как положительных, так и отрицательных - которая даёт время, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Бесплатное не ценится

У руководителя Клуба маркетологов Кировской области Алексея Обжерина три предприятия в разных сферах бизнеса: торговля (сейчас закрыта), торговый центр (работают только магазины, деятельность которых разрешена) и консалтинг.
- По торговле придётся осваивать онлайн-направление, но нужно понимать, что поток заказов не будет таким большим, чтобы обеспечить выручку фирмы. Всё равно конкурентные методы борьбы никто не отменял. Даже если мы уйдём в онлайн, это не даст гарантии, что всё будет хорошо, мы просто продолжим жить в новом качестве, - пояснил Обжерин.
По торговому центру Алексей Обжерин сделал антикризисный SWOT-анализ (выявление факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные и слабые стороны, возможности, угрозы – прим. ред.), который показал, что необходимо привлечь те компании, которые могут работать в кризис, возможно, которые связаны с медициной.
Что касается консалтинга и обучения, то сейчас все курсы проходят в режиме онлайн. По словам Алексея Обжерина, в сети наблюдается переизбыток бесплатных предложений, но люди их не потребляют.
- Я разработал для себя контент антикризисного характера, который планирую продвигать. Возможно, сделаю обучение платным, потому что бесплатного много, и оно не ценится. Сейчас слишком много предложений, идёт борьба за внимание слушателя, - считает он.

Всё в формате рассмотрения

Предпринимательница Юлия Долгоаршинных пояснила, что сейчас вся её группа компаний (кофейня «Шоколадница», салоны обуви и одежды, бытовой техники, посуды и аксессуаров для кухни) занимается онлайн-торговлей и доставкой всех видов товаров до дверей покупателей. По её словам, выручка с начала кризиса упала на 98%, все подразделения закрыты, а кофейня работает «на вынос».

- Что касается персонала, я делаю всё возможное для того, чтобы у них была возможность зарабатывать и сейчас. А уж использовать этот шанс или нет - выбор каждого, - заметила Долгоаршинных.
Юлия плотно взаимодействует с Вятской торгово-промышленной палатой, у предпринимателей розницы есть общий чат, где они получают оперативную и официальную информацию.
- Я участвую в подписании всех возможных обращений к власти, потому что мы обязаны говорить о том, что сейчас происходит в малом бизнесе и к чему это может привести. Розница не попала в список отраслей, пострадавших от ограничений, связанных с коронавирусом. И в этом состоит основная проблема. Проблема глобальная! Мы не получим вообще никакой поддержки, если не попадём в этот список. Что касается общепита, а он есть в этом списке, пока ни одной реальной меры не принято. Всё в формате «на рассмотрении». Банки смогут помочь крайне малому проценту населения, очень много ограничений. Фактически, я и мой бизнес полностью остался без поддержки со стороны государства.
Руководитель группа компаний СПК-NEON Илья Редькин намерен сохранить всех сотрудников, несмотря на приостановление деятельности. Сейчас работает только доставка еды, но и она, по словам Редькина, абсолютно убыточна.
- Доставка существует только для поддержания деятельности предприятия, чтобы не было 100-процентного простоя, чтобы мы могли выдать часть зарплаты сотрудникам. Со стороны местных или федеральных властей нет никаких мер поддержки предпринимательства, они отсутствуют для нашего сектора полностью. Фонд поддержки предпринимательства не работает до понедельника, обращаться туда бессмысленно. Несколько арендодателей пошли на уступки на один месяц аренды, другие требуют полной оплаты, - рассказал Илья Редькин.
Он также добавил, что озвучивал необходимые меры поддержки бизнес-омбудсмену и президенту Вятской ТПП. Последние составили письмо в правительство области, но ответа до сих пор нет.
Фото: pixabay.com