Автолюбителям ПоговорИИм Родительский чат МАСЛЕНИЦА 2024 Лунный календарь 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • «Неважно, судим ли ты, есть ли стаж, знаешь ли город – закачивай программу и езжай»

«Неважно, судим ли ты, есть ли стаж, знаешь ли город – закачивай программу и езжай»

Автор:
18 октября 2016, в 13:44
Просмотров: 5669

Как кировские такси зарабатывают в кризис, и почему профессия таксиста становится вымирающей – в нашем материале.

Большая часть кировских таксистов считают, что за последний год конкуренция в этой сфере выросла в разы. И речь идёт не о поглощении или слиянии конкурирующих компаний, а о банальном конфликте интересов между легальным такси и водителем, желающими «срубить» лёгкие деньги. По мнению Андрея Зонова, таксиста с восемнадцатилетним стажем, в этом и кроется причина его нестабильного заработка.

- Раньше всегда выходил на работу с уверенностью, что деньги точно заработаю. Сейчас по вине многочисленных подработчиков без опыта и стажа стало заметно хуже. Как правило, это люди с основной работой, стремящиеся за счёт такси удержаться на плаву в кризис. К примеру, работает этот человек на станции скорой помощи, но я же не иду к нему на полставки на день или два, чтобы его ущемить в зарплате. Считаю, что это несправедливо, – говорит Зонов.
5 октября 2016 года Министерством транспорта Кировской области было выдано 12031 разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории региона. И это только официальная цифра. Сегодня эту деятельность сложно контролировать, потому что так называемые службы заказов такси работают исключительно на прибыль. Андрей Зонов объясняет такое поведение обыкновенной жадностью. Сегодня руководство, содержащее таксомоторные парки, не заинтересовано ни в компетенции сотрудников, ни в создании условий работы, говорит он. В результате, качество услуг кировского такси резко упало. Если вспомнить 90-е годы, и время существования единственного таксопарка в Кирове, то желающих пополнить ряды таксистов было не меньше, чем сейчас. Но работу получали лишь те, кто обладал стажем не менее трёх лет и успешно сдавал экзамен на знание города. Сегодня, по словам автоперевозчика, в такси берут всех, лишь бы машина приносила «копеечку» начальству:
– Неважно, судим ли ты, есть ли стаж, знаешь ли город – это никого не интересует. Хочешь работать – закачивай программу и езжай.
Председатель Кировской организации межрегионального профсоюза «Таксист» Максим Белов связывает наплыв нелегальных такси с почкованием многочисленных служб заказа.
– Это одна из главных проблем всей сферы. Те, кто приходит на день, неделю, по вечерам по пути с работы – таких работников в такси большинство. Они как раз и формируют образ таксиста сегодняшнего дня: не знает город, абсолютно не ориентируется в специфике работы. Не говоря уже о том, что он никем не проверяется и не контролируется, с ним в пути может произойти всё что угодно, – говорит правозащитник.
Работай не хочу!

В среднем кировский таксист зарабатывает за день от одной до двух тысяч рублей с учётом всех вычетов. И если в теории он сам устанавливает границы своего дохода, то на практике эти ожидания часто бывают не оправданы. Причиной тому могут быть погодные условия, бюджетные будни или, напротив, праздничные и выходные дни, когда можно заломить двойную цену – всё, от чего зависит гонорар таксиста.
– Разрываться между двумя службами такси сегодня стало бессмысленно, потому что нельзя объять необъятное, – утверждает таксист Зонов.
Он же утверждает, что в равной степени можно заработать как в службе такси «СЕМЬсот», так и в «Сатурн». В каждой из компаний есть своя специфика, интересная как для пассажира, так и для водителя. К примеру, «207-207», известная как служба заказов «Сатурн», освобождает водителя от ежедневной мойки авто, давая возможность для заработка за счёт доступного ценника поездки и, как следствие, большего числа заказов. В «СЕМЬсот», напротив, предлагают обогатиться за счёт более состоятельных клиентов и лишь при условии чисто вымытого авто. В отношении вновь зашедшего в Киров сетевика «Яндекс.Такси» всё просто, как дважды два. Завлечь водителя надбавкой и доплатой, а потребителя – низким тарифом.
– Подобные схемы освоения новых рынков очень распространены. В своё время те же «Сатурн» и «Семьсот» сбавляли цену для пассажиров, привлекая массы бесплатными посадками, – говорит Максим Белов.
По словам эксперта, даже у таких титанов, как «Яндекс», финансовые возможности далеко не безграничны. Скорее всего, через несколько месяцев доплаты исчезнут, а уровень тарифа останется на том же уровне, потому что народ будет приучен ездить за копейки. А дальше – цепная реакция: все остальные будут вынуждены так же снижать тарифы, что приведёт к очередной волне общего снижения цены поездки на такси.

Хотели как лучше…

Таксист со стажем убеждён, что большинство тех, кто работает в такси на постоянке, привык работать в связке с законодательством. В машине каждого из них есть путевой лист, бейдж, бланк строгой отчётности и разрешительный документ. Тем не менее, по оценке Белова, таксисты часто грешат оформлением разрешения, по которому работают одновременно до нескольких сотен авто. Хотя законодательство требует от каждого водителя регистрации его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и возлагает на его плечи бремя налогов, пенсионных и страховых отчислений, своевременных медицинских осмотров. Расходник достаточно серьёзный, если учесть, что сюда же попадает чек на обслуживание машины, страховка, транспортный налог и ремонт. Если начистоту, то через каждые два-три года людям таких профессий рекомендовано обновлять технику: продавать машину, хотя бы по остаточной стоимости и покупать новый автомобиль. Впрочем, большая часть из перечисленного у кировского таксиста так и остаётся в «списке невыполненных дел» по причине нехватки средств.

Куда уходят деньги?
– Почему я плачу налоги в Кирове, а деньги уходят в другой регион? – задаётся вопросом Андрей Зонов.
Над этим задумываются многие сотрудники, работающие на филиал иногородней компании. Директор ООО «Везёт-Киров» Василий Мясченко считает приход новых компаний на рынок услуг нормальным явлением. Но на вопросы о доли компании «Везёт» на кировском рынке такси, о количестве используемых ими автомобилей и оценки эффективности мобильного приложения Мясченко не ответил, сославшись на коммерческую тайну. Однако вопрос о зависимости кировской филиала компании «Везёт» от ижевских собственников заставил его оживиться:
– Ни в коем случае. Мы единственные среди крупных компаний, кто платит налоги в бюджет Кировской области. Кроме того, наша служба в 2016 году номинирована на лауреата премии «Честный налогоплательщик – 2016», которая будет проходить в Москве. И все наши сотрудники официально зарегистрированы, – уточнил он.
Вопрос директору кировского филиала ООО «Везёт» о процедуре набора сотрудников, состоянии таксопарка и уровне ответственности расставил всё по местам.
– Мы занимаемся лишь информационными услугами, в штате у нас только операторы. В законе прописано, что такое диспетчерская служба, можете почитать и ознакомиться. У нас нет своих машин. Есть арендованные автомобили и таксисты – лицензированные перевозчики, которые оформляют разрешение на данную деятельность перевозки пассажиров, вся ответственность на них. На сегодняшний день нет ни одной службы в городе Кирове, которая брала бы на себя, как вы говорите, какую-то ответственность. Она возлагается на водителя такси, либо на того участника, который выдал ему разрешение, либо где он взял машину в аренду, – поясняет Мясченко.
А кто ответит?

По словам сотрудника кировского представительства службы заказа «СЕМЬсот», в нашем городе нет ни одной службы заказов такси с собственным автопарком. Эта практика в Кирове прекратила своё существование более семи лет назад. Номера служб заказа такси сегодня – рекламный трюк, не имеющий никакого отношения к ответственности за жизнь и здоровье пассажиров. Чтобы работать таксистом, достаточно получить соответствующее разрешение. Такая лицензия выдаётся на пять лет Министерством транспорта или Комитетом по транспорту субъекта РФ.

По мнению председателя кировского профсоюза «Таксист», в законе много слабых мест: нет чётких требований к процедурам технического контроля состояния ТС перед выходом на маршрут и медицинского освидетельствования водителей, а также к квалификации персонала.
В связи с этим Максим Белов предложил создать альтернативу разросшимся информационным бюро в Кирове. Так появилась идея службы заказов такси «Центрально-диспетчерская служба», где будут работать исключительно профессионалы отрасли и исключительно в рамках действующего ФЗ-69 «О такси» и правил ПДД. Впервые речь о создании муниципальной службы зашла 2 июня 2016 года.

Мобильное приглашение

С появлением мобильных приложений необходимость в рациях отпала, исчез контроль графика и навязанных заказов со стороны диспетчера, появилась возможность самому варьировать рабочий график и выбирать стоимость заказа – эти плюсы отмечают многие кировские таксисты. Служба заказов «СЕМЬсот» «таксует» в Кирове более десяти лет. Год назад, практически одновременно с «Сатурн», они первыми запустили в Кирове мобильное приложение и безналичный способ оплаты.
– Для столиц и городов-миллионников, как Москва, Питер, Екатеринбург, мобильное приложение сегодня полностью заменяет услуги оператора. Там клиент одним кликом выбирает по карте наиболее доступный для него автомобиль. Другое дело глубинка, куда всё приходит с опозданием, и где всё новое приживается достаточно долго. Как разовьётся у нас этот же «Яндекс», пока сложно сказать, – рассказывает профсоюзный лидер.
По оценке эксперта, мобильное приложение выгодно только для пассажиров – это плюс экономии в однодневной перспективе. Однако для развития отрасли такси это крах. Белов отмечает, что постоянное снижение тарифов привело к тому, что большая часть таксистов просто не в состоянии должным образом следить за состоянием авто, вкладывать деньги в его своевременную амортизацию.
– Я не понаслышке знаю, как тянут с текущими ремонтами, откладывая их на месяц-другой. А большая часть автомобилей в Кирове всё лето проездила на зимней резине, потому что у них нет денег на новую, – говорит наш собеседник.
Упадок всей сферы постепенно отражается на каждом таксисте, который вынужден работать сверх нормы – по двенадцать-шестнадцать часов в сутки. Отсюда большое число ДТП с участием такси, спровоцированных постоянной усталостью и недосыпом водителей.

А что будет дальше?

Лидер кировского движения «Таксист» считает, что весь рынок такси в Кирове представлен пятью приходящими филиалами диспетчерских компаний – «Сатурн», «Везёт», «Максим» «СЕМЬсот», «Яндекс.Такси» и кировским «Динамит». Говорит, что больше таксистам работать не с кем, так как весь пассажиропоток давно перераспределён. Львиную долю всех заказов в такси забирают операторы службы «Везёт», за ней следуют «Сатурн» и «СЕМЬсот».

В скором времени передел отрасли, и отнюдь не в пользу кировского таксиста, станет причиной исчезновения такси как сферы деятельности. По словам Максима Белова, по большому счёту вымирание профессии таксиста уже состоялось пару лет тому назад.
– Около пяти лет назад в Кирове существовало сорок служб такси, и все уживались. Рынок был сбалансирован, каждый мог заработать, и главное, не в ущерб пассажирам. Сегодня наше общественное движение резко негативно оценивает политику действующих служб заказов, но реальность такова, что всех местных «задушили», и кроме того, как работать с этими участниками рынка, нам ничего не остаётся. Мы готовы терпеть снижение тарифов, штрафы, постоянные блокировки, баны, потому как за неимением альтернативы вынуждены обслуживать заказы этих пяти служб, – говорит глава «Таксист» в Кирове.

Фото:oiss.ru

Все соцсети
Комментарии
57
 
Комментарии (57)
Предложить новость
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!