Небольшая эффективность и стресс для выпускников. Как учителя и родители оценивают введение дистанционного обучения в школах

С 13 апреля все школы Кировской области перейдут на дистанционное обучение из-за распространения коронавируса. В настоящее время школы проводят опрос родителей о наличии технической возможности обучаться онлайн. Если родители младших школьников воспринимают такой формат учёбы как необходимость, то выпускники обеспокоены подготовкой к экзаменам.

С 27 марта на базе Института развития образования региона будет организована серия вебинаров для учителей. Педагоги получат рекомендации по выбору платформ, ресурсов, электронных библиотек, видеоуроков для организации дистанционного обучения. С 5 по 12 апреля пройдёт тестирование всех систем и отработка механизма взаимодействия с каждым учеником и его родителями.

Не 100-процентная готовность

Директор школы №47 Владимир Кодачигов пояснил, что так как в их школе каникулярное время уже использовано (30 дней на учебный год), то с 17 марта дети перешли на дистанционное обучение:
- Мы изучили опыт других регионов и все существующие образовательные платформы, каждый учитель выбрал тот вариант, по которому будет работать. На сайте школы мы создали таблицы по классам и предметам, где публикуем домашнее задание. Допустим, я как учитель биологии даю по теме «Спинной мозг» ссылку на сайт, где можно найти урок, который уже разработан, и домашнее задание.
Школа провела мониторинг технических возможностей, которые есть у каждой семьи. Многие родители отправили детей к бабушкам в сельскую местность, где нет интернета. По словам Владимира Леонидовича, в этой ситуации возможна только работа с учебником.
- Родители жалуются, что у них нет педагогического образования и они давно окончили школу, поэтому испытывают большие трудности при контроле и помощи ребятам. Это первый опыт, мы не были готовы к дистанционной форме обучения на 100%, практически опыт будет нарабатываться путём проб и ошибок, - сказал Кодачигов.

Фото: admkirov.ru
Владимир Леонидович считает, что большой эффективности в дистанционной работе нет, исключением является обучение по «Скайпу», где преподаватель может прочитать лекцию, провести эксперимент и сразу ответить на вопросы, но у школ таких возможностей нет. Кроме того, есть сложности с подготовкой выпускников к экзаменам. В школе по заявлениям родителей проводятся индивидуальные консультации, но дети приходят в масках и сидят на удалении в два метра.
- Со следующей недели мы прекращаем проведение консультаций, ведём их только на удалённом режиме. А дальше покажет время, - подчеркнул Владимир Кодачигов.

Уроки в соцсети

Директор средней школы в посёлке Вахруши Слободского района Игорь Олин пояснил, что у них обучение будет проводиться через соцсеть:
- Соцсеть удобна тем, что можно давать ссылки на видеоролики, прикрепить документы, фотографии, схемы, таблицы. Но не очень удобно в формате контроля за усвоением материала: учителю надо скачивать большой массив информации и потом перепроверять. Поэтому мы решили использовать ресурс Яндекс.Класс: на апрель на него открыли бесплатный доступ. Там есть немало материалов, которыми может воспользоваться учитель, к тому же удобно проводить проверочные работы, результаты по ним система даёт автоматически. Также мы работаем на портале Дневник.ру, где предусмотрены все возможности электронного обучения: есть группы классов, индивидуальные и групповые чаты, возможность давать объявления, информацию, задания.
Игорь Олин заметил, что примерно 95% учеников имеют доступ в интернет с компьютеров, ноутбуков, планшетов или телефонов. С теми, у кого нет выхода в интернет, школа планирует работать индивидуально.
- У таких детей, как правило, есть один хороший знакомый или родственник, у кого есть доступ к интернету. Мы решили, что они через них будут получать задания и выполнять их в рабочей тетради. Затем фотографировать выполненное задание на телефон и отправлять учителю. Конечно, будут сложности, некому будет пояснить, но учителя будут готовить задания так, чтобы ребёнок не забыл полученные навыки, - пояснил Игорь Витальевич.
Игорь Олин отмечает, что дистанционное обучение не позволит выполнить все программы, но обеспечит занятость детей, а педагоги изучат новые форматы работы.
- Многие учителя обеспокоены итоговыми результатами: много уроков пропадает, выпало практически три недели. Дети постарше, выпускные классы, переживают по поводу экзаменов: им нужна направляющая линия со стороны педагогов. Я лично жду от Министерства просвещения РФ отмены всероссийских проверочных работ, которые должны были пройти в апреле. Не вижу смысла в их проведении в более поздний срок, потому что у детей за это время определённые навыки потеряются, систематической подготовки нет, в итоге работы напишут хуже. Во-вторых, необходимо или продлить учебный год или отменить экзамены для девятиклассников и дать им возможность получить аттестат на основании годовых итоговых отметок и поступать спокойно в техникумы и колледжи. С ЕГЭ сложнее: здесь идёт конкурс на поступление, надо будет со сроками решать. Думаю, что в апреле будет дистанционная учёба, а к лету ситуация с коронавирусом решится, - подчеркнул Игорь Витальевич.

Контроль со стороны родителей

Педагог одной из кировских школ рассказала, что у неё как у классного руководителя есть информация о материальном положении семьи, технической оснащённости, о том, где школьник делает уроки.
- Руководство нашей школы всем педагогам и детям рекомендовало завести электронную почту, у меня все данные собраны. Учителя-предметники утром выкладывают или рассылают задания, а я в течение дня у них спрашиваю, какие были поставлены задачи и сроки их выполнения. И в ручном режиме контролирую каждого. Если я знаю, что у моего ученика нет нормального телефона, планшета или ноутбука, то я говорю, когда придти в школу за заданиями по предметам. Их передают на вахте, проход в школу категорически запрещён. Через день нужно принести тетради и сдать их с выполненными упражнениями или тестами.

Фото: pixabay.com
Учитель отмечает, что дистанционный способ обучения не так эффективен, как классически проведённый урок, но самоизоляция - это одна из мер профилактики. При этом она замечает, что из-за вынужденных каникул необходимо продлить учебный год на июнь.
- Конечно, сейчас та самая ситуация, когда в процесс обучения ребёнка должны погрузиться родители, - признаётся педагог. - Наша задача - выдать объём знаний, а как он усвоен, выполнял задание сам ученик, или за него делали родители, или же он искал подсказки в интернете - это уже задача родителя, проконтролировать и понять. Сейчас важна как самодисциплина, так и взаимоотношения в семье.
Ученики сельских школ признаются, что не у всех есть телефоны, с которых можно выполнять домашнее задание онлайн. Но в сельской местности эта проблема решается проще - школа находится в шаговой доступности. Дети могут приходить забирать задания на бумаге, а потом возвращать в школу тетради. А уж об оценке и замечаниях учитель может оповестить по телефону.

Стресс для старшеклассников

Родители младших школьников достаточно спокойно относятся к введению дистанционного обучения. По словам мамы ученицы второго класса Дарьи Орловой, массовое дистанционное обучение - вполне оправданная вынужденная мера.
- Насколько такой формат обучения будет эффективен, сказать сложно. Полагаю, первое время - не очень. Поскольку его эффективность зависит от множества факторов: технических возможностей школ, технических возможностей семей, технических навыков конкретных учителей и банального вопроса привыкания к нему. Потому что я, например, как человек, который впервые в жизни последние полторы недели работает на удалёнке, могу точно сказать, что момент привыкания и перестройки процессов требует определённых усилий. У детей уровень осознанности чуть ниже и, полагаю, для них это будет ещё сложнее, - рассказывает Дарья.
Пока информации о том, как именно будет проходить обучение, не было. Только уточняли, сколько детей в классе имеют компьютеры/ноутбуки и стабильный интернет.
- Я спокойно отнесусь к любому решению - продление каникул, дистанционное обучение, просто выполнение заданий, написанных в электронном дневнике. Потому что, на мой взгляд, для младшей школы всё это не катастрофа. В каких-то вещах родители ещё пока могут помочь, объяснить. Для старших классов, которые готовятся к экзаменам, полагаю, это более стрессовая ситуация. Но здесь, опять же, можно сколько угодно расстраиваться и убиваться. Мы имеем то, что имеем. Вот такая сложилась ситуация, нужно просто на какое-то время под неё подстроиться и попытаться сделать максимум того, что возможно, - считает Дарья.
Ситуация с выпускниками, которым предстоит сдавать экзамены, более напряжённая.
- Очень тревожно за то, как в этом году будут дети сдавать экзамены и как подавать документы в вузы, - рассказывает мама выпускницы 11 класса Алёна Вылегжанина. - Ребёнок занимается дома, но я всё равно считаю, что не так эффективно, как в школе. Да и за месяц вынужденных каникул они распустятся, как потом их настроить на учёбу? Может, всё же разрешили бы заниматься выпускным классам? Ведь сейчас на кону будущее подростков: выбор профессии и поступление в учебные заведения.
Мама ученика девятого класса считает, что дистанционное обучение плохо скажется на образовании детей.
- Мой сын сразу расслабился, для него главная трудность - лень. Но тут всё индивидуально: кто-то из детей может себя организовать, расставить приоритеты, а кто-то использует это время, чтобы погулять, посидеть в торговом центре или «Макдоналдсе». К тому же это скажется на подготовке к экзаменам, учителям придётся проверять, какой уровень знаний ученики получили, находясь на дистанционке, - поделилась кировчанка.
По мнению самого ученика девятого класса, дистанционное обучение – это непродуманное действие.
- Большинство учеников всё спишут, сдадут, получат хорошие оценки и закончат год успешно, - уверен он.
Фото: pixabay.com