Конспект с занятия школы безопасности, которую открыли волонтёры, ведущие поиск пропавших людей.
- Улица
- Дом
- Транспорт
Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» в Кировской области ищет пропавших людей уже три года. За это время в розыске у волонтёров находились 1134 человека, из которых 853 пропали в городской черте. Треть из них – дети. Волонтёры бесплатно проводят занятия для детей и родителей на тему безопасности в городе. Пока ребята проходят познавательный квест, родители слушают лекцию. Мы побывали на одном из первых занятий и выяснили, каким правилам взрослые должны научить детей, чтобы они чувствовали себя комфортно в городской обстановке и знали, как действовать в неожиданной ситуации.
Улица
1. Приучите ребёнка выходить на улицу с заряженным сотовым телефоном. Даже вынести мусор, даже в булочную. Пополните счёт на телефоне и проверьте заряд батареи. Если у ребёнка смартфон, выдайте ещё один телефон – простой, кнопочный.
2. Разъясните главное правило: потерялся – стой на месте, не пытайся «найтись» самостоятельно, никуда не уходи. Просто жди – тебя в любом случае найдут. Исключение: если ты потерялся в малолюдном месте, а совсем рядом территория, где много людей. Тогда выходи к людям, стой и жди.
3. Расскажите ребёнку, что есть три группы людей, к которым можно обращаться за помощью. Первые – полицейские. Вторые – люди в любой форме (продавцы, кассиры, охранники, организаторы мероприятия). Третьи - женщины с ребёнком.
4. Придумайте с ребёнком кодовое слово – необычное, чтобы его нельзя было угадать. К детям подходят на улице, говорят, что мама попросила забрать из школы. Когда ребёнок просит позвонить маме, ему показывают телефон и говорят, что на другом конце провода именно она. Расскажите ребёнку, что в подобной ситуации он обязательно должен спросить кодовое слово. И если человек не может его назвать, значит, ему нельзя верить.
5. «Я позову взрослых, и вам помогут», - таким должен быть ответ вашего ребёнка на любые просьбы о помощи со стороны незнакомых людей. Например, к ребёнку подходит женщина и просит помочь донести продукты. Надо ответить: «Я сейчас позову кого-нибудь из взрослых».
6. Объясните ребёнку, что его могут пытаться увести силой. «Не трогайте меня, я вас не знаю», - научите ребёнка кричать эти слова во весь голос, что есть силы. Репетируйте эту фразу - дети стесняются кричать в опасной ситуации.
7. Выучите с ребёнком ваш номер телефона. Объясните, чтобы звонил вам в любой подозрительной ситуации: если потерялся в торговом центре, если вышел не на той остановке, если за ним долгое время идёт незнакомый человек.
8. Убедитесь, что ребёнок знает ФИО всех членов семьи, которые живут с ним в одной квартире.
9. Путь от дома до школы и обратно должен быть безопасным: никаких заброшенных домов и участков. Проложите маршрут вместе, выберите дорогу, где всегда есть люди. Пусть этот путь будет не коротким, но безопасным.
Дом
10. Разъясните, кто «свой», а кто «чужой». Перечислите вместе, кого можно назвать «своими» - это могут быть близкие друзья или родственники. Все остальные – «чужие».
11. Договоритесь с ребёнком: если он идёт по тёмному подъезду, безлюдной улице или едет в лифте один, – он звонит вам и рассказывает, что делает и что видит.
12. Запишите с ребёнком телефон полиции 02 и телефоны соседей.
13. Напомните детям, что злоумышленники часто переодеваются в форму врачей и полицейских. Если за дверью люди представляются кем-то из них, «сантехником» или «почтальоном», ребёнок прежде всего должен позвонить вам. И опять-таки поможет кодовое слово – если «гость» не назовёт его, значит, он чужой. Ни в коем случае не открывать дверь, даже если стучат очень настойчиво.
Транспорт
14. Обсудите правила поведения в транспорте: если ребёнок проехал нужную остановку – он сразу звонит вам. Если телефон не работает – надо обратиться к кондуктору: по инструкции он обязан помочь маленькому пассажиру. В случае, если ребёнок уже вышел на незнакомой остановке, надо найти женщину с ребёнком и попросить о помощи.
15. Объясните, что если ребёнок не успеет сесть в автобус вслед за родителями и останется один на остановке, - пусть на ней и остаётся – вы за ним обязательно вернётесь.
16. Случается, что ребёнок сел в автобус, а мама не успела. Расскажите, что нужно выйти на следующей же остановке и ждать маму.
Порой достаточно простого разговора за чаем, чтобы ребёнок всё усвоил. А ещё лучше напоминать детям эти правила регулярно, чтобы в неожиданной ситуации ребёнок сразу вспомнил, «что говорила мама (папа)» по этому поводу. Записаться на занятия в поисково-спасательный отряд можно в группе Вконтакте «Поисковой отряд «Лиза Алерт» Киров».
Из 1134 человек, которых волонтёрам отряда «Лиза Алерт» пришлось разыскивать, 1022 были найдены.