«Научиться жить в мире взрослых - то ещё испытание». Как распознать суицидальное поведение у подростков

В Кировской области в два раза выросло число детских суицидов. В 2019 году девять детей в регионе совершили самоубийство, в то время как в 2018 году было четыре случая. Большинство погибших - девушки 14-15 лет. Мы поговорили со специалистами и узнали, как распознать, что у вашего ребёнка есть проблемы, и какие меры профилактики принимаются.

В этом году четыре случая суицида произошло в Кирове, два - в Советском районе, по одному – в Кумёнском, Свечинском и Юрьянском. Никто из погибших не наблюдался у врача-психиатра.
Согласно докладу детского омбудсмена Владимира Шабардина, причинами самоубийств в 2019 году стали неразделённая любовь, нарушение взаимоотношений со сверстниками, конфликты, которые привели к глубокому внутреннему кризису. Также к попыткам суицида приводят конфликты с родителями, длительные стрессовые ситуации, вызванные проблемами в выстраивании коммуникации и демонстративное поведение.
В 2019 году подростки предприняли 46 попыток самоубийства, причём в 30 случаях дети пытались таким образом шантажировать своих близких и привлечь их внимание. В 2018 году было зарегистрировано 37 суицидальных попыток. Всем детям была оказана помощь психиатров и психотерапевтов.
В прошлом году были зафиксированы повторные суицидальные попытки: два случая - у подростков с поведенческими расстройствами и у одного несовершеннолетнего с психическим заболеванием.
По словам Владимира Шабардина, несмотря на проводимую профилактическую работу, проблемы остаются. В частности, не все родители придают серьёзное значение демонстративно-шантажному поведению детей и не обращаются к профильным специалистам из-за страха предать огласке случай, произошедший в семье. Кроме того, в регионе недостаточно специалистов для работы с ребёнком-суицидентом, его семьёй и социальным окружением, а также с детьми с поведенческими расстройствами.

«Не дети, но ещё не взрослые»

Клинический психолог Надежда Бушмелева замечает, что подростки (возраст от 12 до 18 лет) - уже не дети, но ещё не взрослые. В этот период характерными чертами являются эмоциональная неустойчивость, чувствительность к оценке посторонних, категоричность в суждениях, импульсивность, шкала состояний от застенчивости до недетской жестокости.
По словам Надежды Бушмелевой, главной задача подросткового периода является отделение от родителей - сначала психологическое, а затем физическое (проживание отдельно от родителей). Эта сепарация должна проходить постепенно и безболезненно, но так будет только в том случае, «если семейная система, в которой живёт подросток конструктивна и основана на взаимоуважении». Также подросткам предстоит научиться жить в мире взрослых.
- Все эти ребусы сваливаются на голову неокрепшей личности в тот самый период, когда ребёнок пытается познать самого себя, узнать свои сильные и слабые стороны, научиться взаимодействовать с этим миром, не всегда положительно настроенным к подростку. Выдержать оценочные факторы своего «внутреннего критика» и требовательных взрослых, прожить все стадии первой любви и не разочароваться в этом бренном мире - то ещё испытание. И, конечно, начать поиск смысла жизни. Одним словом, всех подвигов подросткового периода могло бы хватить на сотню героических жизней, а это всё предстоит прожить всего лишь за какие-то шесть лет отрочества! - подчёркивает психолог.

Буллинг или конфликт с родителями


Суицид - одна из крайних форм девиантного поведения и чаще всего является следствием социально-психологической неприспособленности личности подростка в условиях переживаемого внутриличностного или межличностного конфликта.
По словам психолога, причиной суицидального поведения может стать любое психотравмирующее событие: школьный буллинг (травля - прим. ред.) или первая неразделённая любовь, скандал с родителями или конфликт с учителями. Чаще всего о суициде думают подростки с проявлениями депрессии, и для взрослых это должно стать сигналом для оказания помощи. Помимо депрессии в подростковом возрасте почвой для суицидального поведения могут стать употребление алкоголя, наркотиков, асоциальный образ жизни, психические заболевания.
- Многие исследователи суицидального поведения подростков отмечают наличие определённых черт характера. Например, демонстративные личности, заявляя о суициде, хотят привлечь внимание родителей или значимых для себя людей. В любом случае это запрос любви и заботы, но в очень крайней, социально неодобряемой форме. Такие демонстративные личности часто встречаются среди девочек, к тому же они эмоциональны, чувствительны к критике и часто манипулируют взрослыми, эксплуатируя суицидальную тему для достижения тех или иных целей. В виду функциональной и психологической незрелости они часто недооценивают опасность своих действий, и попытки напугать взрослых и привлечь внимание к себе оборачиваются трагедией, - отмечает Надежда Бушмелева.

Как помочь?

У психологов есть профессиональные тесты, с помощью которых можно определить наличие суицидальных наклонностей у подростка. Однако не каждый ребёнок готов просить у родителей помощи специалистов, поэтому взрослым необходимо быть внимательными к своим детям и знать следующие признаки предсуицидальных состояний:
Если вы заметили эти признаки, следует обратиться к профессиональному психотерапевту, который оценит степень суицидального настроя и окажет помощь. В таких случаях специалисты работают не только с самим подростком, но и с родителями с соблюдением всех принципов конфиденциальности. Они вместе пытаются улучшить взаимоотношения между ребёнком и родителями, дают навыки решения внутрисемейных проблем, коммуникации и воспитания, помогают выйти из кризиса, который стал триггером (провоцирующее событие - прим. ред.) суицидальной попытки.
Надежда Бушмелева советует родителям при наличии суицидальных признаков у подростка проговорить с ним следующие темы:
Надежда обращает внимание, что проблему можно решить только при тесном сотрудничестве между ребёнком, родителями и командой специалистов, занимающихся лечением или оказанием психологической помощи.

Семье некуда обратиться


Владимир Шабардин обратил внимание на то, что в регионе остро стоит проблема нехватки школьных психологов. В основном специалисты сосредоточены в Кирове, в прошлом году в пяти районах их не было вообще. Если семья заметит, что у ребёнка есть проблемы, то ей просто некуда будет обратиться. Родителям придётся ехать в Киров или обращаться в учреждения социального обслуживания, где есть свои психологи, но в образовании они тоже должны быть, уверен детский омбудсмен.
В настоящее время без психологической помощи остаются более 27 тысяч детей, это практически одна пятая часть всех школьников. В основном это дети, обучающиеся в сельских школах.
Большинство психологов работают не на полную ставку, также ими по совместительству становятся классные руководители или учителя-предметники.
- Как правило, психологи оказывают консультативную помощь по учебным проблемам - поступление в первый и пятый классы, выпуск из девятых и одиннадцатых классов. Также они тестируют что-то для учителей, но именно в разрезе учёбы, а не психологических проблем, - пояснил Владимир Валерьевич.
Шабардин добавил, что проблема сдвигается с мёртвой точки, но медленными темпами: в 2019 году было открыто семь ставок психологов. Однако этих специалистов всё равно недостаточно.
- Нехватка психологов - это одна из самых больших проблем. Данные по суицидам в последние годы подтверждают, что у детей есть проблемы и что нужно усиливать работу в этом направлении, - подчёркивает детский омбудсмен.
По словам Владимира Шабардина, о востребованности специалистов говорит работа психологической службы, которая была организована на базе детского дома «Надежда» на средства федерального гранта. В течение 2019 года было проведено более 20 тысяч консультаций педагогов, психологов, дефектологов и иных специалистов для родителей по вопросам воспитания детей. Несмотря на то, что служба завершила свою работу 31 декабря, обращения от родителей продолжают поступать.
- Мы понимаем, что найти 600 психологов, даже 300-400, нереально из-за нехватки финансирования и квалифицированных специалистов, - добавляет Владимир Шабардин. - Поэтому нужно искать другие пути, в частности, создавать межшкольные психологические центры. Это позволит выделить на район хотя бы двух психологов, которые бы работали по школам этого муниципалитета. К созданию служб можно подключить Институт образования, который бы готовил тестовые материалы, а на местах их бы только проводили. Эти контрольные работы должны быть проведены одинаково, чтобы выяснить, в какой школе обстановка спокойная, а в какой есть проблема. Потом сильные районные психологи работали бы в этой школе отдельно и выясняли, есть ли ситуация травли или изолированности у определённых детей.
Детский омбудсмен считает, что работа психологической службы должна быть направлена на предупреждение и выявление конфликта и его причин между учениками, между школьниками и педагогами, а также на выработку путей примирения участников и недопущению повторения ситуации в будущем.
Фото: pixabay.com