Наркотики не считаются ни с возрастом, ни с профессией: интервью с наркодилерами, отбывающими наказание в исправительной колонии № 11

Доступность наркотиков для молодёжи – настоящий бич XXI века. Чаще всего лёгкой добычей наркоторговцев становятся молодые люди, которые гонятся за «быстрыми деньгами» или готовы на всё «из интереса». И для того чтобы «подсесть» на запрещённые вещества, не обязательно их употреблять, достаточно стать закладчиком или распространять их через онлайн-площадки.
Чтобы выяснить, в какую цену обходятся роковые ошибки и что за этим стоит, журналист портала Свойкировский Татьяна Пушкарёва отправилась в кирово-чепецкую колонию строгого режима, чтобы предостеречь молодых людей от неоправданного шага, который может разрушить их судьбу и судьбу близких им людей. Как оказалось, наркотики не считаются ни с возрастом, ни с профессией и могут затянуть в «яму» не только маргиналов, но и вполне благополучных людей.

Ситуация со сбытом наркотиков в Кировской области

В Кировской области, по данным полиции за 2022 год, количество наркозависимых составляет 45,1 на 100 тысяч населения. Это на 1,3 % ниже аналогичного показателя 2021 года, в 3,4 раза ниже, чем в целом по стране и в 3,3 раза ниже, чем в ПФО. За 2023 год выявили 1348 наркопреступлений. Это на 30 % больше, чем годом ранее, сообщили порталу Свойкировский в УМВД России по Кировской области. Кроме того, правоохранители изъяли свыше 300 кг наркотиков, нашли четыре нарколаборатории и заблокировали 563 интернет-сайта со сбытом запрещённых веществ.

«Платят много, но это очень грязные деньги»

В исправительной колонии нам удалось пообщаться с тремя молодыми людьми разного возраста и разных профессий. Всех их объединяет одно – плата в виде тюремного срока и раскаяние.

Михаил, бывший страховой агент:

Мне 30 лет. Я получил высшее образование в госуниверситете, учился на бакалавриате и в магистратуре. Потом ушёл в армию, вернулся и начал работать страховым агентом. Семья полная, есть младший брат. В жизни всё было хорошо: друзья, девушка, родители, но, видимо, мне захотелось острых ощущений или любопытство заело. Сам нашёл на сайте объявление, никто меня в это не втягивал, и начал заниматься этим делом. Поймали достаточно быстро, спустя месяц. Дали пять лет. Я отсидел 2,5 года. В целом это того вообще не стоит, сколько бы денег ни платили. Платят много, да, но это лёгкие и грязные деньги. Как легко получаются, также легко тратятся. В содеянном я раскаялся, вину признал, из-за этого срок небольшой.

Я был обычным закладчиком, мой куратор, который был закреплён за городом или за каким-то районом, давал мне задания, координаты большой закладки, я её поднимал, раскладывал по городу в нескольких местах. В основном это были тяжёлые синтетические наркотики. После сообщал ему в мессенджере или по почте – неважно, как он скажет. Сколько обещали, столько мне и платили, никаких обманов не было. Вначале это было ради интереса, а когда заплатили, то ради денег. Мысль употребить наркотики меня не посещала. Большие деньги я получал как раз за риск. Я не понимал, какой может быть расплата.

Ты попадаешь в колонию на достаточно большой срок, неважно – пять-десять лет, два-три года, изолируешься от общества, пропускаешь всю жизнь, которая происходит с твоей семьёй, друзьями, останавливаешься в развитии. Понятно, в тюрьме есть возможности самообразовываться, получать профессии, но ты отсекаешься от большого числа информационных потоков. Самое сложное в тюрьме – не деградировать. Если вы вступили в эту цепочку, выходы есть: можно просто удалить учётную запись на интернет-площадке. Вас могут найти, если устройство было зарегистрировано через паспорт, но опять же, если у вас на руках нет никакого вещества, можно просто сказать: «Я отказываюсь».


Дмитрий, основатель собственной компании по оптовой продаже рыбы и морепродуктов

Мне 27 лет. На момент своего задержания я работал генеральным директором компании. Занимался оптовой продажей рыбы и морепродуктов в рестораны Кирова и на российский рынок. Настал 2019 год, появился коронавирус, надо было платить зарплату сотрудникам, за аренду помещения, дебиторская, кредиторская задолженность – требовались большие деньги. У меня семья, надо обеспечивать, платить ипотеку. Это и подтолкнуло меня к радикальному решению. Многие, кто этим (наркотиками. – Прим. ред.) занимается, считают, что они самые умные и у них всегда всё получится.

Думаю, всё начинается с круга общения. Правду говорят, что тяжёлые наркотики являются трамплином. Я был потребителем, синтетические наркотики не употреблял, но определённое вещество покупал. Когда заходишь на эти интернет-площадки, видишь там предложения о работе – таким путём узнал, что можно заработать большие деньги в очень короткий срок. Я решил быть производителем и около полугода варил запрещённое вещество в загородном доме, продавал в магазине через интернет-площадку, которая работала на тот момент. Меня задержали в загородном доме: попросили переставить «Газель», я вышел, и передо мной останавливается другая «Газель», выскакивает спецназ, меня сажают в машину.

Мне дали 7 лет, отсидел я 2,3 года. Раскаяние пришло не сразу. Сначала было сожаление о том, что ты сделал, а раскаяние пришло, когда я увидел здесь людей, которые являются основными потребителями. Видишь, во что они превращаются. Синтетические наркотики действительно приводят к большой деградации, девиантному поведению. В колонии у меня появились мысли, что если что-то запрещают на законодательном уровне, значит, тому есть основание. Разложение морального статуса общества влияет на состояние всего общества. Но начинаешь это видеть, когда попадаешь в этот концентрированный котёл. Конечно, эти деньги не стоили того. Когда ты далеко от семьи, твоя дочь растёт, а ты не видишь это. Когда моя семья узнала, чем я занимался, они были шокированы.


Андрей, работал тренером в спортшколе

Мне 26 лет. Учился в университете на спортфаке, работал тренером в спортшколе, занимался греко-римской борьбой. Надо было заработать денег, поэтому стал заниматься наркотиками. Нашёл сайт в интернете, связался с администратором площадки, открыл магазин в интернете, покупал наркотики, чтобы продавать в Кирове. Также я делал закладки. Проработал магазин два месяца. Мне дали восемь лет, я отсидел около семи месяцев. Меня задержали на дороге, когда я ехал на машине. Эти деньги не стоят того, чтобы разрушить свою жизнь.


Без алкоголя и наркотиков: курс адаптации к жизни

В исправительной колонии № 11 отбывают наказание не только сбытчики наркотиков, но и те, кто их употреблял на свободе. Именно для этой категории осуждённых в 2018 году начала работать ведомственная программа – курс адаптации к жизни без вредных привычек. С зависимыми работают психологи, медицинские и социальные работники, начальники отрядов, врачи-наркологи, психотерапевты.

Участие в программе добровольное, занятия проходят с понедельника по пятницу в форме лекций, психологических тренингов, встреч с представителями духовенства. Во время занятий осуждённые смотрят профилактические фильмы и обсуждают их, участвуют в психокоррекционных мероприятиях, например, «Как сказать «НЕТ» зависимости», проходят упражнения по коррекции: рисуют, взаимодействуют друг с другом, обсуждают, какие есть выходы из ситуации стресса, как отказать людям, которые затягивают в зависимость.




Истории этих молодых людей на примере показывают, что если есть преступление, значит, обязательно будет и наказание. Первый герой материала за месяц занятия распространением наркотиков проведёт в колонии пять лет. Второй за полгода – семь лет, а третий за два месяца выйдет на свободу только через восемь лет. Стоят ли лёгкие деньги потраченных лет за решёткой?

Фото: УФСИН России по Кировской области