«Надо слишком много знать, чтобы ляпнуть такое». Свидетель отказался от части показаний по делу Быкова

На суде по уголовному делу в отношении бывшего мэра Кирова Владимира Быкова допросили бывшего председателя Контрольно-счётной палаты города Татьяну Харину и бывшего замглавы администрации Александра Преснецова. Свидетели дали пояснения по эпизоду с закупкой печного топлива для АТП.

Кто контролировал АТП

Татьяна Харина возглавляла КСП с 2012 по 2017 годы. По её словам, круг деятельности Палаты ограничивается проверкой расходования бюджетных средств и использования муниципального имущества. Свидетель пояснила, что ежегодно составлялся план проверок, свои предложения в него могли внести депутаты и глава города. Прокурор уточнил, поступали ли с 2014 по 2016 годы такие предложения. Харина ответила отрицательно.

Татьяна Харина. Фото: newsler.ru
Гособвинителя интересовали проверки в отношении акционерных обществ, учредителями которых был муниципалитет. Татьяна Харина рассказала, что муниципальным имуществом в акционерных обществах являются только акции, КСП может проверять только их движение. А бюджетные средства АО практически не выделяются, поэтому аудиторы не проверяли АТП.
Прокуратура уточнила, могла ли КСП проверить траты АТП на закупку печного топлива. Татьяна Харина пояснила, что на эти цели были потрачены внебюджетные средства, что не входит в компетенцию Палаты.
– В соответствии с законом весь контроль акционерных обществ организует собственник путём создания ревизионной комиссии, которая ежегодно даёт заключения, – пояснила Харина.
Адвокат Александр Фомин отметил, что Владимира Быкова, в частности, обвиняют «в ненаправлении предложений и запросов о проведении контрольных мероприятий в АТП для включения в годовой план деятельности КСП». Поэтому он спросил у свидетеля, какие запросы в отношении АТП можно было включить в план проверки. Татьяна Харина ответила, что в полномочия КСП входит только проверка движения акций.

Указаний от Быкова не было

Следующим допросили Александра Преснецова, который был заместителем главы администрации Кирова с мая 2006-го по январь 2015 года. Он курировал сферу строительства и входил в состав совета директоров АТП, когда предприятие закупало печное топливо.

Александр Преснецов. Фото: progorod43.ru
На суде Преснецов заявил, что Владимир Быков не давал ему прямых указаний, но подобные поручения могли идти через главу администрации, однако конкретных примеров он не смог назвать. Свидетель заявил, что у него нет информации о том, оказывал ли Владимир Быков влияние на глав администраций Дмитрия Драного и Александра Перескокова.
Тогда гособвинитель спросил о работе в совете директоров АТП. Александр Преснецов пояснил, что представители мэрии работали по директивам, которые выдавал глава администрации. В них было указано, за какое решение необходимо голосовать.
Гособвинитель спросил, в каких отношениях депутат Сергей Медовиков, который входил в состав совета директоров, был с Быковым и оказывал ли глава города на него влияние. Преснецов заявил, что знает только о рабочих отношениях.

Изменчивые показания

Прокурор зачитал показания, которые свидетель давал во время следствия в феврале 2020 года, так как в них более подробная информация. Так, Преснецов рассказывал, что совет директоров должен был согласовывать заключение крупных сделок. Но из-за большой капитализации АТП заключавшиеся договоры не подпадали под понятие крупных сделок.
– Члены совета директоров АТП, являвшиеся сотрудниками администрации, голосовали по директиве главы администрации, – зачитал показания Преснецова прокурор. – При этом Быков как глава города Кирова мог оказать влияние на главу администрации города с целью принять директиву о голосовании в необходимом Быкову порядке. Кроме того, члены совета директоров Медовиков, Никулин были подконтрольны Быкову как депутаты Думы, его ставленники. Мне было известно, что Медовиков имел доверительные отношения с Быковым. Также я часто видел Чичибабина в приёмной Быкова.

Фото: Свойкировский.рф
Прокурор спросил у свидетеля, подтверждает ли он эти показания. Александр Преснецов отказался от слова «ставленники» и от того, что между Медовиковым и Быковым были доверительные отношения. Гособвинитель заметил, что в допросе указаны лишь предположения свидетеля.
Адвокат Александр Фомин спросил, не сложилось ли у свидетеля впечатление, что при допросе следователь «хочет внести в протокол то, что ему надо».
– Я этот протокол подписал, – подчеркнул Преснецов. – Человеку в определённых ситуациях иногда свойственно по верхушкам скакать и не дочитывать то, что необходимо. По поводу фразы «ставленники», это надо слишком много знать, чтобы ляпнуть вот такое. Но если я не знаю, это не моё слово.
Свидетель также добавил, что Владимир Быков никогда лично не оказывал на него давление.

За сколько продали участок в парке Победы

После окончания допроса свидетель прокуратуры продолжила изучение письменных доказательств. Были озвучены протоколы обысков в Росреестре, администрации по поводу махинаций с землёй в парке Победы. На суде были представлены договоры аренды участка «Кировским заводом охотничьего и рыболовного снаряжения» (КЗОРС), разрешения на строительство спортивных объектов на этой территории, на ввод строений в эксплуатацию, протокол публичных слушаний по изменению функциональной зоны, а также договор о продаже участка за 338 тысяч рублей. Прокурор зачитал, как была рассчитана выкупная цена – 20% от кадастровой стоимости (она составляла 1,6 млн рублей).
В 2017 году было образовано три участка. Один из них завод продал «Кировспецмонтажу» (КСМ) за 7,6 млн рублей, два остальных – подконтрольной фирме ООО «8К» за 500 тысяч рублей. Затем последняя перепродала землю совладельцам КСМ Павлу и Никите Мироновым за 119,3 млн рублей.
Фото на главной: Свойкировский.рф