«Мы не имеем права не пускать человека в автобус»: почему кировчане носят маски магазинах, но забывают о них в общественном транспорте

В России с 28 октября ввели всеобщий масочный режим. А в Кировской области с конца сентября полиция и Роспотребнадзор начали проводить рейды и напоминать (нередко выписанными протоколами) жителям и организациям о необходимости ношения масок. Свойкировский поговорил с представителями различных предприятий о том, насколько эти меры оказались действенными.

У покупателей есть мотивация носить маски

Представитель одной из торговых сетей, пожелавший остаться анонимным, рассказал, что в большинстве своём жители Кирова адекватно отнеслись к ужесточению масочного режима. Порядка 80% посетителей магазинов самостоятельно вспоминают о мерах предосторожности. Другим помогают плакаты и звуковые оповещения. Единицы надевают маски только после того, как их попросят продавцы или охранники.

– Было пару случаев, когда покупатели бузили, создавали напряжение, но всё обходилось, – рассказал представитель ритейлера. – Наши сотрудники проинструктированы на этот счёт: нарушителей режима не обслуживают, при необходимости вызывают полицию.

Руководитель отдела маркетинга группы компаний «Культура гостеприимства» Наталья Червякова обратила внимание на то, что летом лишь небольшое количество людей надевало маски, заходя в кафе. Так, впрочем, было и в любых других местах.

– Сейчас мы начали контролировать посетителей сами, разместили наклейки о том, что без масок вход запрещён, – отмечает Наталья. – Гости с пониманием отнеслись к этому. Очень многие сами при входе надевают маски и на наши просьбы реагируют положительно. Уровень осознанности повысился значительно.

Также Наталья Червякова обратила внимание на то, что в кафе ещё ни разу не доходило до конфликта на этой почве. А что касается сотрудников заведений, то они спокойно отнеслись к новым требованиям, так как привыкли соблюдать многочисленные санитарные требования, которые действовали и до пандемии.

Посетители торговых центров в большинстве своём также реагируют вполне спокойно на необходимость ношения масок. Управляющий ТЦ «ЦУМ» Наталья Чертищева отметила, что последнее постановление даёт о себе знать: люди стали более сознательными.

– 99,9% посетителей заходят в наш ТЦ в масках, – рассказала Наталья Чертищева. – Но всё равно у каждого входа дополнительно выставлен сотрудник службы порядка, который напоминает о правилах безопасного пребывания в ЦУМе. На всех входных зонах о масочном режиме и социальной дистанции напоминают постеры, по внутреннему радио и на светодиодном экране также регулярно транслируются ролики про безопасность нахождения в ТЦ. По всему ТЦ нанесли дистанционную разметку на полу и установили санитайзеры с антисептиками для посетителей. Арендаторы оборудовали свои магазины лампами обеззараживания воздуха, а лампы-рециркуляторы вы можете увидеть и в коридорах торговых галерей. Клининговая служба занимается санобработкой поверхностей каждый час.

Большое влияние на соблюдение масочного режима оказывает и тот факт, что в магазинах не обслуживают клиентов без средств защиты.


«Никто не может донести мысль до пассажиров»

Противоположная ситуация разворачивается в сфере пассажироперевозок. Если кондукторы и водители стали более ответственно подходить к вопросу ношения индивидуальных средств защиты, то пассажиры всё ещё пренебрегают ими.

Генеральный директор АО «АТП» Денис Пырлог рассказал, что на предприятии с самого начала пандемии соблюдался масочный режим. Правда, весной значительная часть кондукторов пренебрегала им, о чём давали знать результаты проверок.

– На сегодняшний день ни одного сотрудника мы не выявляем без маски, – подчеркнул Денис Пырлог, – а проверки проводим достаточно часто. Проверяем в том числе качество дезинфекции салонов и троллейбусов. Под эти цели у нас заточена контрольно-ревизорская служба, также занимаемся наблюдением при помощи камер, которые установлены в некоторых автобусах и троллейбусах. Эту же работу проводит служба безопасности дорожного движения.

Что касается пассажиров, то здесь ситуация оставляет желать лучшего. По словам гендиректора АТП, около 60% всё-таки не соблюдают масочный режим, несмотря на то, что на входах в салоны транспортных средств висят предупреждения, а кондукторы регулярно напоминают об этом. Как отметил Денис Пырлог, предприятие не может повлиять на пассажиров. Те могут понять, что нужно соблюдать масочный режим, «только через собственный карман».

– Можно хоть сколько наказывать водителей, кондукторов и меня, но никто из нас не сможет донести эту мысль до пассажиров, – считает Пырлог. – Я считаю, что сотрудники полиции должны ежедневно ездить на автобусах и троллейбусах и выявлять таких нарушителей. Ведь мы не имеем ни морального, ни юридического права не пускать человека в автобус. Остановить движение транспорта тоже не можем. В итоге дойдёт до конфликта, и в этом конфликте всегда будем виноваты мы.

По мнению руководителя АТП, на предприятие переложили ответственность компетентных органов – полиции и Роспотребнадзора. Пырлог считает, что нужно присмотреться к опыту Москвы и Казани, где за время пандемии «сотни миллионов [рублей] государство на этих штрафах заработало». Денис Пырлог рассказал, что предприятие направило письма в Роспотребнадзор и МВД с просьбой ориентировать сотрудников на выявление нарушителей среди пассажиров, а не работников сферы, но ответов пока не получило.

Фото: Свойкировский.рф