Татьяна Котвицкая - театральный режиссёр. Много лет она преподавала в Вятском колледже культуры и проводила городские праздники и фестивали. Когда всё это надоело и захотелось искусства, она уехала в Сибирь ставить спектакли. Потом вернулась в Киров: ей предложили должность мечты - замдиректор в Драмтеатре, но через полтора года не продлили контракт. Подходящей работы здесь больше не было, и тогда Татьяна создала свой театр.
- Театр без труппы
- «Ненормальная» профессия
- Театр для людей
- «Чтоб душу выворачивало»
Театр без труппы
Сейчас «Театр 43» - это что-то похожее на театральный коворкинг. На его сцене выступают разные театральные коллективы и разные артисты.
- Мы соседствуем с центром «Кактус» (учебный театр - прим. ред.) Кати Лучниковой. Она здесь репетирует, проводит занятия, показывает спектакли. Тоже самое с проектом «Лайфтеатр». Мы просто называемся камерный «Театр 43», но у нас тут разные люди, - рассказывает Татьяна. - Со своими постановками или творческими вечерами выступают артисты разных театров. Например, Ваня Шевелев, актёр Драмтеатра, у него есть моноспектакль, и он его здесь играет. Женя Лютиков из «Театра на Спасской» у нас проводил несколько поэтических вечеров.
Здесь также создаются проекты, которые объединяют артистов разных театров. Например, в январе проходили «Волшебные сказки у рождественской ели», где актёры Драмтеатра и «Театра на Спасской» каждую неделю читали гостям что-то доброе и вдохновляющее. Татьяна считает важным, что её театр, как миротворец, объединил талантливых людей города и собрал их в одном месте.
Режиссёр мечтает, что в будущем это место станет театром в полном смысле этого слова - с репертуаром, труппой, штатным художником.
- Пока мы до театра в классическом его понимании не доросли, но проблема только в финансовой составляющей. Сейчас мы можем работать с артистами либо на взаимовыгодных, либо на гонорарных условиях. Конечно, мне бы хотелось, чтобы у меня была труппа и не было головной боли, с кем ставить [спектакли]. Потому что когда я отрываю актёров с их основной работы, естественно, им это приносит дискомфорт, им приходится разрываться. Поэтому театр без труппы - это не концепция, это просто безысходность.
«Ненормальная» профессия
Родители Татьяны с театром никак не связаны: мама работала связистом, отец - инженером, а тётя и вовсе была крановщиком. Увлечение дочери они долгое время не понимали и даже смеялись над ним. Татьяне говорили: «Когда ты уже выучишься на нормальную профессию и пойдёшь работать?»
- Мне иногда даже обидно бывает от того, как моя семья относится к моей работе. Говорят: «Че, театр открыла? Ну ладно, а что на ужин сегодня будет у тебя?» Когда говорю, что я устала, они не очень понимают. То есть такое ощущение, как будто ты вагон картошки разгрузила: устала и устала, бог с тобой.
Татьяна считает, что, возможно, такое отношение родителей к её работе - это нормально и даже хорошо на неё влияет. «Зато у меня короны нет на голове. Никакой», - говорит она.
Татьяна Котвицкая
11 классов Татьяна окончила в 16 лет, а выглядела она тогда и вовсе на 12. «Маленький мамин ребёнок», - говорит о себе режиссёр. Учиться в театральное в Москву мать не отпустила - «большой город, общежитие, сиди дома». В итоге девушку отправили в Киров - от Печоры, где выросла режиссёр, город находится недалеко. Здесь Татьяна училась на журналиста, пока не узнала о существовании колледжа культуры, куда потом и поступила. Получив первый диплом, девушка уехала учиться в Челябинск, а когда вернулась в Киров, стала преподавать в колледже. В нём она проработала пять лет, одновременно организовывая крупные городские праздники.
- 9 мая, «Истобенский огурец», «Всемирные сказочные игры на Вятке» - это всё было моё. На одном из мероприятий министр культуры меня заметил и благословил на должность придворного режиссёра, возложив на мои юные плечи все эти фестивали и праздники правительственные.
Всё это закончилось, когда у Татьяны случился творческий кризис. Она поняла, что выдохлась и больше никогда не хочет организовывать праздники:
- Я переросла это. Мне хотелось искусства, хотелось творить.
И Татьяна уехала на Север. Пока работала и жила там, заочно отучилась на театрального режиссёра в Москве, у Константина Райкина. Возвращаться в Киров она не планировала, так как была уверена, что уехала окончательно: «с котами, вещами, семьёй». Но спустя два года ей предложили стать замдиректора в Кировском драмтеатре.
- Это был такой переломный момент. Я думала, возвращаться в Киров или не возвращаться. Я, вроде бы, навсегда уехала. А именно этот театр меня всегда манил. Бывает такое у нас, у режиссёров, что ты начинаешь работать и понимаешь, что это взаимная любовь, это моя сцена.
И она решилась: собрала вещи, семью, котов и вернулась. Через полтора года рабочий контракт с Драмтеатром закончился, а новое руководство решило его не продлевать.
- Я поняла, что надо что-то делать, а нечего. В Драмтеатр не вернуться, потому что там только две ставки режиссёра, они заняты, и ты на это место никогда не попадёшь. В ТЮЗе вообще не берут местных режиссёров - они их за режиссёров не считают, работают только с приезжими. Кукольный - это вообще своя жизнь, отдельная.
Тогда Татьяна поняла, что раз работать молодому режиссёру здесь негде, нужно создавать что-то своё. И открыла театр.
Театр для людей
Татьяна хочет, чтобы её театр был максимально близок к зрителю. Она считает, это то, что уже отличает его от «Драмы» и ТЮЗа. В камерном театре действие происходит рядом с тобой, тебя не разделяет с актёрами сценический подмосток, кулисы, занавес. Зрители - это соучастники, и от этого их переживания становятся намного сильнее и мощнее.
В своих работах Татьяна использует некоторые приёмы иммерсивного театра. Например, на читке американской комедии «Однорукий из Спокана», которую показывали к Хэллоуину, зрители сидели в центре зала, а всё действие происходило вокруг них. В зале было темно, работала только красная подсветка.
- Они сидят на этом пятаке, и всё действие с отрубленными руками происходит вокруг них. У зрителей был небольшой шок. Они стали задавать вопросы: «А почему так? Мы что тоже были пленниками?» То есть людей это интригует, людям это нравится.
Когда в театре читали «Волшебные сказки у рождественской ели», на пол стелили мягкий ковёр и раскидывали подушки. Зрители могли лежать и слушать артистов. А ещё там пахло ванилью и корицей, чтобы гости театра могли чувствовать аромат Рождества и Нового года, когда приходили на сказки.
- Мне хочется, чтобы это было некое интимное пространство. Мне нравится, чтобы зрители сидели в полумраке, чтобы им было уютно, чтобы они не были видны, как на ладони. Чтобы они не просто смотрели, а были соучастниками и переживали все эмоции вместе с актёрами.
Ещё один необычный для Кирова формат, который практикуют в «Театре 43», - интерактивный бэби-театр. Он предназначен для малышей от месяца до двух лет и их родителей. Каждая постановка проходит так: в театре обустраивается декорационное пространство, где актёр вместе с детьми создаёт историю. То есть малыши становятся участниками, а родители смотрят, как их ребёнок что-то делает, чтобы спектакль состоялся - например, помогает ёжику найти яблочки.
«Чтоб душу выворачивало»
В камерном «Театре 43» кроме постановок и творческих вечеров проходят занятия по актёрскому мастерству, ораторскому искусству и речи, театральной режиссуре, есть курс «Йога и театр» и художественные мастер-классы.
Театральные направления «Театра 43» Татьяна ведёт сама. С ребятами, которые уже почти четыре месяца ходят на занятия, режиссёр планирует поставить спектакль в жанре вербатим (документального театра). Его темой будет одиночество. Каждый из учеников нашёл человека, который рассказал им о своём одиночестве. У ребят уже семь историй, и, как говорит Татьяна, все они разные: кто-то счастлив в одиночестве, кто-то от него страдает. На основе монологов этих людей и будет построен спектакль.
- Раньше я считала себя классическим режиссёром. Когда коллеги меня спрашивали, что бы я хотела поставить, я говорила, что возьму «Метель» Пушкина. Когда я практически год прожила в Москве, моё мировоззрение очень сильно сломалось. Сейчас мне, наоборот, хочется ставить экспериментальные вещи, но обязательно с какой-то глобальной идеей. Это должно быть так, чтобы душу выворачивало. В этом суть искусства.