Матрас-ландшафт и голос города. Каким видят Киров современные художники

Современное искусство должно отражать реалии сегодняшнего времени. Казалось бы, всё просто: мы знаем актуальную повестку и должны понимать, что волнует художников. Но чем больше мы видим современное творчества, тем больше у нас вопросов — а что хотел сказать автор? Донести позицию художника помогают сопроводительные тексты и кураторские экскурсии. Свойкировский посетил выставку «Как нам выжить (в)месте?» и составил небольшую инструкцию по работам. Траекторию движения задала нам одна из кураторов выставки Дарья Ткачёва, руководитель КЦ «Пятый этаж».

Рефлексия на пандемию

— Главная тема в этом году — коммуникация и социальное взаимодействие. Это те сферы, которые максимально пострадали во время пандемии, — поделилась Дарья. — Весь этот год на мероприятиях «Пятого этажа» мы рассматриваем, как коммуникация отражается в философии, в искусстве. В том числе и на open-call (конкурс идей, на основе которых создаётся выставка — прим.ред) «Как нам выжить (в)месте?»

В отличие от обычной выставки, стать участником open-call можно только после предварительного конкурса. Определяют тему и ведут отбор кураторы, в данном случае это Дарья Ткачёва и культуролог Софья Пикулева. Вместе они просмотрели порядка 20 заявок на конкурс и отобрали девять работ. Специально для выставки художники подготовили поясняющие тексты к произведениям. При этом на месте находятся медиаторы, которые помогут по-новому взглянуть на экспозицию. Хотя, как отмечают кураторы, все работы интересны и для индивидуального прочтения. Каждый может изучить их и найти свои смыслы и трактовки.


Восприятие прошлого и поиск себя

Первой приветствует зрителей коллективная работа «Идиоритмия». Она представляет собой мультимедийную инсталляцию (видеоряд в сочетании с звуковой дорожкой — прим. ред.) и перформанс (с англ. исполнение, выступление — прим. ред.). Главная тема всей работы — осознание своей идентичности, переживание ушедшего, своих корней, места пребывания. Показывая довольно личную историю, авторы (Дмитрий Ефремов, Ирина Брежнева, Гульнара Гарипова, Соня Елсакова) напоминают зрителю, как часто люди закрываются от прошлого.

— В работе мы слышим текст на башкирском языке. Это отсылка к национальности одного из авторов — Гульнары Гариповой, — поясняет Дарья. — В целом работа показывает то, как мы соотносим себя со своей памятью, со своей территорией и насколько это может быть травматично.


Следующая остановка на пути знакомства с современным искусством — это работа Аны Агаповой «Расстановка». Более 10 лет художница фиксировала изменения в своей комнате. Череда снимков складывается в метафору поиска себя. От хаоса, представленного в чёрно-белых фото, автор показывает путь к внутренней гармонии. Её символизируют элементы реальной обстановки квартиры, которые буквально предлагают посидеть в кресле и насладиться моментом, выдохнуть и почувствовать внутреннее спокойствие.


Напротив висит работа Фёдора Калинина «Жильцы». По словам куратора выставки, это в чём-то ироничный способ показать портрет обитателей одной из квартир.

— Как рассказать о жильцах квартиры? Можно описать их словами, сфотографировать. А можно представить в виде органического материала, собранного с пола «хрущёвки» на бумажный скотч. По сути то, что мы видим — это буквальный «портрет» тех людей, которые обитают в пространстве, — поясняет Дарья.


Движение за куратором выставки приводит нас к следующей работе — «NCh01» Константина Гребнева. За этим непонятным названием скрывается мультимедийная инсталляция, посвящённая личным воспоминания художника. Гребнев использует фото мест из детства и загружает их в программу 3D-моделирования. Ошибки в алгоритме создают новые изображения. Они фрагментарные, неоднородные, как наши воспоминания из прошлого.

— В результате сбоя алгоритма появляются такие изображения, которые являются яркой метафорой разряженности наших воспоминаний и снов о детстве, — отмечает куратор.


Портрет города

Постепенно мы двигаемся от более личных историй к работам, посвящённым городской среде. Инсталляция «Колыбельная: преодоление ландшафта» Елены Атнагуловой представляет собой матрас, на который нанесено изображение Октябрьского проспекта в районе «Алых парусов». Художница использует обычную вещь, которая ассоциируется у нас с уютом, комфортом, отдыхом, и делает его непропорциональным.

— Воздушные пузыри в чём-то повторяют реальный ландшафт. Мы понимаем, что такой матрас не комфортен. Это такой субъективный взгляд на то, что мы называем «комфортной городской средой», а по факту через телесное, физическое восприятие может таким не оказаться, — продолжает куратор.

Дополняет работу фото безоблачного неба над Октябрьским проспектом. В изображение художница добавляет мигающую точку. Эта деталь постоянно создаёт тревожность и беспокойство. Ощущения от работы схожи с эмоциями от матраса-ландшафта: также неудобно, хотя кажется приятным. Порой граница между комфортом и дискомфортом становится очень зыбкой, едва улавливаемой, подчёркивает Дарья.


«Голос» города зафиксировала художница Елизавета Романовна. В саунд «здесь.путь.место» девушка записала звуки улиц в разных районах Кирова и объединила их с музыкальными композициями.

— Получился звуковой портрет города. Он про восприятие пространства через слух, который мы для этого почти не используем, — рассказывает Дарья Ткачёва.


«Места обретают голос только благодаря человеку»

По всему периметру экспозиции висят работы «Диалоги через стены» Анастасии Вострецовой. Летом и осенью девушка ходила по Кирову и прикрепляла свои снимки в публичных местах, а потом фиксировала реакцию на них.

— На самом деле это потрясающий в своей простоте жест. Художница как будто задаёт вопрос: «Что я могу о себе рассказать?» Затем она берёт фотографии и размещает их в городе: на досках объявлений, на стенах домов, на остановках. Когда всюду кишит реклама, она заявляет: а вот искусство, посмотрите на него, — поясняет куратор.

Ещё одна интересная работа Фёдора Калинина — «Маленькая драма». Она состоит из документов, которые художник нашёл в заброшенном доме посреди реки Вятки. Рисунки, свидетельства и письма сложились в псевдоархив.

— Наш мозг так устроен, что мы ищем связи. В итоге отрывки складываются в некую драматичную историю обычной семьи. Мы привыкли видеть в таком виде музейные собрания, посвящённые важным людям. Здесь архив неизвестных нам людей. Опять же, это история про значимое и незначительное, — рассказывает Дарья.


Завершает экспозицию инсталляция Карины Чернышовой «Мост по имени “П”». Она затрагивает тему переживания городского пространства, то, как люди меняют наше восприятие места. Работа многосоставная: это и видеотанец, и графика. Разложенный уголь добавляет антураж и подчёркивает урбанистическую стилистку.

— Какие-то места обретают голос только благодаря человеку. Мы всегда по-разному воспринимаем пространство из-за тех людей, с которыми мы там были, — поясняет Дарья Ткачёва.

Выставка продлится до 27 июня на пятом этаже ЦУМа (Воровского, 77). Прийти на неё можно с 12:00 до 20:00, понедельник – выходной. Вход свободный.


Фото: Свойкировский.рф