Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» на днях заявило о планах разместить на площадке объекта «Марадыковский» центр по утилизации отходов 1-2 класса опасности. Свойкировский разбирался, что скрывается за этой формулировкой и действительно ли в нашем регионе появятся ядерные могильники.
Вот уже несколько дней в некоторых СМИ и соцсетях распространяется информация о том, что в Кировской области начнут перерабатывать радиоактивные отходы. Всё это сопровождается картинками человеческих черепов, лозунгами «Нет радиации!» и страшными снимками детей-мутантов. Свойкировский выяснил, что на самом деле радиоактивные отходы в регион завозить никто не собирается, а паника рождается из-за недостатка информации. Мы пообщались с жителями, чиновниками, активистами и экологами, и выяснили, как обстоят дела на самом деле.
Объект по хранению и уничтожению химического оружия «Марадыковский» в Оричевском районе начал свою работу в сентябре 2006 года, а в сентябре 2015-го на предприятии был уничтожен последний боеприпас. Фактически оно выполнило своё первоначальное предназначение, и встал вопрос о дальнейшем использовании площадки. Рассматривались и обсуждались разные варианты: целлюлозно-бумажный комбинат, оборонное производство, переработка древесных отходов. В январе 2017 года и.о. заместителя председателя правительства региона Максим Кочетков озвучил уже более конкретный список возможных путей развития объекта.
- Есть несколько вариантов, которые мы сейчас прорабатываем вместе с федеральными министерствами. Первый предусматривает импортозамещающее производство фосфорной кислоты с получением побочных продуктов - красного и жёлтого фосфора. Это поможет закрыть потребности не только нашей области, но и всей России в данных продуктах, - рассказал Максим Николаевич. - Второй вариант предусматривает создание предприятия по переработке отходов 1-2 классов опасности. Российская Федерация испытывает серьёзный дефицит в таких производствах. В связи с чем предприятие может закрепить статус межрегионального оператора и обеспечивать потребности регионов Центрального, Приволжского и Западно-Уральского округов. В настоящее время направлены информационные письма в Федеральные институты развития (Фонд развития промышленности, АСИ, РОСНАНО, Фонд содействия реформированию ЖКХ) с предложением оказать содействие по привлечению инвестора на промышленную площадку.
Также, по словам Кочеткова, в качестве одного из вариантов перепрофилирования объекта министерством охраны окружающей среды Кировской области рассматривается вопрос создания межмуниципального предприятия по глубокой переработке твёрдых коммунальных отходов с получением тепловой и электрической энергии.
27 февраля в Минпромторге РФ состоялось совещание под председательством заместителя Министра промышленности и торговли РФ Георгия Каламанова. На нём было рассмотрено предложение ФГУП «РосРАО» о создании на базе имущественного комплекса объекта «Марадыковский» нового производства, а именно - регионального центра по утилизации/обезвреживанию промышленных опасных отходов 1-2 класса. По результатам совещания было принято решение в недельный срок создать рабочую группу по подготовке инвестиционного проекта, а самому ФГУП «РосРАО» рекомендовали к 15 апреля разработать дорожную карту и проект концепции инвестиционного проекта.
При этом пресс-служба правительства Кировской области, в отличие от пресс-службы «РосРАО», почему-то не стала называть вещи своими именами, а ограничилась формулировкой «производство по выполнению экологических мероприятий». Неудивительно, что некоторые СМИ, уточнив характер деятельности госпредприятия - а это сбор, транспортировка, переработка и хранение радиоактивных отходов, - сделали далеко идущие выводы о том, что в Кировской области появятся чуть ли не ядерные могильники.
Информация быстро распространилась в соцсетях, спровоцировав народное возмущение. «Теперь огромные грибы и ягоды можно будет и ночью собирать - светиться будут», - шутили пользователи. 2 марта в Интернете была создана группа «Антирадиация - Вятка» со слоганом «Русская Земля - не помойка!», в которой стала собираться вся информация по радиационным отходам и Марадыковскому.
- Когда пришла эта новость, сначала началось обсуждение в группе «Типичный Котельнич», и так получилось, все вроде «гав-гав», но всё это «гав-гав» из-под стола и со скулежом немножко, - рассказал порталу Свойкировский создатель группы Александр Удальцов. - Я человек в прошлом военный, и меня учили, что делать и как быстро можно взять инициативу в свои руки в критической ситуации.
Котельничанин говорит, что в самой инициативной группе пока состоит пять человек, каждый из которых работает по своему направлению. Они уже создали в Интернете петицию с требованием не допустить переработку радиоактивных отходов на базе объекта «Марадыковский». На момент выхода этого материала её подписали более 300 человек. Также активисты готовят запрос в администрацию Президента с просьбой разъяснить, что происходит.
- Мы планируем отделы, простите, по-военному скажу, как в штабе - оперативный, информационный, пропагандистский, аналитический, работа с населением, юридический, консультативный и отдел технической поддержки. Это чтобы каждый знал свою работу, - поясняет Удальцов. - В дальнейшем, если дело зайдёт уже слишком далеко, хотим организовать общественную организацию.
На вопрос, чего будут добиваться активисты, Александр отвечает, что их устроит любое другое производство, кроме «РосРАО».
- Нас устроит только одно - никаких радиоактивных отходов у нас под носом. Потому что если химию ещё можно как-то герметично обрабатывать, радиация, сами понимаете, ей наплевать на стены и всёпрочее, - приводит свои доводы активист. - Пожалуйста, бытовые отходы перерабатывайте, это безопасное производство. К тому же мусор в первую очередь с наших населённых пунктов повезут, так что это благо. Если это будет, то наша группа тут же переключится в поддержку этой идеи. Фосфорная кислота, хоть и страшно звучит, ничего в ней страшного тоже нету. Те же «Пепси» и «Кока-кола». Почитал я, что это такое. Есть у меня и химики знакомые. Они говорят, что это ерунда. Лишь бы не радиоактивные отходы. 1-2 класс опасности - это всё такие обтекаемые фразы. Когда в своё время боролись против строительства самого завода, мы таких обтекаемых фраз наслушались. На самом деле под видом этого всё что угодно могут завезти. Так что нас этот 1-2 класс опасности также точно не устраивает. Никаких компромиссов. Нам уже отступать некуда.
Экология
Свойкировский попытался прояснить ситуацию относительно планов «РосРАО»: какие отходы предприятие собирается утилизировать в «Марадыковском» и насколько уже проработан проект. Выяснилось, что речь о радиоактивных отходах, которые действительно относятся к первому классу опасности, не идёт, а сам проект ещё не только не утвержден, но даже не разработан.
- Вся эта история пошла с совещания в Минпромторге, которое было посвящено поручению Президента по перепрофилированию объектов УХО, их всего семь в стране, - прокомментировал ситуацию начальник управления по коммуникациям ФГУП «РосРАО» Денис Плещенко. - На этом совещании были представлены предложения по объекту «Марадыковский». Они никак ещё не оформлены, это не концепция и не проект. По сути своей это была презентация из десяти слайдов, в которой некими широкими мазками было описано то, что мы предлагаем. А предлагаем мы создание центра по обезвреживанию промышленных отходов. Не радиоактивных. Я подчёркиваю, на этом объекте мы не предполагали, не предполагаем и не будем предполагать обращение с радиоактивными отходами.
По словам представителя «РосРАО», к промышленным отходам 1-2 класса опасности относятся ртутные лампы, различные кислоты и прочие вещества, с которыми должно быть особое обращение. Ядерных могильников создавать никто не собирается, так как, во-первых, речь идёт об обезвреживании отходов, то есть их переработке в более безопасное состояние, а во-вторых, «РосРАО» хоть и является предприятием по обращению с радиоактивными отходами, но также обладает всеми видами лицензий на обращение с другими видами отходов, в том числе промышленных.
- Подняли шумиху, но извините, объект-то ранее занимался утилизацией химоружия. А переработка промышленных отходов снижает потенциальные экологические риски, потому что там созданы такие барьеры безопасности, которые по сути своей избыточны для переработки такого рода отходов, - подчеркнул Плещенко.
В правительстве Кировской области также отмечают, что решение по размещению производства «РосРАО» пока не принято и что любой из ныне рассматриваемых вариантов, будь то производство фосфорной кислоты, утилизация бытовых отходов или переработка промышленных отходов 1-2 класса опасности, с экологической точки зрения будет безопаснее, чем уничтожение химического оружия.
- Экологическая безопасность находится на особом контроле и у губернатора, и у правительства Кировской области. Площадка «Марадыковского» на данный момент оснащена всеми современными техническими средствами для того, чтобы следить за всеми нормами, осуществлять контроль и постоянный мониторинг, - отметил Максим Кочетков. - Мы всё это делаем для региона, и неужели вы думаете, что мы хотим сделать что-то худшее для нашей области?
Вице-спикер Законодательного собрания Кировской области и сопредседатель регионального штаба ОНФ Роман Титов, который вошёл в рабочую группу по вопросам перепрофилирования завода в Марадыковском, считает, что ситуация вокруг перспектив развития этого объекта сознательно искажается и подогревается.
- Когда появилась информация о возможном создании производства по утилизации отходов 1 и 2 категории опасности, то сразу начались вбросы о захоронении каких-то радиоактивных веществ. Для понимания, к первой категории опасности относятся, например, ртутные лампы. Всем известные батарейки, которые многие, не думая, выбрасывают в бытовой мусор - относятся ко второй категории опасности. Промышленные масла, растворы электролитов - это всё отходы 1-й и 2-й категории, которые образуются на каждом предприятии региона, - поясняет он. - Очевидно, что область нуждается в появлении современных производств по переработке таких веществ, превращению их в безопасные субстанции, и замкнутые, безопасные производственные мощности Марадыковского для организации такой работы подходят. Подобные, только менее технологичные производства по обращению с отходами 1 и 2 категории существуют и работают даже в городской черте Кирова, но пришло время новых технических решений. «РосРАО» как надёжный партнёр по организации безопасных производств поделится технологиями работы с промышленными отходами.
С Романом Титовым согласна эколог и эксперт по отходам Фонда развития территорий «Земля Жизни» Ирина Козловских. Она полагает, что если будут пройдены все экологические экспертизы, проведены общественные слушания и создано современное производство, то оно будет соответствовать технике безопасности. При этом она отмечает, что неплохо было бы наладить на «Марадыковском» переработку не только промышленных опасных отходов, но и бытовых, то есть собранных с домохозяйств.
- У нас объявлен Год экологии и среди задач прописано, что должна быть налажена система сбора опасных отходов с населения. Она нам очень нужна. И если бы этот завод взял на себя такую ответственность и у нас бы наладился сбор батареек и ртутных ламп с граждан, безусловно, такое предприятие было бы полезным, отмечает эколог. - Если же они будут обслуживать только промышленность, а в городе всё останется по-прежнему и батарейки будут выбрасываться в обычный мусор, то тогда я не уверена, что это экологически целесообразно.
Экономика
А вот Ирину Смердову, главу Мирнинского городского поселения, на территории которого расположен объект «Марадыковский», в большей мере волнуют не экологические риски, а экономические выгоды от перепрофилирования предприятия.
- Мне всё равно, какое производство будет, лишь бы оно было, - прямо заявляет она. - Конечно, хотелось бы, чтобы оно было чистым и безопасным, но если есть необходимость разместить переработку опасных отходов и мы получим доход в наш местный бюджет, то я только «за». 70% нашего поселкового бюджета - это НДФЛ, который уплачивается с зарплаты граждан, работающих на территории поселения. Это одно из наших градообразующих предприятий, в своё время на нём было создано около 3 тысяч рабочих мест, и мне не хотелось бы, чтобы оно стояло пустым с открытыми дверями и распахнутыми форточками. В конце концов, идея с целлюлозно-бумажным комбинатом или переработкой мусора с точки зрения экологии ничем не лучше. Но я думаю, что правительство предпримет все необходимые меры безопасности. К тому же в нашем поселении ещё несколько лет будет вестись экологический мониторинг отсроченного действия от объекта УХО, отбираться пробы воды и почвы, проверяться состояние воздуха, флоры и фауны, и негативное влияние нового производства, если таковое будет, выявят.
По её словам, жители посёлка пока спокойно относятся к идее о том, чтобы отдать «Марадыковский» в ведение «РосРАО», во всяком случае на улицу с пикетами никто не выходит, а в Интернете совсем немного комментариев на этот счёт. Протестную активность соседей-котельничан она считает желанием «что-нибудь поиметь с объекта», так как ещё при строительстве завода по уничтожению химоружия, по мнению Смердовой, только благодаря поднятой шумихе Котельнич получил новый водопровод и водозаборную станцию, а теперь хочет получить газ.
Сама Ирина Николаевна признается, что с тех пор, как утилизация химоружия на объекте «Марадыковский» закончилась и часть персонала была сокращена, а надбавки «за химию» отменены, бюджет посёлка потерял около 3 миллионов рублей. При годовом бюджете в 18 миллионов. В её голосе чувствуется ностальгия по нулевым годам, когда в посёлке на федеральные деньги в рамках проекта по утилизации химоружия были построены новые дороги, газовая котельная, водопровод, теплосети и очистные сооружения, современная пожарная часть, реконструированы школа и линия электропередач, полностью заасфальтирована дорога Оричи-Мирный.
- «Марадыковский» для нас - это рабочие места, это отчисления в бюджет, это новые жители посёлка, это дети, это развитие, а не угасание, - убеждена она. И сообщает, что двух детских садов Мирному уже мало, надо строить третий.
И.о.зампреда правительства Кировской области Максим Кочетков видит экономический эффект в новом производстве с точки зрения научного потенциала и развития инфраструктуры региона.
- Если мы в ближайшем будущем не заявим конкретные инвестиционные проекты и варианты использования этой площадки, то она будет просто-напросто законсервирована. Что это за собой повлечёт? Прежде всего это уникальный научный центр, потому что там работает порядка 40 докторов наук и свыше 50 кандидатов наук. Создана инфраструктура, вложены миллиарды бюджетных средств. И наконец, туда проходит газопровод. И в перспективе по планам «Газпрома» от этого газопровода должны идти ветки на Котельнич и Нижнеивкино. Если проект будет заморожен, то и целесообразность использования этого газопровода у «Газпрома», само собой, отпадёт. Он просто-напросто отрежет эту линию, и Котельнич с Нижнеивкино в плане реализации планов газификации откатятся ещё лет на пять назад.
Впрочем, первоочередной интерес правительства - это всё-таки рабочие места. По информации Кочеткова, на объекте в процессе утилизации химоружия работало чуть меньше 1500 человек. 95% из них - жители региона. После того, как процесс уничтожения боеприпасов был завершён, на объекте осталось, по разным данным, от 500 до 900 сотрудников, которые в случае консервирования площадки вынуждены будут искать другое место работы.
Правда, в «РосРАО» оперируют другими цифрами. По их данным, на «Марадыковском» сегодня 300 рабочих мест, и госпредприятие планирует их сохранить.
- Пока рано говорить, сколько рабочих мест в итоге будет создано, но естественно, в случае реализации проекта мы будем использовать те кадры, которые сегодня там есть, - пояснил Денис Плещенко. - Они высококвалифицированные, они местные, и было бы нелогично использовать другие.
Общественное мнение
В любом случае все эти вопросы, по заверениям как «РосРАО», так и правительства региона, будут вынесены на общественные слушания.
- Само перепрофилирование объекта предполагает разработку проектной документации и оценки воздействия на окружающую среду с последующим прохождением через общественные слушания и с получением государственной экологической экспертизы, - подчеркнул представитель «РосРАО». А Максим Кочетков пообещал, что на слушания будет вынесен каждый этап дорожной карты и каждый раздел проекта.
К общественному контролю над реализацией проекта пообещал подключиться «Общероссийский народный фронт».
- Наша принципиальная позиция состоит в том, что все действия по Марадыково, как и по другим объектам, потенциально связанным с переработкой отходов, обязательно должны проходить через общественное обсуждение и общественный контроль над всеми этапами проектирования и реализации возможного проекта, - заявил Роман Титов. - В этом мы находим полную поддержку и взаимопонимание с правительством и федеральными структурами. Именно полная открытость при создании и работе объекта УХО позволила снять все вопросы, которых на начальном этапе у населения было немало. В итоге, за годы работы объекта не было отмечено ни одной нештатной ситуации, а район получил рабочие места и вложения в инфраструктуру, которая останется на десятилетия.
Добавим, что у правительства региона есть около двух лет, чтобы окончательно определиться с проектом перепрофилирования объекта «Марадыковский». До декабря 2019 года здесь будут проводиться мероприятия по санации территории, а также работы по выведению объектов уничтожения химоружия из эксплуатации, в том числе их конверсия. Поэтому у правительства и общественности будет достаточно времени, чтобы найти решение, устраивающее всех.
Фото: ТАСС, vk.com, rg.ru, panoramio.com, wiki.nashtransport.ru