Кто так считает? Как вычисляли норматив накопления мусора для кировчан и почему тариф за вывоз отходов ещё вырастет

В понедельник, 11 марта, стали известны новые подробности того, как рассчитывался норматив накопления мусора в Кировской области, который лёг в основу нынешнего тарифа за вывоз ТКО. Оказалось, что чиновники на местах халатно отнеслись к этой работе, что объём отходов по Кирову посчитали по итогам наблюдения всего в девяти домах, а существующие нормативы вообще «временные» и «заниженные». Как всё это повлияет на размер платы за мусор и на ход «мусорной реформы» в целом, читайте в нашем материале.

Почему нынешние нормативы не актуальны

Напомним, что норматив накопления мусора был определён исходя из исследования организации «Кировкоммунпроект», подведомственной Министерству энергетики и ЖКХ Кировской области. Как ранее сообщал глава Министерства Игорь Редькин, специалисты считали, сколько мусора образуют жильцы разных жилых секторов в течение четырёх разных сезонов. В понедельник, 11 марта, состоялось заседание региональной группы общественного контроля за формированием и соблюдением тарифов на ЖКУ. Замдиректора «Кировкоммунпроект», бывший директор АО «Куприт» Ирина Торопова рассказала, как проводилось исследование по накоплению мусора.

По словам Ирины Владимировны, вопрос нормативов обсуждался на уровне Министерства строительства и ЖКХ ещё в 2015 году, однако в 2017 году замеров образования мусора так и не проводилось.


Ирина Торопова

Было дано задание органам исполнительной власти на местах организовать работу по проведению замеров. Работа шла ни шатко ни валко, я точно это знаю. Уже в 2018 году, когда все подошли к «моменту «Ч», нормативов не было. Работа по проведению замеров не проводилась в 2017 году. В конце 2017 года Министерством энергетики и ЖКХ, куда были переданы полномочия по обращению с ТКО, были введены временные нормативы накопления ТКО на основе замеров, проведённых «Кировкоммунпроектом» в 2005 году.

В 2005 году такие замеры производились в городе Кирове, этой работой руководила администрация города, а расчёты производил «Кировкоммунпроект». Терсхема по обращению с ТКО, разработанная Министерством охраны окружающей среды Кировской области, была утверждена в конце 2017 года на основе этих временных нормативов. Соответственно, и применяемый ныне «мусорный тариф» подсчитан исходя из тех цифр. Спешка была связана с тем, что уже в 2018 году пора было начинать «мусорную реформу».

В 2005 году замеры проводились по методике, разработанной академией коммунального хозяйства им. Памфилова: по семь дней в течение каждого сезона в заранее выбранных домах. Считали и объём, и массу выброшенного мусора путём взвешивания контейнеров.


Новое исследование и новые нормативы

В начале 2018 года Министерство энергетики и ЖКХ заключило соглашение с «Кировкоммунпроектом» о проведении замеров образования ТКО. Новое исследование проводилось в соответствии с Постановлением правительства №269 (методика в нём абсолютно идентична той, что разработала в своё время академия) и правилами, указанными в приказе Минстроя РФ №524. Не так давно работу института проверяла прокуратура. Правоохранителей интересовало, соблюдались ли законы при при подсчётах накопления ТКО. По словам Ирины Тороповой, вопросов к подсчётам у прокуратуры пока нет. Замдиректора «Кировкоммунпроекта» также напомнила, что Постановление правительства РФ №354 утверждает два варианта расчёта стоимости предоставления коммунальной услуги - с человека или с квадратного метра. При втором варианте учитывается только общая площадь жилого помещения. То есть балконы, гаражи, пристрои, подвалы и подсобные помещения, согласно этой методике, мусор не образуют.


Новые замеры начались только весной 2018 года. Для наблюдения за образованием мусора в Кирове были выбраны девять домов по следующим адресам:

Таким образом, выводы о накоплении ТКО во всём городе Кирове сделаны на основе этих девяти адресов. Впрочем, методики в вышеперечисленных документах это позволяют. Новые замеры в 2018 году показали, что объёмы образования отходов по сравнению с 2005 годом выросли. Напомним, что нынешние нормативы были определены как временные для создания терсхемы и подсчёта текущего тарифа.

По временным нормативам в Кирове один человек за год накапливает по 1,732 куба мусора, в Кирово-Чепецке - 1,65, в остальных муниципальных образованиях региона - 1,45. По итогам исследования 2018 года нормативы получились следующие:

При этом замеры в частном секторе в областном центре производились в благоустроенных жилых домах без печного отопления. Поэтому норматив выше, чем в сельском местности.

Данные о количестве жильцов при расчёте нормативов образования ТКО в многоквартирных домах предоставляли местные органы власти (сколько человек проживали в этих домах на самом деле, неизвестно), а площадь - по информации в паспортах домовладений.


Жильцы частного сектора заплатят на 43% больше?

В пересчёте на квадратные метры новый норматив в многоквартирных домах составляет 0,0765 куба на квадратный метр жилой площади, в индивидуальных - 0,0562 куба. Эти нормативы в ближайшее время пойдут на утверждение в областное правительство.

Так как нормативы образования мусора в 2018 году выросли, плата для граждан за мусор тоже должна увеличиться. Исходя из озвученных цифр её уже можно рассчитать по следующей формуле: норматив (0,0765 куба или 0,0562 куба) умножаем на площадь жилья, умножаем на тариф за вывоз мусора (в Кировской области - 949,62 за куб) и делим на 12 месяцев. Так, для квартиры в Кирове площадью 50 кв. метров ежемесячная плата за вывоз мусора составит 302,7 рубля (0,0765 х 50 х 949,62 / 12 = 302,69). Сейчас норматив с квадратного метра составляет 0,0621 куба. Соответственно, плата за ту же квартиру на данный момент составляет 245,7 рублей.


Андрей Воробьев (в центре)

По подсчётам члена Общественной палаты Андрея Воробьева, в результате применения новых нормативов для жильцов частного сектора плата за мусор может вырасти на 43%.

Что касается [многоквартирного] жилого фонда, то увеличение тарифов идёт примерно на 25%, и это объяснимо, потому что замеры проводились в 2005 году. Естественно, за эти 13 лет мы стали жить несколько по-другому и объёмы отходов, исходя из увеличения объёмов упаковки, уже совершенно другие, - резюмировала замдиректора «Кировкоммунпроекта».

Говоря об исследовании накопления мусора в 2018 году, Ирина Торопова вновь пожаловалась на плохую работу муниципалитетов. Например, в Зуевке норматив накопления отходов на одного в человека в год, по подсчётам местных «специалистов», получился в объёме аж 137 кубов, то есть в 94 раза больше, чем установлено сейчас. Пришлось проводить дополнительные замеры. Институт при этом лишь проводил инструктаж и контроль.

Люди только сейчас поняли, насколько важно было провести эту работу правильно и грамотно, - отметила Торопова. - Специалисты «Кировкоммунпроекта» неоднократно выезжали на контрольные замеры, но в течение семи дней на каждом объекте они не могли присутствовать даже в рамках соглашения, заключённого между институтом и МинЖКХ. Почему эта работа и подзатянулась. Имея уже достаточный опыт, сразу была видна некорректность очень многих показателей. Вообще эту работу мы должны были сдать в начале января месяца.


Нормативы, подсчитанные другим институтом, ниже

Сейчас «Куприт» вывозит мусор по тарифам, рассчитанным исходя из нормативов накопления 2005 года. Но объёмы производимого населением мусора, по подсчётам «Кировкоммунпроекта», выросли. Стало быть, по мнению Ирины Тороповой, если тариф ниже, чем должен быть на самом деле, то региональный оператор недополучит деньги.

Прорабатывается вопрос о том, чтобы недополученную выручку включить тариф последующих трёх лет, - рассказала она. - Каким будет тариф на следующий год у регоператора, никто пока не знает. Как они смогут обосновать свою инвестиционную составляющую, инвестиционные затраты, которые были включены в тариф этого года, - это ещё вопрос. Пока обсуждается так, чтобы этот год пройти, не увеличивая стоимость этой коммунальной услуги.

Впрочем, нормативы, подсчитанные «Кировкоммунпроектом», небесспорны. Как рассказал участник судебного процесса по оспариванию «мусорного тарифа» Иван Родыгин, за свой счёт у другого института - «Кировводпроекта» - был заказан беспрерывный мониторинг накопления мусора по двум индивидуальным домам - в посёлке Костино и в деревне Опушни, которые расположены в черте Кирова.


Валерий Семенищев и Иван Родыгин (слева направо)

Работы проведены в полном соответствии с 269-м Постановлением правительства, - рассказал Иван Данилович. - И вот экспертное заключение: максимальный показатель накопления ТКО в год на одного человека составляет 1,026 кубометра. Зафиксировано на ул. Николаевская в посёлке Костино. Его значение на 40,8% ниже нормативного. Максимальный показатель удельного количества ТКО в год на один квадратный метр общей площади здания среди исследованных объектовсоставляет 0,014 кубометра. Это в 4 раза ниже действующего норматива. И тут у нас сразу возникают вопросы: на основании чего был заключён договор с «Кировкоммунпроектом»? 44-й ФЗ здесь был соблюдён? <...> Здесь аффилированное лицо - «Кировкоммунпроект» - является подведомственным Министерству ЖКХ. Я настоятельно прошу, чтобы был проведён тендер и привлечена общественность к выбору организации.

Ирина Торопова не смогла ответить, на каком основании договор был заключён именно с «Кировкоммунпроектом», и переадресовала вопрос к Министерству. Но, по словам Родыгина, с этим вопросом он уже обращался в ведомство и чёткого ответа не получил.

Отметим, на выполнение договора с МинЖКХ, по словам Ирины Тороповой, было выделено 4,4 млн рублей, фактически на исследование по накоплению мусора потрачено 1,6 млн рублей, остатки возвращены в бюджет.


Город платит за село

Общественники напомнили, что даже исходя из нынешних, якобы заниженных нормативов накопления ТКО, мусорный тариф в Кировской области является одним из самых высоких в стране. А с введением новых нормативов он может стать ещё больше. Ирина Торопова ответила, что в соседних регионах норматив накопления выше, чем у нас. Так, в Нижнем Новгороде он составляет 2,807 кубометра с человека в год. При этом плата за вывоз меньше - от 602 до 745 рублей за вывоз кубического метра в зависимости от зоны работы регоператоров. В Кировской области она составляет 950 рублей. При этом в Нижегородской области работает девять операторов, а не один, как у нас. Аналогично и в других соседних субъектах. Разделение региона на несколько зон, в которых задействованы разные операторы по обращению с ТКО, делает тариф для населения ниже, так как снижаются транспортные расходы на перевозку мусора. Чем ближе полигон от места образования отходов, тем дешевле его везти.

Председатель региональной группы общественного контроля за формированием и соблюдением тарифов на ЖКУ Евгений Сметанин поинтересовался, почему у нас не применяется такой подход. Ирина Торопова предложила переадресовать этот вопрос к Министерству охраны окружающей среды, которое разрабатывало терсхему, однако добавила, что такие варианты обсуждались.

При разработке терсхемы было много вариантов. Предлагалось разделить Кировскую область на пять зон, потом - на три. Лично я как специалист была против того, чтобы регоператор охватил всю территорию региона. Но решение принимала не я. Обоснование от Минприроды было следующее: у нас очень бы разнились тарифы, если бы мы разделили на зоны. В северной части области, по предварительному расчёту, плата за вывоз ТКО составила бы 5 000 рублей за куб из-за длинного транспортного «плеча». Было принято именно такое решение, во-первых, в связи с расположением основных полигонов. Во-вторых, чтобы уравнять плату. Таким образом, город Киров платит за особо отдалённые территории.

У общественников также возникло несколько вопросов к информации, которая применялась для подсчётов нормативов. Например, правильно ли была учтена площадь помещений и насколько справедливым является использование информации от органов власти о количестве проживающих в домах, ведь в реальности люди могут жить не по прописке.

Мы сейчас констатируем, что те нормативы, которые были утверждены Министерством в январе 2018 года, не имеют под собой реальной нормативно-правовой базы, - резюмировал Сметанин. - Это вопрос, с которым надо обращаться в прокуратуру, что юридически они утверждены ненормально. Второе: появляются новые нормативы, которые базируются на выполнении тех нормативно-правовых актов, которые требуются. У общества возникнет законное недоверие к этому заключению, и оно обоснованно. Почему? «Потому что обманули один раз, обманут и второй», - говорят они. Тем более когда речь идёт об увеличении. Поэтому нужна серьёзная общественная экспертиза или взгляд на это. Или проверка: действительно ли стоял бак с надписью «экспертиза», каждый ли из них взвешивался и так далее.

Андрей Воробьев предположил, что ныне действующий норматив отменят раньше, чем отреагирует прокуратура и дело дойдёт до суда. По словам Ирины Тороповой, отмена действующих нормативов при отсутствии новых автоматически ведёт к отмене соглашения с региональным оператором. Общественники решили выйти к правительству с предложением провести независимый анализ накопления мусора. Однако такая экспертиза, в соответствии с методикой, должна длиться в течение года.


Коротко о главном: