Кому - этажей мало, а кому - цвет не тот. Чем проект высотки напротив цирка понравился архитекторам и не понравился Илье Шульгину

В пятницу, 9 февраля, в мэрии прошло заседание городского градостроительного совета. Архитекторы, строители и чиновники среди прочих обсудили проект 17-этажного жилого дома на Октябрьском проспекте на месте бывшего ДК Циолковского. Итог встречи можно описать в нескольких словах: архитектурное сообщество - «за», глава администрации города - «против».

Многоквартирный жилой дом на Октябрьском проспекте, 106 собирается построить компания «Алтай-Строй». Здание имеет две жилых секции в 14 и 17 этажей, расположенных перпендикулярно друг к другу. В доме на 170 квартир планируется разместить подземную автостоянку на 45 машиномест, а на прилегающей территории - парковку ещё на 118 автомобилей.
Представлявший проект архитектор Николай Плаксивый подчеркнул, что плотность застройки составляет всего 2,05 и не превышает разрешённую для этой части города, а сам участок будет застроен меньше чем на четверть - остальную площадь займут парковочные места, сквер, детская площадка и малые архитектурные формы.

На суд градсовета архитектор представил проект фасада, облицованного белым керамогранитом, с фигурным вертикальным остеклением и цветными оконными откосами, который ранее уже был опубликован в кировских СМИ, и - с гораздо меньшим энтузиазмом - два альтернативных варианта в коричневой гамме с горизонтальными и вертикальными акцентами салатового и терракотового цветов. Последние фасадные решения, по словам Плаксивого, он разработал по требованию рабочей группы градсовета, иначе проект просто бы не допустили к обсуждению.


Глава администрации города Илья Шульгин, который ранее уже называл проект высотки напротив цирка «поставленной на попа микросхемой», озвучил две основных претензии к работе архитектора. Первая касалась количества мест в подземной автостоянке: по-мнению сити-менеджера, их должно быть значительно больше. Второй вопрос был связан с первоначальным проектом фасада. Шульгина смутил белый цвет, который, по его мнению, не очень гармонирует с окружающей застройкой, да и вообще слишком маркий.
- В таком исполнении дом выглядит как инородное тело в городской среде. И как он будет выглядеть через 5 - 10 - 15 - 20 лет, большой вопрос. У меня есть опасения, что в таком решении очень неопрятно, - заявил он.

«Белый айсберг на фоне серой хрущёвской архитектуры»

Однако члены градостроительного совета практически единогласно вступились за первоначальный проект.
- Участок очень важный в градостроительном плане, потому что здесь въезд в города по Октябрьскому проспекту со стороны вокзала, здесь открытая зона парка, место массовых гуляний, поэтому перед застройщиком стоит достаточно ответственная задача, - заявил главный архитектор ОАО «НИПИИ «Кировпроект», почётный архитектор России Виталий Борцов. - В целом на рабочей группе проект нашёл поддержку, потому что это необычные формы, разноэтажность, острые углы объёма, это всё подкупает. Первый вариант с белоснежными фасадами и оригинальным остеклением балконов - это тоже необычная архитектура. Белый цвет определяет свежесть, это айсберг на сером фоне будничной хрущёвской архитектуры. А последующие варианты - это вторичные решения, набившие оскомину. Вся эта вертикальная и горизонтальная полосатость уже всем надоела. Первый вариант смотрится более выигрышно.

При этом Виталий Иванович предложил увеличить этажность здания еще на 6 - 7 этажей, иначе оно получится недостаточно высоким.
- Несколько лет этот участок находится в разработке, было несколько вариантов домов от 20 этажей и выше, поэтому все уже свыклись, что здесь должно появиться высокое здание. Но застройщик ограничился 17-ю этажами, - высказал недоумение Борцов. - Мне кажется, причина здесь единственная - это нормативы плотности застройки. Но ограничивать застройщика 17-этажами логично при массовой застройке. А здесь у нас особый случай, место очень выдающееся, и здесь всё-таки стоит пойти на повышение этажности, чтобы акцент объёмный был сильнее и выразительнее.
Поддержал коллегу руководитель собственной архитектурной мастерской Константин Павлов. Он назвал нынешнюю этажность дома «не совсем логичной», так как основная часть здания, которая выходит на главные смотровые точки, ниже, чем дальняя часть, которая утоплена во дворах.

- Главный акцент надо строить так, чтобы здание выглядело выше, чем оно есть на самом деле. Можно не увеличивать высоту, а просто поменять этажность секций, и здание уже будет гораздо выигрышнее смотреться, - предложил он.
В ответ Илья Шульгин чётко отрезал, что вопрос повышения этажности дома не обсуждается, и менять её нет намерений ни у администрации города, ни у заказчика.
За коллег вступилась главный архитектор проектов ООО «НИПИ БИОТИН», председатель Кировской организации Союза архитекторов России Алла Буркова. Она не стала заострять внимание на этажности, а отметила, насколько здание органично впишется в окружающую застройку.

- Данный дом выполнен грамотно, очень интересно, такого в нашем городе нет, пусть будет. Его нужно просто содержать, следить за ним. Плюс оно очень гармонично вписывается в застройку, которая у нас идёт «в клеточку» - окошки у института «Кировпроект», рядышком жилой дом из серого камня, плюс это здание хорошо поддерживало бы отель «Хилтон». А второй и третий вариант мне навевают советский застойный период. Там нет доминанты, благодаря которой здание смотрелось бы выше. Там другие пропорции. Материалы там не передовые. У нас и так все дома серые. А белое здание смотрелось бы отлично. Третий вариант - который с красными акцентами - в народе его точно прозовут ещё одними «Алыми парусами». Эти дома уже не актуальны в архитектуре, они, так скажем, не модные. А архитектура первого варианта сегодня актуальна и модна. Почему бы нам не идти в ногу со временем.
Константин Павлов добавил свои «пять копеек», заметив, что белоснежный фасад высотки по оси Октябрьского проспекта смогла бы уравновесить диорама, стоящая над прудами через дорогу, только ей нужно вернуть её первоначальный белый цвет.

«Мы не Венеция и не Тель-Авив»

Коллегам по цеху вторила и начальник управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства Кировской области Ирина Кислухина.

- Мы когда на рабочей группе увидели этот проект, у всех сразу было положительное восприятие, - прокомментировала она. - Во-первых, он выигрывает по объёмно-планировочному решению, оно нетрадиционное. Во-вторых, здесь минимально используется земельный участок под застройку. А по поводу фасадов первый вариант наиболее выигрышный - и с учётом цирка, с учётом водной глади, и даже с учётом плакучих ив у прудов, он гармонирует. А то горизонтальное членение, которое предложено в других вариантах, будет понижать объём здания и контрастно выделять его из окружающей застройки. Автору проекта надо просто посоветовать применить при отделке фасадов более долговечные материалы.
Главный архитектор ООО «Горпроект», член Кировской организации Союза архитекторов России Ирина Казакова предложила не бояться белого цвета. По её словам, этот цвет в архитектуре сегодня очень популярен, но в Кирове применяется мало, потому что далеко не все местные застройщики могут позволить делать фасады из керамогранита. Она напомнила про города типа Тель-Авива, которые практически полностью состоят из белых зданий. Константин Павлов в свою очередь привёл удачные примеры белых зданий из Венеции. «Здания стареют, и это нормально», - заключил он.
Но Илья Шульгин был непреклонен:
- У нас не Венеция и не Тель-Авив, и надо ориентироваться на местную погодную специфику, - отрезал он.
Алла Буркова напомнила, что в Кирове есть примеры зданий, отделанных светлым керамогранитом, которые спустя несколько лет после строительства прекрасно выглядят, например, здания судов.

Доцент кафедры архитектуры и градостроительства ВятГУ Ирина Соболева тоже высказалась за светлый фасад, пожелав отделать его матовым, а не глянцевым керамогранитом, который хорошо вымывается осадками. А администрации города предложила к моменту сдачи новостройки отремонтировать соседние хрущёвки в рамках программы капремонта, чтобы новый дом не смотрелся на их фоне нелепым пятном.
За первоначальный вариант с белыми, а не цветными фасадами высказались даже подчинённые Ильи Шульгина: директор МКУ «Архитектура» Светлана Буторина и начальник управления градостроительства и архитектуры Ирина Рубцова.

- Красивая форма в последних двух вариантах теряется из-за ярких цветов. Белым кристаллом здание смотрится более органично, - заметила Ирина Васильевна.

«Я бы вам поверил, но вы согласовали «Алые паруса»

Выступавшая ранее Ирина Кислухина, пытаясь переубедить неуступчивового сити-менеджера, эмоционально обратилась к нему:
- Илья Вячеславович, поверьте. Когда объект будет сдан в эксплуатацию, это будет некая новелла в нашей кировской архитектуре.

- Я бы вам с удовольствием поверил, но этот же самый градсовет в своё время согласовал здание «Алые паруса», - парировал Шульгин. - И видимо, там тоже были новеллы. Керамогранит - это давно уже не модный материал для облицовки здания. Данный фасад вызывает массу вопросов. И мы сейчас не про веру, а про знания. Я вас слушаю и тону в ваших противоречиях. И пока слышу только одно: нравится и не нравится. А профессиональных развёрнутых ответов я от вас пока не услышал.
Константин Павлов осторожно заметил, что хорошо бы последнее слово оставить за автором проекта - именно он должен сказать, какой вариант ему более близок.
- Последнее слово должно быть всё-таки за органом, который выдаёт разрешение на строительство, - не согласился глава администрации. - Чтобы потом не было пинков в адрес мэрии, хотелось бы подробнейшим образом разобраться, насколько это всё сделано в соответствии с нормами. Чтобы потом жители города не сказали нам: что вы там творите с нашим городом вообще? А это я периодически слышу при упоминании «Алых парусов» и тому подобных зданий. И мне этого не хотелось бы.

Поддержал Илью Шульгина только представитель Общественной палаты региона Константин Ситчихин. Он заметил, что 3D-модель здания, представленная разработчиком проекта, не отражает окружающую действительность.
- Взяли бы и сфотографировали тот снег, который сейчас там лежит, фасады зданий в том состоянии, в котором они сейчас находятся, того же цирка, например. И тогда бы мы все чётко увидели, как это выглядит. А нам предоставили 3D-модель, где вокруг зелень и чистые красивые белые здания вокруг стоят. И всё вместе это кажется замечательно, - высказал негодование активист.
Представители застройщика попросили противников проекта конкретнее выразить, что именно нужно доработать.
- Не нравится белый, скажите тогда, в каком цвете нам делать. Потому что ориентироваться на грязный облупившийся цирк - это не серьёзно. Это же новое здание, - высказались они.

По большей части молчавший до этого Николай Плаксивый тихо, но довольно твёрдо заявил, что проектировал фасад здания без отрыва от его формы, поэтому если этот вариант не утвердят, то ему придётся перерабатывать целиком и объёмно-планировочное решение.
- В чём проблема с керамогранитом? Что с ним будет происходить? Он легко моется. Я не вижу проблем, - недоумевал он.
Илья Шульгин ответил, что со временем на светлом керамограните могут появиться вертикальные черные потёки, которые обезобразят здание. И тут уже не выдержал сам застройщик.
- Мы профессионально занимаемся строительными материалами, и понимаем, что потеки бывают в основном из-за применения дешёвой подсистемы, некрашеной и не оцинкованной. Её не видно, поэтому на ней экономят. И через 3 - 4 года места крепления крепежей выскакивают в момент окисления металла на фасад. Здесь мы применяем дорогую качественную подсистему, она прописана в проекте, она и оцинкованная, и крашеная, она имеет гарантию несколько десятков лет. И сам по себе керамогранит имеет сертификат достаточно серьёзный, и его потускнения со временем практически не происходит. Только осадки, но их смывает. Но если что-то не нравится в фасаде, вы скажите, в каком направлении работать по цвету, чтобы мы не выходили на градсовет по десять раз. Для нас это важный момент, мы вложили деньги и сейчас фактически остановились в проектировании. А сезон у нас короткий, в мае мы должны начинать работу, иначе у нас будет потерян год.

В ответ члены градсовета предложили согласовать первый вариант с белыми фасадами в качестве основы, чтобы потом авторы проекта доработали его уже в частном порядке, не вынося повторно на градсовет. Но Илья Шульгин настоял на том, чтобы проект был возвращён в рабочую группу градсовета.
- Предлагаю доработать проект и доработать оперативно, чтобы у коллег не уехали сроки. У меня нет демонического намерения заморозить и навсегда его похоронить. Я просто хочу, чтобы всё было сделано качественно, - заключил он.
Повторное рассмотрение проекта высотки напротив цирка может состояться уже через неделю.