Кокон, пустые рамы и индустриальный пейзаж. В Кирове открылась выставка современного искусства «Этика пыли»

15 августа на ул. Пролетарской, 14 открылась выставка от создателей культурного центра «Пятый этаж». Художники родом из Кирова языком искусства рассуждают на тему времени, памяти и локальной идентичности. Что можно увидеть на выставке, рассказываем в репортаже.

«Этика пыли» - это результат художественного осмысления феномена памяти. Идея принадлежит одному из кураторов выставки Софье Пикулевой.

- Пыль стала метафорой памяти и воспоминаний, того, что мы склонны забывать или не замечать, - говорит Софья. - Она как архив чего-то прошлого. Пыль остаётся от чего-то: это может быть домовая пыль или пыль от горящих деревьев, которые когда-то были живыми. То же самое здесь: мы поднимаем вопросы памяти через такую вещь, как пыль. Казалось бы, мы стараемся её смахнуть. Но через неё можно показать интересные вещи. Например, мы затрагиваем вопросы о личности человека, времени, есть работы, в которых художники рассуждают об истории своей семьи.



Руководитель культурного центра «Пятый этаж», куратор выставки «Этика пыли» Дарья Ткачёва добавляет, что выставка имеет ещё один ракурс - отношение к городу.

- Наше отношение к этому месту двоякое, как и пыль. С одной стороны, она незначима, с другой стороны, пыль - это выражение материальности. Она есть везде. Вы оставляете вещь, и она обрастает пылью. Тем самым материальный мир напоминает о себе. Пыль существует независимо от того, как мы к ней относимся. Живя в этом городе, мы ощущаем себя незначительными. Но, с другой стороны, мы значимы, мы есть. Это двоякое отношении к себе есть параллель с метафорой пыли. Хотелось поразмышлять об этом художественным языком с помощью произведений искусства.

На выставке представлены работы художников, которые родились в Кирове и сейчас работают в Москве, всего более десятка работ: инсталляций, картин, видео-артов.


Выставка современного искусства не предполагает заданной трактовки, подчёркивает Дарья Ткачёва, но кураторы и художники поделились своими интерпретациями.

Пожалуй, самая интересная работа - инсталляция «Антропология» Василия Кононова-Гредина, которая представляет собой конструкцию, напоминающую водяные часы, и глиняный череп (это отсылка к латинской пословице Memento mori - помни о смерти) в стеклянном кубе с водой.


- Череп сделан из необожённой глины, она постепенно будет разрушаться, - рассказывает о концепции художник. - Человек смотрит на время, оно отсчитывает мгновения. Череп разрушается, происходит распад.

С темой личной памяти работает кировская художница Дарья Гредина. Одна из её инсталляций - «Секретики» - отсылает к её семейной истории и личным воспоминаниям. В почву как бы закопаны фотографии, ключи, рисунки, напечатанные отрывки из стихотворений. Точно также дети раньше закапывали в землю маленькие «сокровища», помещая их под осколки стекла, и показывали тайники самым близким друзьям. Такая детская игровая практика называлась «секретиками». Ещё одна инсталляция Дарьи, представленная на выставке, - «Кокон» - представляет собой «спрятанную» под наслоениями ткани и пыли конструкцию с горящими лампочками.


- Она [инсталляция] рассказывает нам о том, что нечто незначительное может скрывать внутри что-то значимое. Как кокон, в котором развивается жизнь, потом становится ненужным. Она делает свет, пробивающийся изнутри, и сверху - натуральные ткани. Это отсылка к домам, совершенно невзрачным снаружи, но которые таят в себе чудо обычной жизни, - рассказывает куратор выставки Дарья Ткачёва.

С другими смыслами работает художник Егор Портников. Одна из его инсталляций - «Незначительное» - обращается к восприятию искусства в выставочном пространстве.


- Мы видим полуразрушенные картинные рамы, которые когда-то содержали в себе что-то важное, может быть, парадное, - говорит художник. - Но со временем произведения из них исчезли, осталось только одно - выбросить их. Но, хотя они утратили своё содержимое, они несут в себе следы памяти. И вот этот кусок белой стены становится очень напряжённым. Видя белый прямоугольник в раме, мы начинаем невольно вглядываться в него. Иногда в нём появляются фрагменты пейзажей, которые могут напомнить нам что-то, и при помощи них мы, возможно, достроим через свои воспоминания и ассоциации целую картину. Возможно, она снова заполнит всё пространство внутри этой рамы.

Эти и другие работы можно увидеть на первом этаже ЖК «На Казанской» (ул. Пролетарская, 14, вход со стороны ул. Казанской). Вход на выставку свободный, она будет работать в течение месяца.