«Клиенты ремонтируют авто за свой счёт»: кировские эксперты объяснили причины сокращения ремонтов по ОСАГО

Автосервисы значительно сократили количество ремонтов автомобилей по полису ОСАГО. Тенденцию подтвердили опрошенные представители кировского бизнеса. На фоне дефицита запчастей сервисы не всегда могут уложиться в отведённые сроки, а цены на детали для иномарок выросли до 50%. О том, на какие ухищрения идут кировчане, чтобы починить автомобиль, и как может измениться закон об ОСАГО – читайте в материале.

Ремонт за свой счёт

Сегодня по ОСАГО предусмотрено два варианта возмещения убытков – в денежном или натуральном выражении – в форме ремонта на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА). При этом последнюю форму законодатель посчитал приоритетной для россиян. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), если в начале 2022 года доля ремонтов по ОСАГО составляла 9-11 %, то к концу почти сошла на нет.

– Мы практически перестали ремонтировать автомобили по ОСАГО, хотя ещё год назад ситуация была совершенно иной. Сегодня сумма расчёта по методике, которую утверждает Российский союз автостраховщиков (РСА), не совпадает с реальными затратами сервисов, – рассказали порталу Свойкировский в одном из кировских сервисов, работающем со страховыми.

Тенденцию подтвердили в ГК «Престиж-Авто»:

– Количество направлений на ремонт действительно снизилось, страховые компании выплачивают потерпевшим преимущественно деньгами. Количество же битых автомобилей от этого, разумеется, не изменилось. Клиенты продолжают ремонтировать авто, но уже за свой счёт.

В компании рассказали, что основная причина отказа от ремонта – в сроках поставки необходимых запчастей для ремонта.

– Также нарушены логистические цепочки и возможность быстрой поставки качественных запчастей часто отсутствует. В рамках ОСАГО законом чётко определены сроки ремонта и рисковать неисполнением никто не готов, – пояснили в «Престиж-Авто». – Сложнее работать с иностранными производителями, но запчасти есть практически на все бренды, от логистической сложности зависит цена запчастей и срок поставки.

В среднем, по оценкам кировской компании, сегодня запчасти приходится ждать от недели до двух-трёх месяцев. При этом детали подорожали от 20 до 50%.

– Цена зависит от срока поставки и наличия детали в стране, – уточнили в «Престиж-Авто».

По отечественным автомобилям ситуация проще, пояснили специалисты. Запчасти в наличии и в достаточном количестве. Однако, по словам представителя одного из кировских автосервисов, их стоимость и стоимость работ превышает нормативы РСА. В них уложиться практически невозможно, уточнил один из собеседников.


В ход идёт б/у

Между тем в «Росгосстрахе» наблюдают стабилизацию ситуации по ремонтам: во многом стабилизировались цены на запчасти и более ясны сроки их поставок.

– Мы наблюдали негативную динамику во втором и третьем кварталах 2022 года. Тогда было снижение, обусловленное, прежде всего, влиянием внешних факторов. По четвертому кварталу вышли на тот же уровень, что и в 2020-м и 2021 годах – около 8 %. Этот показатель в компании выше среднерыночных значений, – рассказал Михаил Волонихин, начальник кировского регионального центра по урегулированию убытков компании «Росгосстрах».

По словам эксперта, в прошлом году ситуация по ремонтам во многом осложнилась тем, что договоры со станциями техобслуживания компании заключали несколько лет назад в условиях иной геополитической и экономической ситуации.

– С весны прошлого года мы наблюдали резкий, нередко даже спекулятивный рост стоимости запасных частей: на моей практике были случаи, когда стоимость запчастей вырастала в цене в несколько раза в течение двух-трёх недель, – пояснил Михаил Волонихин.

Также, по словам эксперта, значительная часть поставок попала под санкционные ограничения, некоторые позиции либо исчезли с рынка либо их поставка усложнилась. И люди, попавшие в ДТП именно в этот период, были недовольны и не понимали, что происходит, так как цены, по расчётам РСА, не могли корректироваться с такой частотой.

– Реалии таковы, что не всегда есть возможность приобрести новую запчасть, особенно на машины старше 10-15 лет. На машины с правым рулём ещё сложнее найти детали, а если они и есть, то их стоимость иногда достигает сумм, сопоставимых со стоимостью самих транспортных средств, – продолжает специалист «Росгосстраха». – В некоторых случаях водители договаривались со станциями не менять деталь, а ремонтировать её. Также были случаи, когда водители отдавали предпочтение оригинальной б/у детали. Однако чтобы её установить, все стороны – клиент, страховая, мастерская – должны заключить соглашение об использовании б/у запчастей.

Водители должны понимать, что в текущей ситуации закупить и доставить на СТОА запчасти на целый ряд марок автомобилей в течение установленного законом 30-дневного срока практически невозможно, отмечает Михаил Волонихин. При этом законодательство жёстко ограничивает сроки исполнения страховой компанией своих обязательств перед клиентом. Когда страховщик и СТОА физически не в состоянии уложиться в отведённый срок, и клиент не согласен на увеличение сроков, предусмотрена денежная выплата, подчёркивает эксперт. При этом если клиент готов ждать поставок и письменно подтвердил это, страховая пойдёт навстречу.

Корректировки закона об ОСАГО

По мнению представителей кировских автосервисов, изменения в сфере ОСАГО давно назрели. В ситуации по ремонтам могут начать применять более прозрачное ценообразование по запчастям и более лояльные условия по сроку работ.

В ближайшее время Общественная палата России планирует внести изменения в закон об ОСАГО. В частности, общественники предлагают увеличить минимальные сроки страхового ремонта. Сейчас на ремонт по ОСАГО положено 30 календарных дней. В случае нарушения дедлайна компании грозят неустойки (пени).

Также в планах общественников добиться разрешения использования бывших в употреблении запчастей.

– Необходимо проанализировать опыт Приморья, где б/у запчасти на редкие праворульные автомобили успешно устанавливают уже не первый год, – рассказал проекту «ОСАГО: общественная экспертиза» руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

Эксперт уточнил, что в данном случае речь не о принудительном использовании бывших в употреблении запчастей, а лишь тогда, когда на это согласен потерпевший.

Однако инициативы не приветствуют в Банке России, сообщают «Известия». Изданию пояснили, что если увеличить сроки ремонта, то клиент не сможет использовать авто в течение долго времени, а применение б/у детали может привести к снижению уровня безопасности на дорогах.

Фото на главной: «Российская газета», фото внутри текста: Евгений Епанчинцев