Кировский экспресс. Как работает городская электричка и что о ней думают пассажиры

В среду, 1 августа, в Кирове стартовал проект «Городская электричка». Журналист портала Свойкировский проехал на электропоезде первым утренним рейсом от Нововятска до вокзала, чтобы на собственном опыте оценить все плюсы и минусы новоиспечённого вида городского общественного транспорта//

О планах запустить в Кирове городскую электричку областной Минтранс заявил в начале июня 2018 года. По планам чиновников, к 2026 году по городу планируют запустить семь пар электропоездов. Они будут ездить от станции Матанцы на северо-западе Кирова до станции Полой Кирово-Чепецкого района. Для удобства горожан власти хотят построить четыре новых железнодорожных платформы: ТЦ «Грин Хаус», Луговой, Нововятская и Советская.
Первое, что пока сделали в рамках проекта «Городская электричка», - стоимость проезда на уже существующих электропоездах глазовского направления на участке от станции Поздино в Нововятске до железнодорожного вокзала снизили с 48 до 22 рублей. Рано утром 1 августа мы протестировали городскую электричку и оценили существующий пассажиропоток на этом направлении.
Мир шнура. Отправка товара по всей России - http://kanatkapronovyy.ru/verevkalaguna.php

Перелезть через кусты

От жилых кварталов центральной части Нововятска до станции Поздино можно дойти пешком за 15-20 минут. Мы выдвинулись на станцию от здания Нововятского районного суда на ул. Красноармейской. Вариантов пути два: либо по обочине разбитой автомобильной дороги, ведущей от улицы Орджоникидзе, либо вдоль самих путей. Мы решили, что вдоль железной дороги будет короче, и выбрали второй вариант, пока единственный прохожий, встретившийся нам на пути, не посоветовал выйти на проезжую часть.
Пройдя мимо пилорамы и каких-то полузаброшенных зданий за двухметровым забором, мы уткнулись в кусты, которые пришлось перелезать, а дальше вышли к железнодорожной ветке, ведущей на механический завод. По ней мы и вышли к Поздино.


На самой станции мы обнаружили на перроне несколько скамеек, урн и фонарей, а ещё два кирпичных служебных здания, ни одно из которых не предназначено для пассажиров. Ждать электричку приходится на скамейке. Билеты на станции тоже не продают.

Кому нужна электричка

В 6:30 утра на станции нет ни одного человека. В трёхэтажном здании дверь закрыта, но есть домофон. Мужской голос на том конце поясняет, что электрички на станции Поздино в целом пользуются спросом.
– Человек 10—15 ездят в Киров и обратно. Хотя раз на раз не приходится. Билеты у нас купить нельзя - кассы нет, но можно приобрести прямо в электричке у контролёра.
Тем временем на перрон приходит первый пассажир. Женщина, представившаяся Ниной, говорит, что она живёт в Нововятске, а на Поздино, как и мы, пришла со стороны суда, но сейчас собирается ехать не в Киров, а в Зуевку.
– Я здесь впервые. Мне объяснили, как идти. Смотрю – высокое здание, сразу поняла, что это Поздино. Про то, что теперь от Нововятска до Кирова электричка будет стоить 22 рубля, я не знала, - удивляется она.

Сотрудники станции подсказывают Нине, куда нужно идти, и объясняют, что электричка на Зуевку прибудет на вторую платформу, а на Киров – на первую.
Все немногочисленные жилые дома в Поздино находятся по другую сторону железной дороги. От станции их закрывает стоящий длинный товарный поезд. Если бы кто-то из местных жителей захотел сейчас выйти на платформу, ему бы пришлось обходить многочисленные вагоны, а затем переходить несколько железнодорожных путей без всяких мостков и переходов.

Постепенно на перроне начали появляться люди, но все они шли на вторую платформу, чтобы сесть в электричку в сторону Зуевки. Среди них была женщина уже пенсионного возраста со светлыми короткими волосами. У неё в руках была большая сумка - она собиралась поехать в сад.
– Здесь всё хорошо сделано, только плохо, что билеты сейчас купить нельзя, - поделилась одна из женщин. - Раньше на Поздино билеты покупали, а теперь в этом здании что-то типа склада. Здесь и поезда раньше останавливались, не только электрички. Магазины были, завод по производству асфальта работал. Теперь он практически заброшен. Многие ездят из города на фанерный комбинат в Нововятске, кто-то в сады, работники РЖД ездят в районы – там же тоже кто-то должен работать. Я сама от Поздино езжу в сад - по льготному проезду 24 рубля билет стоит. Да и электричка пустой не бывает. Раньше 10 вагонов было, сейчас 4.

За 15 минут прямо на вокзал

Когда пришла электричка на Киров, в неё кроме нас села только одна пожилая женщина с рюкзаком. Вагон был не полон, по ощущениям чисто и не душно.
Женщина, которая села вместе с нами на станции Поздино, рассказала, что в электричке только сейчас есть куда сесть, а по выходным многим приходится ехать стоя. К идее с городской электричкой она относится положительно.
– В автобусах душно, сесть некуда, а здесь удобно и быстро. Из Нововятска до вокзала по городу минут 40 ехать будешь, с пробками и того больше. Правда, билеты в электричках дорожают. Раньше я до сада в Мутницу ездила за 70 рублей, а теперь – за 170 рублей.

Но у пассажиров есть и свои уловки. Например, кое-кто догадался, как сэкономить за счёт введения городского тарифа.
– Вы хотите, наверное, узнать про проезд за 22 рубля? – спросила молодая женщина. И достала билет, на котором отчётливо была видна цена и маршрут «Поздино – Киров».
– Но ведь вы едете не от Поздино? – удивились мы.
- Я еду от Просницы до Кирова. Прямой билет стоит 116 рублей. А если ехать от Просницы до Поздино – это стоит 73 рубля, а потом от Поздино до Кирова – 22 рубля. Получается дешевле, хотя я, разумеется, еду без пересадок, - объяснила она.

Шестнадцать минут в электричке прошли незаметно. На остановке Красносельский в вагон никто не зашёл. Поезд прибыл прямо к вокзалу. Контролёр - видимо, единственный на всю электричку - так и не успел обилетить ни нас, ни женщину, вошедшую вместе с нами на станции Поздино.
- Контролёр обычно всё строго проверяет, на самом деле, - заступилась за проверяющего одна из пассажирок. - Он смотрит, на какой станции в какой вагон сколько человек зашло и приходит проверять билеты. Сейчас, скорее всего, он просто не заметил, как два человека вошли в последний вагон.
Когда после электрички мы пересели возле вокзала на автобус, сразу же ощутили все прелести часа пик в общественном транспорте - давку и духоту, плюс всё время казалось, что автобус идёт очень медленно, по несколько минут стоя на некоторых остановках.

Итак, что в сухом остатке? Дорога до станции заняла у нас 20 минут плюс 16 минут в самой электричке. Итого 36 минут. На автобусе 16-го маршрута путь до вокзала мы бы преодолели за 40-50 минут в зависимости от пробок. Комфорт электрички не сопоставим с городским автобусом в час пик. Правда, дорога до станции оказалась тоже не самой удобной.