Архитекторы, дизайнеры, мастерицы и специалисты по брендингу высказали своё мнение на этот счёт.
– Мы опросили 403 человека из разных районов города. Выборка проходила по всем законам социологии, так что её можно считать репрезентативной, – подчеркнул Алексей Обжерин. – Мы спрашивали граждан, изменят ли несколько десятков дымковских домов облик города в лучшую сторону. 93% опрошенных ответили «Да». Причём молодёжь проголосовала «за» на 100%. Меньше всего наших сторонников оказалось в возрастной группе от 45 до 54 лет –85%, но и это всё равно высокий процент. При таком уровне поддержки мы будем дураками, если не будем продолжать делать то, что мы делаем.
– Никто не против бренда дымковской игрушки, – высказалась архитектор Лина Геполова. –Думаю, все ощущают, что этот бренд очень мощный, и использовать его в каких-то мелких предметах дизайна, на транспорте, на маленьких объектах – претензий нет. Но почему, когда речь идёт об образе города, экспертное мнение заменяется соцопросом? Почему те, кто занимается рекламой, не обращаются к специалистам высшего уровня, например, в Союз архитекторов? Это люди уважаемые, которые были приняты в эти союзы не просто так, они заслужили это право своей деятельностью. Ведь раскрашивать в дымку мост – это преступление, это инженерный объект, форма которого сама по себе красива, и лучше его качественно отремонтировать, а не превращать в потёмкинскую декорацию. Если речь идёт об образе города, такие вещи надо решать через конкурсы, озвучка в СМИ должна быть.
– Во-первых, социологический опрос, который вы проводили насчёт дымки, это как выборы в Советском Союзе, где только одна кандидатура, – упрекнул он активистов. – Нужно хотя бы два варианта. Во-вторых, если уж вам так хочется сделать гипер-орнамент, надо его масштабировать грамотно и корректно. Нельзя это переносить на здания. Вы в Сочи где-нибудь видели символику Олимпиады на фасадах домов? Брендинг Олимпиады был очень красивый – на куртках, на сувенирах, но не на зданиях. Я набрал в гугле слово «кич», и первое, что вылезло – это Йошкар-Ола. Вы хотите, чтобы с кичем ассоциировался Киров? Кич – это продукт массового производства, рассчитанный на примитивный вкус. Мы сейчас создаем себе образ города, у которого нет вкуса.
– Не обратились, потому что вы бы всё нам зарубили. Мы открыты для сотрудничества, но мы не хотим, чтобы мы приходили, а вы нас блокировали. Если из вашей среды кто-то захочет включиться в нашу работу и поможет сделать проект лучше, мы будем рады. Но мы совершим ошибку, если будем приходить только для того, чтобы нам сказали, что у нас всё плохо. Даже когда мы согласовываем проекты с мастерицами, на это уходит много времени. Если мы будем подключать еще какие-то сообщества, получится очень много встреч, которые с высокой долей вероятности будут пустыми. Я предлагаю другое: если у архитекторов есть искренний интерес и желание помочь, пусть спускаются с небес на землю и включаются в нашу команду.
– Я не отношу себя ни к ярым сторонникам, ни к радикальным противникам раскрашивания города в дымку, – признался Касанов. – Надо ко всему подходить с позиции здравого смысла. А он говорит, что у нас не всё хорошо с обликом города благодаря позднесоветской архитектуре, типовым проектам, которые не обладают особой архитектурной ценностью. В спальных районах всё особенно депрессивно. Поэтому логичный и грамотный вопрос, который подняли маркетологи – как сделать город ярче. Дымка – это один из вариантов, как можно эту ситуацию исправить. Один, но не единственный. На самом деле Клуб маркетологов – это круг достаточно креативных людей, и хотелось бы им пожелать, чтобы они не замыкались только на дымке, а продолжали бы проект, но в другом ключе. Можно использовать самые разные идеи. Например, мне очень нравится идея трансформаторных будок в виде стиральной машины «Вятка-автомат». Это тоже относится к нашей местной территориальной идентичности. Второй момент – у нас город с глубочайшей историей, в которой очень много громких имён, и можно было бы рисовать портреты известных исторических личностей – за счёт этого их бы больше узнавали и изучали.
– Сейчас дымка всякая, художников полно. Нашу бедную дымку суют везде – она на банковских картах, на пакетах с молоком. Везде идёт переработка дизайнерами дымковского орнамента. Это абсолютно не совпадает с видениям дымковских мастеров. Когда я на это смотрю, волосы встают дыбом и глаза болят. Хотелось бы, что это было правильно и «вкусно». Я за сотрудничество дизайнеров, архитекторов и дымковских мастериц.
– Дымковский орнамент прекрасен, но у вас он выглядит как какой-то штамп, который постоянно повторяется, – оценила она. – Если бы вы реально разрабатывали для каждого дома свой узор, это выглядело бы красиво. Вы приводили как заслугу то, что в других городах в образ города вкладываются миллиарды, а у нас – несколько миллионов. На самом деле, видно, когда в здание вложены большие деньги, а когда копейки. Может быть, если у города нет средств, покрасить не тридцать домов, а десять или пять, но чтобы они выглядели достойно и эстетически привлекательно. Мы, профессионалы, можем в этом помочь.
– Я воспринимаю опыт кировского клуба маркетологов как редкий для России случай, когда частная инициатива раскрашивания города в единый стиль дает такой результат. Обычно подобные вещи инициируют власти. Например, в Семёнове, на родине хохломы, этим узором расписано всё – от дома культуры до уличных урн. Есть город Боровск в Калужской области, там один художник своими силами начал рисовать картины-граффити, его сначала все пинали, а потом его рисунки стали едва ли не главной достопримечательностью Боровска. Но такого, чтобы у города была единая стилистика, очень мало. И то, что её нет в Сочи, например, так это не потому, что там это запрещено, а потому что олимпийская символика принадлежит частному лицу, и город не может ею управлять.
– Для меня дом, раскрашенный не в дымку, а, например, в стиральную машину, был бы гораздо более интересным, но я человек с особым складом ума. Здесь важнее другое. Благодаря ребятам Киров не стал красивее, он остался таким же серым, просто в нём появилось четыре ярких дома. Но если бы эти четыре дома не были раскрашены, то они точно не стали бы точкой притяжения интереса к городу. А в этом плане они явно красят Киров. Удивляет, что в этом вопросе не слышен голос мэрии, хотя они должны быть если не инициатором, то хотя бы модератором процесса. Выстраивать коммуникацию между горожанами и профессиональными сообществами должны они, а не маркетологи. Кстати, Навальный к вам скоро на суд приедет, он по поводу дымки ещё ничего не говорил? Просто достаточно большое количество россиян, которые имеют высокий заработок и путешествуют по миру, читают блог Навального. И всё, что они знают о Кирове – что здесь посадили Белых и чуть не посадили Навального. Если бы Алексей Навальный рассказал о вашей дымке, это продвинуло бы город в гораздо лучшем ключе.
– Только чтобы там было профессиональное жюри, потому что не маркетолог и не соцопрос должен решать такие вещи, – заключил он.