Журналист портала Свойкировский.рф съездила в Кировский областной хоспис и поговорила с медперсоналом о том, о чем люди обычно боятся разговаривать.
- Несмотря на непростые времена, было выделено помещение бывшего санатория-профилактория ДСК, прошедшего реконструкцию. Распоряжение о создании вышло 9 апреля, а в сентябре мы уже приняли первых пациентов. С той поры мы работаем, ежедневно приобретая новый опыт, - рассказывает главврач хосписа Сергей Шулепов.
- А что такое хоспис, Олеся?Я делаю предположение, что это «конечная станция» для пациентов, так как много читала про российские хосписы. Сергей Аркадьевич не согласен со мной:
- Это стереотип. У нас есть пациенты, которые к нам поступали в течение нескольких месяцев и даже лет по нескольку раз. Они проходили лечение, а потом выписывались. Если им становилось тяжело, они возвращались снова. У нас в стране лечение добровольное, а если наступает облегчение – почему бы не съездить домой? Наша задача не запереть пациента, а улучшить его качество жизни на четвертой стадии болезни.
- К нам направляют пациентов либо врачи участковые, семейные, общей практики, либо врачи-специалисты – онкологи, например. Мы записываем их, ставим в очередь, так как у нас госпитализация плановая. Также люди имеют право сами к нам обратиться, без формальностей. Если обращение есть, а пациент в Кирове, то выездная бригада выезжает, врач знакомится с человеком, узнает его проблемы. И, когда пациент к нам поступаем, мы уже имеем примерное представление о его особенностях. Ну и, конечно, мы даем ему рекомендации, пока он ожидает своей очереди, - поясняет Сергей Аркадьевич.В Кировском областном хосписе находятся люди с онкологией, реже – с последствиями инсультов. Когда в стране открывались такие учреждения, существовало понятие, что они только для онкобольных. Но позже ситуация изменилась. Если говорить о возрасте, то средней цифры назвать никто не может – здесь получают помощь и молодые люди, и кировчане преклонных лет. Сергей Аркадьевич рассказал, что в стенах хосписа даже как-то отмечали 100-летний юбилей пациента.
- Это работа, и мы должны делать свое дело. Вот случилось страшное ДТП, к примеру, бригада «скорой», прибывшая на место, должна спасать людей, а не лить слезы. Точно так же и в нашей работе. Конечно, паллиативная помощь отличается от какой-либо другой. В терапию поступает человек, а потом вылечивается и уходит домой. У нас картина иная. Но те, кто выбирает медицину, должны быть готовы к любым концовкам – счастливым и трагическим. Это профессиональный подход.
- Текучка действительно наблюдается в последнее время: кто-то уходит, кто-то приходит. В первые годы было стабильнее. У нас непросто работать, особенно тяжело приходится с родственниками пациентов. Менталитет такой. У меня есть коллега в Казанском хосписе, руководитель. Он 3 года набирался опыта в Европе. У них все четко: если онкология достигла 4 стадии, то об этом прямо, без сантиментов, говорят и назначают паллиативную помощь. Это делается для того, чтобы человек знал реальный прогноз, мог составить завещание и уладить другие дела. У нас все-таки диагноз подается гораздо мягче, поэтому люди дольше сохраняют надежду, даже на 4 стадии и от нас часто требуют невозможного.
- Я, как главный специалист по паллиативной помощи, проводил семинары для врачей. Помимо технических вопросов, им объяснена и мера ответственности. Летом прошлого года в Кировской области был создан телефон горячей линии, по которому пациент или его представитель может позвонить и сообщить о своих проблемах. Звонки были, и мы оперативно разбирались в ситуации. Хочу сказать, что за последние 3-4 месяца не было ни одного звонка. Это может говорить о том, что дело сдвинулось с мертвой точки.
- У нас есть все необходимые обезболивающие препараты. Они очень эффективны, если их правильно и своевременно назначать. Кроме того, в области в несколько раз выросло применение обезболивающих таблеток и пластырей. С точки зрения пациентов они эффективны (есть таблетки, которые действуют 12 часов, и есть пластыри, которые действуют аж 72 часа), но самое главное – удобны. Не каждый ведь может сделать себе укол, - поясняет Сергей Шулепов.
- Я знала, что я буду здесь работать уже тогда, когда писала диплом и сдавала экзамены. Поэтому я еще в медицинском колледже получила нужную подготовку и настрой на то, что иду оказывать людям помощь, а не погибать от сострадания. Сотрудник хосписа не должен впадать в уныние, потому что пациентам и так тяжело. Нужно всегда приходить в настроении, а эмоции оставлять за пределами работы.
- Это все в теории. На практике, если сотрудник отработал 5 лет и накопил опыт, это уже о многом говорит. Такой человек достойно поведет своих пациентов. А выгорание не от пациентов и не от коллектива, а просто от того, что человек готов к смене работы. Да и опытным медикам выгорание не грозит. Они умеют грамотно выслушать, дать советы, чтобы человеку было спокойно. В этом и заключается профессионализм медработника.
- Они уставшие, они знают исход заболевания. В других больницах нет свободного доступа родственников, а у нас они могут с 8:00 до 19:00 постоянно находиться рядом с близкими. Персонал их тоже поддерживает. Иногда родственников мучает совесть. После того, как они привозят к нам своего родного человека, на них начинают нападать соседи, мол, «сдала мать/отца и радуется жизни». Менталитет такой. Наша задача – поддержать человека, дать ему понять, что он все правильно сделал, что у нас пациенту будет лучше. Настолько бываешь благодарен родственникам за то, что они смогли переступить через себя и обеспечили своему близкому человеку достойный уход. Мучиться мы им действительно здесь не дадим, со всей симптоматикой мы работаем. А дома «скорая» не будет так часто ездить, двухчасовую очередь в больнице тоже не высидишь. Даже мне, имеющей 15-летний опыт с такими пациентами, в домашних условиях невозможно было бы ухаживать за близким человеком 24 часа в сутки.
- Плоды нашего труда не исчезают. Мы не добавляем дней к жизни, мы добавляем жизнь к последним дням.Редакция портала Свойкировски.рф выражает благодарность Министерству здравоохранения Кировской области и руководству хосписа за оказанное доверие и помощь в подготовке материала.