Хоспис: «Мы не добавляем дней к жизни, мы добавляем жизнь к последним дням»

Журналист портала Свойкировский.рф съездила в Кировский областной хоспис и поговорила с медперсоналом о том, о чем люди обычно боятся разговаривать.

Хоспис. Далеко не все знают, что это такое, и для чего он нужен. А большинство людей это слово и вовсе пугает. Именно поэтому персонал Кировского областного хосписа, находящегося в Коминтерне, не любит давать интервью и общаться с журналистами – слишком сильны людские стереотипы и предрассудки. Но для нас сегодня сделали исключение. Поэтому я ранним утром пробираюсь через дворы в поисках нужного мне здания. Нахожу его быстро: яркий фасад жизнерадостного желтого цвета – словно живое пятно на фоне серых коробок домов.



Вокруг тихо, на территории нет людей, на входе мне на секунду кажется, что я приехала в санаторий. В холле расставлены новенькие мягкие диваны, на окнах висят шторы, медрегистратор на входе очень приветлива.

Об истории хосписа и первых шагах

Как оказалось, седьмое чувство меня не обмануло, в советские годы в здании размещался профилакторий. В 1997 году губернатор Владимир Сергеенков принял решение открыть здесь первый в регионе хоспис – лечебное учреждение, призванное облегчить страдания онкобольных людей, оказать им паллиативную помощь. На тот момент подобных учреждений в России было совсем немного, около пяти.
- Несмотря на непростые времена, было выделено помещение бывшего санатория-профилактория ДСК, прошедшего реконструкцию. Распоряжение о создании вышло 9 апреля, а в сентябре мы уже приняли первых пациентов. С той поры мы работаем, ежедневно приобретая новый опыт, - рассказывает главврач хосписа Сергей Шулепов.


Сергей Аркадьевич вспоминает, что в первые годы работать было непросто. Не было практически никакой нормативной документации. У них был только приказ Минздрава, дающий юридическое право создавать в регионе учреждения такого типа. За основу врачи взяли структуру и организацию Санкт-Петербургского хосписа. И только в 2011 году, когда был принят 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», впервые появилось понятие «паллиативная помощь». Также были выпущены порядки оказания помощи взрослым и детям, на основании которых хоспис и работает сегодня.

Хоспис – не «конечная станция»

Я спрашиваю Сергея Аркадьевича, как первые пациенты и их родственники реагировали на неизвестный им еще хоспис. Доктор задает мне встречный вопрос:
- А что такое хоспис, Олеся?
Я делаю предположение, что это «конечная станция» для пациентов, так как много читала про российские хосписы. Сергей Аркадьевич не согласен со мной:
- Это стереотип. У нас есть пациенты, которые к нам поступали в течение нескольких месяцев и даже лет по нескольку раз. Они проходили лечение, а потом выписывались. Если им становилось тяжело, они возвращались снова. У нас в стране лечение добровольное, а если наступает облегчение – почему бы не съездить домой? Наша задача не запереть пациента, а улучшить его качество жизни на четвертой стадии болезни.
Об условиях

Сегодня хоспис рассчитан на 36 мест: 30 – бюджетных взрослых, 4 – хозрасчетных и 2 - детских, которые пока готовятся к лицензированию. Разумеется, этого не достаточно. Региону, исходя из ФЗ, нужны, как минимум, 100 коек. Что касается качества оказываемой помощи, тут все хорошо. Пациентов обслуживает около 70 человек – это и медицинские работники и другой персонал: водители, повара и так далее. На 8 пациентов приходятся 1 работник среднего персонала, и 1 – младшего.



Получить помощь в хосписе несложно. Для этого нужно лишь направление. Помощь оказывается бесплатно.
- К нам направляют пациентов либо врачи участковые, семейные, общей практики, либо врачи-специалисты – онкологи, например. Мы записываем их, ставим в очередь, так как у нас госпитализация плановая. Также люди имеют право сами к нам обратиться, без формальностей. Если обращение есть, а пациент в Кирове, то выездная бригада выезжает, врач знакомится с человеком, узнает его проблемы. И, когда пациент к нам поступаем, мы уже имеем примерное представление о его особенностях. Ну и, конечно, мы даем ему рекомендации, пока он ожидает своей очереди, - поясняет Сергей Аркадьевич.
В Кировском областном хосписе находятся люди с онкологией, реже – с последствиями инсультов. Когда в стране открывались такие учреждения, существовало понятие, что они только для онкобольных. Но позже ситуация изменилась. Если говорить о возрасте, то средней цифры назвать никто не может – здесь получают помощь и молодые люди, и кировчане преклонных лет. Сергей Аркадьевич рассказал, что в стенах хосписа даже как-то отмечали 100-летний юбилей пациента.

Кировский хоспис существует за счет областного бюджета. Но иногда учреждению оказывают помощь граждане, а также различные организации. При этом о генеральных спонсорах речи не идет. Кто-то помогает материально, кто-то покупает средства ухода или оборудование. Все в разумных пределах. Сергей Аркадьевич прямо говорит: «Бюджетирование неплохое, но денег много не бывает, поэтому мы всегда рады любой помощи».

О тяжести работы и текучке

Обывателю может показаться, что работать в хосписе невозможно, ведь, так или иначе, у здешних пациентов один исход.
- Это работа, и мы должны делать свое дело. Вот случилось страшное ДТП, к примеру, бригада «скорой», прибывшая на место, должна спасать людей, а не лить слезы. Точно так же и в нашей работе. Конечно, паллиативная помощь отличается от какой-либо другой. В терапию поступает человек, а потом вылечивается и уходит домой. У нас картина иная. Но те, кто выбирает медицину, должны быть готовы к любым концовкам – счастливым и трагическим. Это профессиональный подход.


В российских хосписах наблюдается текучка среднего и младшего медперсонала. Психологи говорят об эмоциональном выгорании и самых разнообразных страхах, которые побуждают медиков сменить место работы. В Кировском хосписе текучка тоже есть.
- Текучка действительно наблюдается в последнее время: кто-то уходит, кто-то приходит. В первые годы было стабильнее. У нас непросто работать, особенно тяжело приходится с родственниками пациентов. Менталитет такой. У меня есть коллега в Казанском хосписе, руководитель. Он 3 года набирался опыта в Европе. У них все четко: если онкология достигла 4 стадии, то об этом прямо, без сантиментов, говорят и назначают паллиативную помощь. Это делается для того, чтобы человек знал реальный прогноз, мог составить завещание и уладить другие дела. У нас все-таки диагноз подается гораздо мягче, поэтому люди дольше сохраняют надежду, даже на 4 стадии и от нас часто требуют невозможного.
Об обезболивающих для онкобольных

Последние пару лет очень часто говорят об обезболивании онкобольных. После того, как в Москве произошло несколько резонансных самоубийств, в Законодательство внесли изменения. Сейчас этому вопросу в Минздраве уделяется особое внимание. Изменились и подходы. Сегодня перед медиками поставлена задача обеспечить качественное обезболивание. Министерство здравоохранения даже выпустило специальную методичку, в которой по пунктам объяснено, как правильно облегчать страдания пациентов.
- Я, как главный специалист по паллиативной помощи, проводил семинары для врачей. Помимо технических вопросов, им объяснена и мера ответственности. Летом прошлого года в Кировской области был создан телефон горячей линии, по которому пациент или его представитель может позвонить и сообщить о своих проблемах. Звонки были, и мы оперативно разбирались в ситуации. Хочу сказать, что за последние 3-4 месяца не было ни одного звонка. Это может говорить о том, что дело сдвинулось с мертвой точки.

Что касается хосписа, то тут проблем с лекарствами нет и быть не может.
- У нас есть все необходимые обезболивающие препараты. Они очень эффективны, если их правильно и своевременно назначать. Кроме того, в области в несколько раз выросло применение обезболивающих таблеток и пластырей. С точки зрения пациентов они эффективны (есть таблетки, которые действуют 12 часов, и есть пластыри, которые действуют аж 72 часа), но самое главное – удобны. Не каждый ведь может сделать себе укол, - поясняет Сергей Шулепов.
«Сотрудник хосписа не должен впадать в уныние»

После разговора с главным врачом мне удалось немного пройтись по общедоступным помещениям хосписа. В качестве сопровождающей со мной отправилась главная медсестра Екатерина Молчанова.

В здании хосписа есть все для пациентов и их близких: 2 просторных холла с мягкой мебелью, телевизором, книгами и забавными черепашками, которых все очень любят.





На первом этаже есть молельная комната. Она здесь нужна, но, конечно, не каждый может дойти до нее самостоятельно: 60% пациентов находятся в тяжелом состоянии.







На стенах в холлах и административной части хосписа висят картины, которые нередко сами пациенты дарят медикам за их заботу и хорошее отношение. Две книги отзывов заполнены записями благодарных пациентов — рисунками и стихами.





Екатерина Николаевна работает здесь уже 15 лет, поэтому знает о хосписе и его пациентах все. Она рассказала о том, как сотрудник хосписа должен вести себя с пациентами.
- Я знала, что я буду здесь работать уже тогда, когда писала диплом и сдавала экзамены. Поэтому я еще в медицинском колледже получила нужную подготовку и настрой на то, что иду оказывать людям помощь, а не погибать от сострадания. Сотрудник хосписа не должен впадать в уныние, потому что пациентам и так тяжело. Нужно всегда приходить в настроении, а эмоции оставлять за пределами работы.


Психологи говорят, что «срок годности» работников хосписа не должен превышать 5 лет. Дальше все – то самое выгорание, о котором мы говорили. Екатерина Николаевна категорически не согласна с этим.
- Это все в теории. На практике, если сотрудник отработал 5 лет и накопил опыт, это уже о многом говорит. Такой человек достойно поведет своих пациентов. А выгорание не от пациентов и не от коллектива, а просто от того, что человек готов к смене работы. Да и опытным медикам выгорание не грозит. Они умеют грамотно выслушать, дать советы, чтобы человеку было спокойно. В этом и заключается профессионализм медработника.

О работе с родственниками

Екатерина Молчанова отмечает, что тяжело работать с родственниками, а не с самими пациентами.
- Они уставшие, они знают исход заболевания. В других больницах нет свободного доступа родственников, а у нас они могут с 8:00 до 19:00 постоянно находиться рядом с близкими. Персонал их тоже поддерживает. Иногда родственников мучает совесть. После того, как они привозят к нам своего родного человека, на них начинают нападать соседи, мол, «сдала мать/отца и радуется жизни». Менталитет такой. Наша задача – поддержать человека, дать ему понять, что он все правильно сделал, что у нас пациенту будет лучше. Настолько бываешь благодарен родственникам за то, что они смогли переступить через себя и обеспечили своему близкому человеку достойный уход. Мучиться мы им действительно здесь не дадим, со всей симптоматикой мы работаем. А дома «скорая» не будет так часто ездить, двухчасовую очередь в больнице тоже не высидишь. Даже мне, имеющей 15-летний опыт с такими пациентами, в домашних условиях невозможно было бы ухаживать за близким человеком 24 часа в сутки.

За все время нахождения в хосписе я ни разу не услышала от медиков слово «смерть». Оказывается, у него есть много синонимов, которые не так сильно терзают сердце. Однако сами пациенты говорят о смерти. Чаще с персоналом, потому что родственников они тревожить не решаются, объясняя это тем, что они и так натерпелись. Как правило, вопросы касаются житейских дел. Но, несмотря на свой прогноз, люди все же не теряют надежду, и врачи стараются ее поддерживать.
- Плоды нашего труда не исчезают. Мы не добавляем дней к жизни, мы добавляем жизнь к последним дням.
Редакция портала Свойкировски.рф выражает благодарность Министерству здравоохранения Кировской области и руководству хосписа за оказанное доверие и помощь в подготовке материала.

Фото: Свойкировский.рф