Как за 10 лет изменился Крым. Обзор

18 марта 2014 года Республика Крым и город Севастополь вошли в состав России. За 10 лет на полуострове произошли важные преобразования. Вспомним о ключевых вехах развития.

Крымский мост

После вступления Крыма в состав России полуостров оказался в сухопутной блокаде, поэтому в первую очередь нужно было заниматься строительством транспортного коридора через Керченский пролив. 19 марта 2014 года президент Владимир Путин поручил связать новые субъекты со страной железнодорожной и автомобильной дорогами. Возведение Крымского моста началось в феврале 2016-го и продолжалось более двух лет. Строительство объекта обошлось в 228 млрд рублей. Сооружение длиной 19 км стало самым протяжённым в Европе.


Трасса Таврида

В мае 2017 года началось строительство автомобильной дороги А-291 «Таврида». Эта четырёхполосная дорога стала одной из главных транспортных артерий Крыма. Движение по новой трассе было открыто в августе 2020 года. Стоимость дороги составила 150 млрд рублей.


Аэропорт Симферополь

После воссоединения пассажиропоток Симферопольского аэропорта значительно вырос после блокировки наземного сообщения полуострова с Россией. Это стало поводом для принятия решения о развитии аэропорта.


Аэропорт Симферополь

Рядом с селом Укромное был построен новый терминал площадью 78 тыс. кв. м. Его оснастили восемью выходами-телетрапами, он может обслуживать до 3,7 тысячи пассажиров в час. Аэровокзальный комплекс принял первых пассажиров в апреле 2018 года. В 2019-м аэропорту Симферополь присвоили имя русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.


Энергетика

Не менее острым был вопрос энергоснабжения Крыма, так как оно было тесно связано с Украиной. С 2014 года на полуострове начались перебои с электричеством. Решить проблему помогли две тепловые электростанции – Таврическая и Балаклавская. Их строительство началось в июле 2015-го. Станции расположены в Симферополе и Севастополе. Заработали они спустя три года после начала строительства. На полную мощность вышли в марте 2019-го.


Балаклавская ТЭС

Также в 2015-м запущен энергомост из Краснодарского края, который позволил стабилизировать энергосистему полуострова.

Водоснабжение

Не менее сложная ситуация была с водоснабжением: Украина перекрыла Северо-Крымский канал, который питал республику пресной водой из Днепра. Чтобы восполнить дефицит, на севере полуострова началось бурение скважин Нежинского, Просторненского и Нового григорьевского водозаборов. Их ввели в эксплуатацию в 2015-2016 годах и заполнили часть пересохшего канала. Позже началось возведение 150-километрового водовода в Керчь, Феодосию и Судак. Проект планируют завершить к концу 2024 года.

После начала спецоперации Северо-Крымский канал разблокировали, но из-за разрушения Каховской ГЭС летом 2023 года канал снова обмелел. Власти Крыма не исключают, что скважины могут понадобиться вновь.


Водозабор на реке Бельбек

Образование и здравоохранение

За 10 лет на полуострове построили и реконструировали порядка 150 детских садов, 10 школ. До 2028 года введут в эксплуатацию еще 34 детсада и 13 школ. В Ялте открыли многопрофильный республиканский медицинский центр, в Симферополе появилась Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко.


На полуострове построили 300 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. В учреждения здравоохранения поступило более 7,6 тысячи единиц медоборудования, 40 мобильных медицинских комплексов разного назначения и более 400 автомобилей скорой помощи, уточняет ТАСС.

Преобразились места отдыха. Многие из них не видели благоустройства с советских времён. В частности, реконструированы набережные Ялты, Алушты, Судака, Симеиза, Евпатории, Феодосии.

Переходный период в Крыму и Севастополе завершился уже к январю 2015 года. До конца 2014 года в Крыму избавились от украинского языка на уровне названий населённых пунктов и дорожных указателей, пишет «Коммерсантъ». Между тем украинский вместе с крымско-татарским продолжает оставаться государственным языком на полуострое. Поэтому таблички на госучреждениях содержат надписи на всех трёх.


Фото на главной: Сергей Гунеев, внутри текста: Константин Михальчевский, пресс-служба Крымского управления компании «ВАД», Дмитрий Макеев, Александр Полегенько, Алексей Мальгавко, РБК, Дмитрий Макеев,Виктор Коротаев